Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:37, контрольная работа

Описание работы

Финансовая деятельность государства - комплексный процесс аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.Одной из основных задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства, является организация государственного финансового контроля, кредитования, расчетов и денежного обращения, валютного регулирования.

Содержание

1. Финансовая деятельность государства………………………………3-9
1.1. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства……………………………………………………........................3-4
1.2. Понятие финансовых институтов и финансовой системы…….4-5
1.3. Принципы финансовой деятельности государства…………….5-6
1.4. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства…………………………………….6-9
2. Финансовое право Российской Федерации………………………….9-12
2.1. Финансово-правовые нормы…………………………………….10-11
2.2. Финансовые правоотношения…………………………………..11-12
3. Федеральные налоги и сборы………………………………………...13-21
3.1. Классификация налогов…………………………………………14
3.2. Налог на добавленную стоимость………………………………14-15
3.3. Акцизы……………………………………………………………16-17
3.4. Налог на доходы физических лиц………………………………17-18
3.5. Налог на прибыль организаций…………………………………18-19
3.6. Налог на добычу полезных ископаемых………………………..19-20
3.7. Водный налог……………………………………………………..20-21
3.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………………………….21
3.9. Государственная пошлина………………………………………21
4. Задача………………………………………………………………….22
5. Библиографический список………………………………………….23-24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
  1. Финансовая деятельность государства.

Финансовая  деятельность государства - комплексный процесс аккумуляции, распределения, перераспределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.

Одной из основных задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства, является организация государственного финансового контроля, кредитования, расчетов и денежного обращения, валютного регулирования.

1.1. Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

  1. от других сфер она отличается межотраслевым содержанием, так как затрагивает все отрасли и сферы управления;
  2. осуществление государством финансовых функций (в зависимости от их содержания, роли и масштабов) протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
  3. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов федерации и местного самоуправления. [7]

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью различных методов в зависимости от того, с какими субъектами государство вступает в отношения, конкретных условий ее осуществления. В общем виде эти методы принято подразделять на две группы:

    1. методы собирания фондов денежных средств;
    2. методы их распределения и использования.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами. [9]

1.2. Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов образует финансовую систему:

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы, которые включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.[7]

1.3. Принципы финансовой деятельности государства.

В своей финансовой деятельности государство руководствуется рядом принципов:

  1. публичный характер финансовой деятельности, что означает ее открытость. Важнейшие акты этой деятельности государства доводятся к сведению общественности благодаря средствам массовой информации;
  2. разделение функций между представительными и исполнительными органами власти;
  3. приоритет представительных органов власти перед исполнительными в решении государственных проблем, связанных с финансами;
  4. приоритетность публичных расходов относительно доходов казны;
  5. финансирование ее безопасности, осуществляется за счет централизованных государственных фондов;
  6. единство финансовой деятельности и денежной системы государства;
  7. в качестве одного из принципов финансовой деятельности рассматривают ее межотраслевой характер;
  8. самостоятельность, то есть государство занимается этой деятельностью обособленно от других сфер деятельности, имея для этого финансовую систему с ее фондами и институтами;
  9. социальная направленность. Данный принцип подразумевает ориентированность государства в своей финансовой деятельности на осуществление широкой и эффективной социальной политики;
  10. принцип гласности, тесно связанный принципом ее публичного характера. Финансовая деятельность государства находится под контролем общества, в частности, благодаря избранному избирателями депутатскому корпусу. [10] 
  11. 1.4. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

Федеральные государственные  органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в  соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Вне этих пределов субъекты  РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76 Конституции РФ). [1]

В единую систему органов  государственного управления финансами  в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной  компетенции. В соответствии со ст.106 Конституции РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. [1]

Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президент РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. [1, 7]

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления: 
Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации; Федеральная налоговая служба РФ; 
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля и т.д. [5]

На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
  • регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и т.д.

Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. [9]

Особое положение среди  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный банк РФ - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. [4,10]

2. Финансовое право Российской Федерации.

Финансовое  право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового  права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. 
 Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. [9]

2.1. Финансово-правовые нормы - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников. 
Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

а) содержание финансово-правовых норм;

б) характер установления в них предписаний;

в) меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способы защиты прав участников финансовых отношений.

В зависимости от характера  воздействия на участников финансового  отношения нормы финансового  права подразделяются на три вида:

  1. обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.
  2. запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
  3. уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Информация о работе Финансовое право