Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

    В-третьих, можно из года в год констатировать недостаточную прозрачность процесса внесения изменений в закон о бюджете. Так, по 7 ФЦП запланированы ассигнования выше, чем в паспортах программ, утвержденных постановлением Правительства. За первые 4 месяца текущего года главными распорядителями было внесено более 5 тысяч изменений на сумму 830 млрд. рублей или 44% от произведенных кассовых расходов. Так, МВД России внесено 153 изменения, Росздравом - 147, Рособразованием - 358. По предложению главных распорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение уже утвержденных в законе о бюджете расходов в сумме 90 млрд. рублей. Примечательно, что такая «экономия» предусматривается, в том числе в таких сферах как ЖКХ - 1,4 млрд. рублей, лесное хозяйство - 0,5 млрд. рублей и среднее профессиональное образование - 0,2 млрд. рублей. Это не  те сферы, где нужно «экономить» бюджетные средства. [10]

    Таким образом, остается множество проблем при исполнении федерального бюджета, и что самое страшное – многие из них носят систематический характер.

 

    3  Пути совершенствования государственного бюджета РФ 

    Проблема  нормализации системы расчетов и  платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

    Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

    1. рост ВВП и продукции промышленного  производства;

    2. прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

    3. создание условий для переориентации  финансовых потоков в реальный  сектор экономики;

    4. снижение налоговой нагрузки  на товаропроизводителей и повышение  уровня собираемости налогов;

    5. рост реальных располагаемых  денежных доходов населения;

    6. поддержание уровня занятости  населения РФ и снижение числа  безработных.

    Приоритетные  задачи финансовой политики:

    1) введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений,  усиление координации деятельности  всех фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета;

    2) увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов;

    3) совершенствование структуры расходов  бюджетов на основе сокращения  прямых бюджетополучателей и  численности работников бюджетных  издержек, в первую очередь –  в жилищно-коммунальной сфере,  сокращение неэффективных дотаций;

    4) существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля;

    5) формирование реалистичного бюджета;

    6) проведение политики на финансовом  рынке, позволяющей преодолеть  последствия мирового финансового  кризиса и обеспечить последовательное  снижение доходности по государственным ценным бумагам;

    7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций и дальнейшее укрепление  национальной валюты;

    8) усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых  услуг.

    Задача  подъема России напрямую связана  с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.

    Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

      Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [4]

      В качестве критериев эффективности  бюджетной политики и бюджетной  системы в целом можно предложить  следующие:

    - уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

    - уровень выполнения бюджетных обязательств;

    - величину бюджетного дефицита  и скорость роста государственного  долга;

    - объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного  бюджета;

    - величину валютных резервов, используемых  для финансирования бюджетного  дефицита;

    - динамику валового внутреннего  продукта;

    - уровень безработицы;

    - степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете. [7]

      В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

    - масштабы эмиссии денежных суррогатов;

    - величину просроченной задолженности  по оплате труда из-за отсутствия  бюджетного финансирования;

    - величину просроченной задолженности  по оплате государственного заказа.

    Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые должен выполнять российский бюджет на данном этапе развития экономики:

  • преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
  • снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов.
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

      Именно для этого был разработан  проект Налогового кодекса, ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования.

     К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы.

    В целом же обновление бюджетного устройства России, я считаю, должно вестись по следующим направлениям:

     - обеспечение формирования сильного  федерального бюджета как гаранта  устойчивости всей бюджетной  системы, мощного инструмента  государственного регулирования  рыночной экономики;

     - переход к целевым финансовым  трансфертам (грантам) территориям  с аккумуляцией федеральных и  региональных бюджетных ресурсов  для совместного финансирования  инвестиционных и социальных  программ;

     - отказ от предоставления бюджетно-налоговых  преимуществ по

      признакам государственно-национального  статуса субъектов Федерации;

     - законодательное утверждение бюджетной  асимметрии в соответствии с  программами региональной экономической  и социальной политики с использованием  критериев “бедных” и “богатых”  регионов и других, утвержденных Федеральным Собранием, группировок и критериев.

      Все это в совокупности способно  значительно усовершенствовать  бюджетное устройство Российской  Федерации, особенно с точки  зрения формирования нормальных  рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма.

    Не  менее важно и формирование рациональных “внешних” бюджетных отношений, то есть отношений бюджета с конечными  объектами государственного бюджетного регулирования - с населением и предприятиями. А, следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. [4]

 

    Заключение 

    Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

     Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 

    Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

Информация о работе Бюджетная система РФ