Финансовое право, как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:40, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права…4
Система финансового права, ее элементы и структура. ……………………….7
Источники финансового права и финансовое законодательство…………….11
Заключение………………………………………………………………...….... 15
Список использованной литературы …………….……………………………17

Работа содержит 1 файл

Финансовое право_готова.docx

— 177.23 Кб (Скачать)

     Акты  федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и  подзаконные федеральные акты.

     Законы  РФ: а) Конституция РФ. Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Основополагающие нормы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и других Конституции РФ. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     б) Акты Федерального Собрания РФ:

     - федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

     - федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

     - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

     Подзаконные федеральные акты:

     - указы, распоряжения Президента РФ;

     - постановления, распоряжения Правительства РФ;

     - нормативное акты министерств и других центральных органов;

     - приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

     Акты  субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов  РФ.

     Законы  субъектов РФ:

     - конституции, уставы субъектов федерации;

     - законы субъектов федерации.

     Подзаконные акты субъектов РФ:

     - указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

     - постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

     - нормативные акты министерств субъектов РФ;

     - приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

     Акты  органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

     Виды  актов местного самоуправления:

     - распоряжения;

     - решения,

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

     Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

     Финансовое  законодательство РФ составляют:

     Конституция РФ;

     Налоговый кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ; Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-Ф; Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ; Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ; Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 11.01.95 № 4-ФЗ; Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ; Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ; Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 № 1759-1; Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ; Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1; Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ; Указ Президента РФ "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635; Указ Президента РФ "О Федеральном казначействе" от 08.12.92 № 1556 и другие нормативно-правовые акты.

     Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя  финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

     Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

     В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о федеральном  бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год, нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов  РФ и нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

     В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных  законов о налогах и (или) сборах”.

     В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные  в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.

     Однако  следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным  отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной  стороны другой, в том числе  к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское  законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. 

 

               Заключение

Финансовое  право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и  использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим  разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная  особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового  права, состоит в том, что они  возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и  другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных  отношений, так как возникают  по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его  орган.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает  и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным  методом правового регулирования  финансового права является метод  «власти и подчинения».

Финансовое  право — самостоятельная отрасль  права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования  государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству  для выполнения его задач и  функций методом «власти и  подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового  права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы  не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при  диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе  РФ.

В зависимости  от характера воздействия на участников финансового отношения нормы  финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие  и уполномочивающие.

Источниками финансового права являются различные  нормативные акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в  ст. 57 Конституции РФ закреплено, что  законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей   71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое  значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений  значительную роль играют обычаи делового оборота.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

 

     

             Список использованной  Литература 

Финансовое  право: Учебник для ВУЗов. Л.Г. Вострикова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.

Крохина Ю.А. Финансовое право России. М.: Норма, 2009.

Финансовое  право Российской Федерации: Учебник. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2009.

Постатейный комментарий «Правовое регулирование  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований» под  редакцией Э.Д. Соколовой. Юриспруденция, 2009.

О.Н. Горбунова, М.В. Карасева, Н.И. Химичева Финансовое право. М.: Юристъ, 2008.

Пешкова Х.В. Правовое регулирование финансовой помощи общественно-территориальным  образованиям. Теория и практика. Воронеж, 2005.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовое право, как отрасль права