Финансово-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Понятие финансово – правовых норм…………………………………….4

2.Признаки и особенности финансово – правовых норм…………………5

3. Виды финансово – правовых норм………………………………………8

4. Структура финансово – правовых норм……………………………….11

5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат по праву.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

Содержание    
 

  Введение……………………………………………………………………….3

  1.Понятие  финансово – правовых норм…………………………………….4

  2.Признаки  и особенности финансово –  правовых норм…………………5

  3. Виды финансово – правовых  норм………………………………………8

  4. Структура финансово – правовых  норм……………………………….11

  5. Действие финансово-правовой нормы во времени…………………….14

  Заключение…………………………………………………………………..16

  Список  литературы………………………………………………………….17 
 
 
 
 

 

    Введение

    Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как  и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок.

    Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

    Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.

    Осуществляя финансовую деятельность, государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования  финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением  финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах  и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства  и муниципальных образований.

    В современных условиях в связи  с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности  материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д. 

    1.Понятие  финансово – правовых  норм.

    Финансовое  право, как и любая другая отрасль  права, имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы. В теории права правовая норма  определяется как общеобязательное, формально определенное правило  поведения, установленное либо санкционированное  государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правило поведения  участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения  и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных  образований для реализации своих  целей и задач.

    Норма финансового права представляет собой своеобразный эталон (модель) общественных отношений в сфере  финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут  конкретизироваться и дополняться  специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового  права. При этом особенные признаки могут оказывать значительное влияние  на возникновение, изменение или  прекращение конкретного правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии - финансовое правоотношение должно полностью  соответствовать всем требованиям, общим типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового  права. Свойство финансово-правовой нормы  отображать наиболее устойчивые, главенствующие и специфические черты финансовых отношений возникает не само собой, а является результатом научной  и нормотворческой деятельности. В целях достижения эффективности  финансово-правового регулирования  нормы финансового права должны быть материально обоснованны и  экономически оправданы.

    Таким образом, финансово-правовая норма - это  установленное государством (муниципальным  образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.

    Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право  как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы  определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.

    Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли права. 

    2.Признаки  и особенности  финансово – правовых  норм.

    Финансово-правовые нормы содержат признаки, как общие  для любых правовых норм, так и  специфические, характерные только для норм финансового права. К  общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:

    - норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

    - норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

    - норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

    - норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте -- законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

    Специфические признаки финансово-правовой нормы  обусловлены в конечном итоге  особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.

    Финансово-правовые нормы отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения в процессе формирования и использования денежных ресурсов государства. Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники возникающих при  этом общественных отношений наделены определенными правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также  наделены соответствующим объемом  юридических прав и обязанностей.

    Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как  участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и  т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах  обязательно выделяются их права  и обязанности по участию в  финансовой деятельности.

    Например, в Налоговом кодексе РФ (далее  НК), содержатся нормы, устанавливающие  права и обязанности налогоплательщиков, меры ответственности за нарушения  налогового законодательства. Несмотря на разбросанность финансово-правовых норм по различным источникам, они  всегда четко выделяются, так как  регулируют только определенный круг общественных отношений.

    Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, то есть публичных, а  не частных отношений. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования.

    Анализ  действующих нормативных актов  в финансовой сфере показывает, что  во многих случаях права и обязанности  отдельных участников финансовых отношений  сливаются.

    Так, для Правительства составление  и исполнение республиканского бюджета - это одновременно и право, и обязанность. Можно одновременно квалифицировать  как право, так и обязанность  юридического лица уплачивать установленные  законом налоги. Интеграция прав и  обязанностей отчетливее всего проявляется  в актах, устанавливающих правовой статус органов государственного управления. Вместе с тем нормы финансового  права могут указывать и на четкое разграничение прав и обязанностей участников финансовых отношений..

    Финансово-правовые нормы отличаются от прочих норм своей  нестабильностью, так как финансово-экономическая  деятельность по своей сути изменчива  и зависит от многих внешних и  внутренних факторов (экономические  кризисы, политическая обстановка, цена на нефть, урожайность зерна и  пр). Нестабильность отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, приводит, в принципе, к нестабильности самого финансово-правового регулирования  и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм.

     С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается  в том, что они редко возникают  как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила  поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая  модель поведения, а затем она  оформляется нормой права.

     Особенности финансово-правовых норм обусловлены  тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового  образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

     Это выражается в особенностях:

     а) содержания финансово-правовых норм;

     б) характера установленных в них  предписаний;

     в) мер ответственности за нарушение  предусмотренных правил;

     г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

     Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят  государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим  лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

     Имеются особенности и в юридических  свойствах прав и обязанностей, установленных  финансово-правовыми нормами, связанные  с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция  которых определяется в положениях и уставах. 

    3. Виды финансово  – правовых норм.

    Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым  признакам.

      В зависимости от способа воздействия  на участников финансовых отношений,  определяющего характер их юридических  прав и обязанностей, финансово-правовые  нормы могут быть следующих  видов:

  • Запрещающие нормы
  • Обязывающие нормы
  • Уполномочивающие нормы

    Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают  обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

Информация о работе Финансово-правовые нормы