Денежная система Российской Федерации как объект финансово-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение денежной системы в системе финансового права.
Для реализации данной цели перед автором поставлены следующие задачи:
o Дать определения основным понятиям таким как: денежная система, денежная единица, эмиссия наличных денег, кассовая операция.
o Рассмотреть основное законодательство, регулирующее денежное обращение (Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, нормативно правовые акты).
o Отразить группы отношений, которые включает в себя кассовые операции;
o Определить понятие расчетов и расчетных отношений в финансовом праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ 4
1.2. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ 6
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 8
2.1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 8
2.2. ГРУППЫ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ 8
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 13
3.1. ПОНЯТИЕ РАСЧЕТОВ И РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ 13
3.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20

Работа содержит 1 файл

реферат по фин.праву.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     в) средство образования  сокровищ;

     г) средство платежа;

     д) мировые деньги10.

     Назначение денег  в качестве средства обращения  - быть посредником при обмене товаров. Товар непосредственно обменивается на  деньги. Акты обмена товара на деньги и денег на товар в этом случае не разорваны во времени. Когда деньги выполняют функцию средства обращения, расчеты «сливаются» с эквивалентным предоставлением обязательства по времени и по субъектному составу. Деньги здесь  выступают в наличной форме, и, таким образом, самостоятельное  расчетное правоотношение не образуется (например, при наличных  расчетах за переданный товар или выполненную работу).

     В системе развитого  товарообмена, основанного на постоянных, сложившихся товарных связях, функция денег как средства обращения трансформируется: в функцию денег как средства; платежа. В этом случае разрыв во времени между исполнением кредитора и передачей денежных средств должником предполагает усложненную  схему правоотношения, где появляется новый субъектный состав,  включающий специальных субъектов. В их качестве выступают главным образом банки, которые на профессиональной основе осуществляют передачу (перечисление) денежных средств. Здесь требуется дополнительная правовая регламентация расчетных отношений, обусловленная участием в них дополнительных субъектов. Так, обязательство по уплате налога регламентируется нормами Налогового Кодекса РФ. Иначе говоря. Кодекс четко определяет обязанности (права) должника и кредитора в налоговом правоотношении. Однако его норм недостаточно для исполнения налоговой обязанности в безналичной форме, так как в этом случае нуждается в особой регламентации правовое регулирование расчетов. Безналичный расчет образует особое расчетное отношение, в регулировании которого участвуют нормы финансового права и нормы банковского и гражданского законодательства.

     В финансовом праве  в качестве основных правоотношений, обеспечиваемых расчетными, выступают:

     а) отношения по уплате налогоплательщиками налогов и сборов;

     б) отношения между  Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по выделению межбюджетных трансфертов;

     в) отношения, существующие в форме расходных обязательств согласно ст. 84—86 Бюджетного Кодекса РФ11.

     Расчетное правоотношение — сложное правоотношение, которое обеспечивает основное правоотношение; оно характеризуется следующими элементами: специфическим Субъектным составом, особыми объектом, предметом и содержанием.

     Расчетное правоотношение имеет субъектный состав, отличный от субъектного состава основного правоотношения. Он включает в себя субъектов как основного правоотношения, так и одну или несколько кредитных организаций, которые на профессиональной основе осуществляют перевод безналичных денежных средств. Как правило, участниками расчетного правоотношения являются три кредитные организации: банк плательщика, банк получателя денежных средств, а также банк-посредник, который обеспечивает корреспондентские отношения между двумя банками.

     Объект  расчетного правоотношения — действия его участников по надлежащему осуществлению платежа. Предметом расчетного правоотношения являются безналичные денежные средства. Наличные денежные средства не могут быть предметом расчетного правоотношения, так как при расчетах наличными денежными средствами не требуется участие кредитной организации.

     Содержание  расчетного правоотношения — права и обязанности сторон, направленные на надлежащее осуществление платежи. Содержание расчетного правоотношения обусловливается его обязательственным характером и включает в себя право кредитора требовать уплаты денежных средств и обязанность должника по их перечислению. Сложный субъектный состав расчетного правоотношения предполагает, что право требования и обязанность по исполнению возникает  на различных стадиях перечисления денежных средств различных  субъектов правоотношения. Так, банк плательщика выступает изначально как должник, однако по отношению к банку получателя он выступает как кредитор.

     Таким образом, расчетное  правоотношение в  финансовом праве всегда является составной частью сложного правоотношения. Оно существует в форме обязательства и вторично по отношению к основному правоотношению. Под основным правоотношением понимается отношение,  из которого возникла обязанность по осуществлению платежа. Основное  правоотношение определяет характер прав и обязанностей сторон по  проведению расчетов, а также субъектный состав расчетного правоотношения. Расчетное правоотношение характеризуется особым субъектным составом - наличием кредитной организации, которая на профессиональной основе осуществляет перечисление безналичных денежных средств. Объект расчетного правоотношения — действия участников расчетного правоотношения, направленные на надлежащее  осуществление платежа, предметом которого всегда являются денежные средства в (безналичной форме)12.

     3.2. Правовое регулирование  расчетных отношений, возникающих из финансово-правовых обязательств

     Расчетные правоотношения, будучи по своей правовой природе  сложными отношениями, всегда регулировались и регулируются нормами различных отраслей законодательства. Эти нормы рассредоточены в большом массиве нормативных актов. Так, например уплата  налога осуществляется организацией путем инициирования перечисления средств с открытого в банке расчетного счета и регламентируется нормами как Гражданского Кодекса РФ о договоре банковского счета (гл. 45) о расчетах (гл': 46), так и Налогового Кодекса РФ об исполнении обязанности по уплате налога  (ст. 45), об обязанностях банков по исполнению поручений на перечисление налогов (ст. 60), а также нормами Бюджетного  Кодекса РФ о зачислении доходов в бюджет, в бюджет государственного внебюджетного фонда (ст. 40). Таким образом; можно вести речь о комплексном правовом регулировании расчетных отношений, возникающих из финансово-правовых обязательств.

     Комплексность правового  регулирования расчетных отношений  выражается прежде всего в системе нормативных правовых актов.

     Расчетные отношения в финансовом праве регулируются актами двух уровней.

     Первый уровень  правовой регламентации расчетных  отношений составляют Федеральные законы.

     Расчетные отношения  регулируются, в первую очередь, банковским законодательством. В частности. Законом о Банке России и Законом о банках и банковской деятельности.

     Немаловажное значение в регламентации расчетных отношений, возникающих из финансово-правовых обязательств, имеют БК РФ и НК РФ.

     Так, ст. 244 БК РФ определяет правовой режим счетов федерального бюджета. Согласно п. 1 ст. 244 Кодекса  право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. В соответствии с п. 3 той же статьи счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполнимых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных БК РФ.

     Бюджетный кодекс РФ содержит и иные нормы, составляющие правовую основу расчетов, в частности ст. 216, 218, 227, 243,244, 251, 253.

     Публично-правовой характер финансово-правового регулирования  расчетных отношений не исключает применения к ним гражданского законодательства. Имущественные начала расчетных правоотношений предопределяют тот факт, что основные положения о безналичных расчетах содержатся в ГК РФ. Права и обязанности банков и  клиентов при осуществлении наиболее часто используемых расчетных  сделок определены в гл. 46 Кодекса. При этом положения ГК РФ, регулирующие отношения, возникающие при выполнении банками поручений клиентов на осуществление платежей, носят рамочный характер и дополняются и раскрываются в нормах других нормативных  актов.

     К первому уровню правовой регламентации расчетных  отношений относятся также и иные федеральные законы: Кодекс об административных правонарушениях РФ,  Трудовой кодекс  РФ, федеральные законы от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном  производстве», от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Указанные законы регламентируют отдельные частное вопросы, связанные с финансово-правовыми расчетными правоотношениями. Так, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает порядок (очередность) списания денежных средств в счет уплаты задолженности по налогам с расчетного счета юридического лица, отвечающего признакам несостоятельности (банкротства). Закон «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок обращения взыскания на денежные средства должника (ст. 46), в том числе порядок Обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях (ст. 47).

     2. Второй уровень  правовой регламентации  расчетных отношений составляют подзаконные нормативные акты. Правовое регулирование безналичных расчетов осуществляется на подзаконном уровне Банком России, который в данной деятельности независим и подчинен только закону.

     Среди актов, принимаемых  ЦБ РФ, особое место занимает Положение о безналичных расчетах в Российской федерации, утвержденное Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П. В этом Положении закреплены основанные институциональные принципы, на которых строится правовое регулирование расчетных правоотношений13.

     В регулировании  расчетных отношений, возникающих из финансово-правовых отношений, определенную роль играют подзаконные акты, принимаемые Минфином России совместно с ЦБ РФ, что обусловлено казначейским исполнением бюджетов и переводом счетов бюджетов всех уровней и счетов бюджетных организаций на лицевые счета бюджетополучателей, открытые в органах Федерального казначейства. Согласно ст. 244 БК РФ правовой режим счетов Федерального казначейства определяется Министерством финансов РФ, которому и подведомственно Федеральное казначейство.

     Кредитные организации  на основе Положений ЦБ РФ разрабатывают  внутренние Инструкции, в соответствии с которыми осуществляются определенные банковские операции. Такие Инструкции (Положения, Правила и Регламенты) различных кредитных организаций могут отличаться определенным своеобразием.

     Таким образом, имеется  специфика в правовой регламентации  расчетов, возникающих из публично-правовых отношений. Она заключается в том, что в расчетном правоотношении, при котором платеж осуществляется во исполнение финансово-правового правоотношения, проявляется синтез норм гражданского, банковского и финансового законодательства.

 

закЛЮЧЕНИЕ

 

      По  результатам рассмотрения заявленной темы реферата автор сделал следующие  выводы:

  • Денежная система России функционирует в соответствии с федеральными законами «О банках и банковской деятельности» от 12 декабря 1990 года N 395-1  и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями. Эти законы определили правовые основы денежной системы, а также задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения и денежной системы.
  • Официальная денежная единица (валюта) в России — рубль, состоящий из 100 коп. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется Центральным банком (БР) ежедневно.
  • Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
  • Законную платежную силу имеют следующие виды денег – банкноты и металлические монеты, обеспечиваемые всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах в Банка России.
  • Развитие человеческого общества от натурального обмена до современного товарно-денежного обращения шло путем эволюционирования системы расчетов. Доминирующей частью таких расчетов всегда являлись отношения в сфере обмена товара на деньги, а денег — на товар. Одновременно значимую часть расчетов в России составляли и составляют платежи в казну государства, прежде всего налоговые платежи, а также выплаты из бюджета на предусмотренные субъектом РФ или муниципальным образованием цели. Данные расчетные отношения регулируются нормами финансового права, а потому отличаются определенной спецификой правового регулирования и порядка осуществления.
  • В финансовом праве в качестве основных правоотношений, обеспечиваемых расчетными, выступают:

      а) отношения по уплате налогоплательщиками налогов и сборов;

      б) отношения между  Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по выделению межбюджетных трансфертов;

Информация о работе Денежная система Российской Федерации как объект финансово-правового регулирования