Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Содержание

Введение
1. Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений
2. Проблемы правоотношений в налоговой сфере
3. Актуальные проблемы финансовых правоотношений в таможенной сфере
4. Проблемы бюджетных правоотношений
5. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 25.71 Кб (Скачать)

 

Кроме того, в таможенной сфере полностью не реализовано  положение НК РФ о том, что все  неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика и  плательщика сборов. Это отчасти  объясняется более широкой сферой отношений, регулируемых Таможенным кодексом РФ, включающей не только финансовые вопросы, но и вопросы безопасности государства. В ТК РФ использована иная конструкция: «никто не может быть привлечен к  ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано  неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах  в области таможенного дела».

 

4. Проблемы бюджетных правоотношений

 

 

Бюджетные финансовые правоотношения регламентируются, в первую очередь  Бюджетным Кодексом РФ (БК РФ). В БК РФ в законодательном порядке  сформулирован и решен целый  ряд нормативных правовых проблем, связанных с содержанием и  организацией финансовых правоотношений в этой области. Основная проблема здесь  заключается в том, что БК РФ не решил и не мог решить все вопросы  правового регулирования государственного финансового контроля.

 

В БК РФ нет трактовки термина  «бюджетный контроль», а даны понятия  государственного и муниципального контроля. Это методологическая ошибка, имеющая практические и юридические  последствия.

 

Раздел IX «Основы государственного и муниципального финансового контроля», состоящий из одной главы 26, посвящен не контролю, а формальным вопросам подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. В другом разделе  есть ст. 157 «Органы государственного и муниципального финансового контроля», где говорится не об органах контроля, а об их функциях и других документах, определяющих их полномочия.

 

Вопросы контроля в той  или иной степени затрагиваются  еще не менее чем в десяти статьях  Кодекса, преимущественно отрывочно, не по существу контроля, а применительно  к основному направлению этих статей.

 

Кодекс не устанавливает  содержательные, объемные, количественные параметры бюджетного контроля в  соответствии с Бюджетной классификацией РФ, утвержденной главой 4 того же Кодекса.

 

Задача контроля в БК РФ сводится не к проверке формирования и исполнения бюджетов, начиная с  федерального, а к проверке отчетов  об их исполнении, что не одно и тоже.

 

Из-за слабости правовых основ  бюджетного контроля, связанной с  отсутствием развитых механизмов взаимодействия, координации и (в необходимых  случаях) прямого контроля органов  государственной власти вышестоящего уровня бюджетной системы по отношению  к нижестоящим, возникает замкнутость  контроля по уровням бюджетной системы. Чтобы это преодолеть, требуются  дальнейшие меры по совершенствованию  бюджетного законодательства, которые  должны не только оптимизировать механизм осуществления бюджетного контроля, но и придать ему качество динамической системы, отражающей многоуровневый характер бюджетной системы страны и одновременно обеспечивающей целостность и единство государственных финансов в достижении задач государственного развития.

 

5. Решение проблем в  сфере современных финансовых  правоотношений

 

 

По мнению многих отечественных  экономистов, интенсивное накопление массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной  постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового  законодательства Российской Федерации  или федерального закона о финансах Коробова Т.П. Основные тенденции развития финансового законодательства.// Материалы  международной научно-практической конференции. Социально-экономическое  развитие регионов в условиях проводимой административной реформы. - Москва-Иваново. «Юпитер», Иваново, 2006.

 

.

 

Дело в том, что ни Конституция  Российской Федерации, ни сложившаяся  система законов Российской Федерации  не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность Федерации  и ее субъектов, особенно в той  части, которая находится вне  пределов действия бюджетного законодательства. Принятие Основ позволило бы установить пределы и основы разумного и  взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных  отношений другими правовыми  средствами. Что же касается самой  финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно, ориентировало  и дисциплинировало бы как федерального, так и регионального законодателя.

 

Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования  достаточно полно освещены как в  литературе по теории права, так и  в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что  Основы законодательства - специфическое  звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в  праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное федеративным государственным  устройством.

 

Основы финансового законодательства Российской Федерации могли бы иметь  межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования  финансовых отношений в Российской Федерации, обеспечить его единство на всей территории России. Имеются  необходимые нормативные (прежде всего  конституционные) и теоретические  предпосылки для разработки предлагаемого  нормативного акта. Не только в Конституции  Российской Федерации, но и в конституциях и уставах субъектов Федерации  закреплены соответствующие полномочия их органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области финансовых отношений.

 

Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования  в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру. Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета (определенного круга общественных отношений) и методов правого  регулирования. Вертикальная структура  законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов  по их юридической силе. Можно констатировать, что нормативная база по финансовым правоотношениям развивается в  современной России по горизонтали, при этом горизонталь выстроена  с отклонениями от правовых норм. Отсутствие вертикальной составляющей свидетельствует  о необходимости ее развития и  совершенствования Рожкова Н.К. Современное  состояние нормативно-правового  обеспечения финансового контроля в России.// Бюджетный учет. 2005. №4.

 

.

 

Заключение

 

 

Возникновение, изменение  и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко  определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, устанавливаемых  государством. Не что иное как финансово-правовые отношения выражают основное содержание финансовой деятельности государства, придают ей целенаправленность и  четкую организованность.

 

Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при  взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых  гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных  доходов, их распределение и использование  соответственно намеченным планам и  программам. Именно в этом направлении  и должно развиваться финансовое законодательство.

 

Список использованных источников

 

 

1. Коробова Т.П. Основные  тенденции развития финансового  законодательства.// Материалы международной  научно-практической конференции.  Социально-экономическое развитие  регионов в условиях проводимой  административной реформы. - Москва-Иваново.  «Юпитер», Иваново, 2006.

 

2. Кулешов В. Валютный  контроль: борьба продолжается // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. № 48.

 

3. Рожкова Н.К. Современное  состояние нормативно-правового  обеспечения финансового контроля  в России.// Бюджетный учет. 2005. №4.

 

4. Российское законодательство  на современном этапе. - М., 2003.

 

5. Тихомиров Ю. А. Сухарев  А. Я. Демидов И. Ф. Обеспечение  законности в налогово-бюджетной  сфере. - М.: Спарк, 2003.

 

6. Шавшина В.П. Новый  Таможенный кодекс Российской  Федерации // Налоговый вестник. 2003. № 10-12


Информация о работе Финансовые правоотношения