Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль считается специальным видом осуществления государственного контроля, и означает применительно к финансам, что помимо функций распределения, финансам свойственна и функция контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми без исключения государственными органами: Президентом, представительной, исполнительной властью и т.д. Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления проверяется:
Соблюдение действующего правопорядка в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Работа содержит 1 файл

фин контроль.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
  1. Финансовый контроль

Финансовый контроль считается специальным видом  осуществления государственного контроля, и означает применительно к финансам, что помимо функций распределения, финансам свойственна и функция  контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми без исключения государственными органами: Президентом, представительной, исполнительной властью и т.д. Значение финансового контроля заключается в том, что в процессе его осуществления проверяется:

Соблюдение действующего правопорядка в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Проверяется экономическая  эффективность и обоснованность действий конкретных органов государства.

Финансовый контроль служит важным способом обеспечения  законности и целесообразности проводимой государством политики.

Финансовый  контроль – регламентированная законодательством деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.        

     Виды финансового  контроля принято классифицировать  по следующим критериям:

А) регламенту осуществления  – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

Б) времени проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

В) субъектам контроля – президентский, законодательных  органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансо-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

Г) объектам контроль –  бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.

     Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

      Инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства.

     Предварительный финансовой контроль имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений, проводится до совершения финансовых операций и предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

     Текущий (оперативный) финансовый  контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи суд и субсидий, предупреждая возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и способствуя соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов.

     Последующий финансовый контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

    Под методом финансового контроля понимается совокупность однородных приемов и способов его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния; наблюдение (мониторинг); ревизии.

     Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Проверки бывают тематические и документальные.

     Тематические проверки – это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Разновидность тематической проверки является налоговая проверка, которая бывает камеральной и выездной.

     Документальные проверки – это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, счетов, отчетов и др.

     Обследование производиться в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверки, используя такие приемы, как опрос и анкетирование.

     Надзор проводиться контролирующими органами за экономическими субъектами, которые осуществляют тот или иной вид финансовой деятельности с помощью лицензии, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

     Анализ финансового состояния означает детальное изучение периодической или готовой финансово-бугалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль, который осуществляется со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием организации-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижением ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, предполагающий полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются: на плановые и внеплановые; полными  и частичными; комплексными и тематическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые  основы валютного регулирования и валютного контроля

 

Эффективное решение  задач в сфере экономики и  политики на этапе перехода к рынку  возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

Принято различать три  типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

1) режим государственной  валютной монополии, т.е. исключительное  право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

2) режим валютного  государственного регулирования,  установленный Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном  регулировании и валютном контроле»  и подтвержденный ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3) режим свободно конвертируемой  валюты.

Избранный тип валютного  режима определяет принципы осуществления  валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное регулирование  — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютный контроль - это  одна из важных функций государственного управления, а также вид финансового  контроля.

В настоящее время  в Российской Федерации в сфере  валютных отношений действует огромное количество правовых актов, основным из которых первоначально стал принятый 9 октября 1992 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», действовавший (с изменениями и дополнениями) до вступления в силу нового Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. с аналогичным названием (дата его официального опубликования — 17 декабря 2003 г.). Новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» нацелен на дальнейшую либерализацию российской государственной валютной политики. Принятие нового Закона было обусловлено также необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. Предусмотрено поэтапное вступление Закона в действие: помимо вступления части норм в силу со дня его официального опубликования, большая часть его норм вступила в силу по истечении 6 месяцев после этой даты (т. е. с 18 июня 2004 г.), часть норм — по истечении полутора лет после его официального опубликования (т. е. с 18 июня 2005 г.), а часть норм с 1 января 2007 г. прекращают свое действие.

В нем получили правовое закрепление принципы осуществления  валютных операций в Российской Федерации  в новых экономических условиях, а также полномочия и функции  органов" валютного регулирования  и валютного контроля, права и  обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Согласно названному Закону валюта РФ в правовом аспекте представляет собой:

а) денежные знаки в  виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта — это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Юридическое закрепление  получило и понятие внутренних и внешних ценных бумаг. К указанным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте России и выпуск зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты России, выпущенные на ее территории. Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

Закон 2003 г., в отличие  от Закона 1992 г., не закрепляет такого понятия, как свободно конвертируемая валюта. Между тем в литературе и других правовых актах это понятие часто встречается. Указанная разновидность иностранной валюты представляет собой валюту, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Понятие иностранной  валюты следует отличать от более  широкого понятия валютных ценностей (они соотносятся как часть и целое). Валютные ценности в правовом аспекте определяются тем, что: во-первых, это иностранная валюта, во-вторых, номинальная стоимость их выражена в любой валюте, кроме российской. В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируются Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В связи с функционированием  валюты осуществляются валютные операции. В основу классификации валютных операций законодателем положен  признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит: 1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; 2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 4) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Все указанные операции осуществляют физические и юридические  лица, имеющие статус резидента либо нерезидента, который также определяется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 1).

Валютные операции на территории России вправе осуществлять лишь уполномоченные банки. В отличие от Закона РФ 1992г., предусматривавшего деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, в новом Законе деление по такому принципу не предусмотрено.

Для целей контроля определен  перечень операций, на проведение которых  могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и  указанные в нем операции делятся  на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование — Правительство РФ или Центральный банк РФ. Так, в соответствии с новым Законом Правительство РФ осуществляет регулирование, в основном, посредством введения ограничений в виде резервирования определенных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как установление требования о резервировании резидентом в день истечения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2 лет).

Информация о работе Финансовый контроль