Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и содержание финансовых правоотношений 3
2. Классификация финансовых правоотношений 5
3. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений 6
4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений 8
Заключение 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

37236 - д Финансовые правоотношения.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

В ходе финансовой деятельности государства  возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Финансово-правовые нормы — это  исходные элементы, из которых состоит  финансовое право как отрасль  права. Им свойственны все общие  черты правовой нормы, но присущи  и особенности, характерные именно для данной отрасли:

- содержание финансово-правовых норм;

- характер установления в них  предписаний;

- меры ответственности за нарушение  предусмотренных правил;

- способы защиты прав участников  финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в  общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

 

1. Понятие и содержание финансовых правоотношений

 

 

Финансовые правоотношения - это  урегулированные нормами финансового  права общественные отношения, участники  которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях  всегда является управомоченный орган  государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег -денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые  в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как  правило, отчетливо выступают два  правовых элемента1:

1) государственно-властный и 

2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения"

Субъект финансового права - это  лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности  в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового  права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может  возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

 

2. Классификация финансовых  правоотношений

 

Финансовые правоотношения можно  классифицировать по ряду оснований.

 А). По материальному содержанию  они делятся, в зависимости  от подотрасли, раздела, института  финансового права, на следующие  виды2:

-бюджетные правоотношения;

- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в  области государственного кредита; 

- финансовые  правоотношения в области страхования; 

- правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые  правоотношения в области банковской  деятельности;

- финансовые  правоотношения, возникающие в области  денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

- возникающие  между органами государственной  власти; между органами государственной  власти и управления общей  компетенции; 

- между вышестоящими  и нижестоящими органами государственного  управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- между предприятиями,  учреждениями, организациями, министерствами  и ведомствами; 

- между финансовыми  органами и предприятиями, учреждениями, организациями; 

- между финансовыми  органами и гражданами;

- между самими финансово-кредитными органами.

 

3. Условия возникновения,  изменения и прекращения финансовых  правоотношений

 

Возникновения, изменение и прекращение  финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено  по волеизъявлению их участников. Оно  совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие3:

1. погашение финансового обязательства  в результате уплаты суммы  в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным  доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных  ассигнований;

4. осуществление компетентными  органами права взыскания недоимки  по налогам;

5. прекращение правоотношений по  налогам с населения происходит  по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

 

4. Порядок, органы и  методы защиты финансовых правоотношений

 

Для защиты прав и законных интересов  субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует  главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в  области финансовых отношений, к  государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет  свои особенности, но везде он проявляется  в форме властных велений при  вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства  с участием граждан действует  административный и судебный порядок  защиты прав и законных интересов  обеих сторон. При этом усилена  ориентация на использование судебного  порядка, который имеет конституционную  основу4.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована  судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или  бездействия) органов государственной  власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в  соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов  и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и  законных интересов субъектов финансового  права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и  новому Закону РФ «О Конституционном Суде РФ» в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений5.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в  финансово-правовых нормах, означает и  обеспечение прав субъектов финансового  права. В этих целях широко применяется  метод убеждения в различных  формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

 

Заключение

 

Финансовые правоотношения - это  урегулированные нормами финансового  права общественные отношения, участники  которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

В финансовых правоотношениях, как  правило, отчетливо выступают два  правовых элемента:

1) государственно-властный и 

2) имущественный.

Финансовое правоотношение не может  возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Информация о работе Финансовые правоотношения