Формы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по финансовому праву.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Валютный  контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.

     Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

     В соответствии с таможенным законодательством  Таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

     Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

     Органы  и агенты валютного контроля, и  их должностные лица обязаны сохранять  коммерческую, банковскую и служебную  тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок органов и агентов валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
  • на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Правительство РФ и Центральный банк РФ могут  регулировать следующие валютные операции движения капитала:

  • расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам и наоборот;
  • расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам и наоборот;
  • операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
  • исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
  • операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами) и наоборот.

     Резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица) обязаны продавать часть валютной выручки в размере 30 процентов от суммы. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов. 
 

3. Формы безналичных  расчетов

Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота. [9, с. 142]

     На  сегодняшний день существует определенный перечень форм безналичных расчетов:

  1. безналичные расчеты платежными требованиями;
  2. безналичные расчеты платежными поручениями;
  3. безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями;
  4. безналичные расчеты аккредитивами;
  5. безналичные расчеты чеками;
  6. безналичные расчеты посредством векселей;
  7. безналичные расчеты пластиковыми карточками.

Безналичные расчеты платежными требованиями.

     Платежное требование – это требование поставщика к получателю об уплате ему определенной суммы денежных средств за поставленную продукцию.

     Данной  форме расчета присущи три  особенности:

  1. данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;
  2. требования оплачиваются с предварительным акцептом;

     Срок  предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня  поступления требования в банк. В  течение этого времени покупатель проверяет выполнение поставщиком условий договора.

     Плательщик  имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчетов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

     Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

  1. данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.

     Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

     Ответственный исполнитель банка, принимающий  документы на инкассо, обязан проверить:

  1. наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
  2. наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
  3. при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
  4. соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
  5. правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

     Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.

     Расчеты платежными требованиями имеют свои достоинства и недостатки. Эта форма прежде всего устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить выполнение поставщиком условий договора в части номенклатуры и качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты. Основной же недостаток заключается в трудоемкости, связанной с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

     Безналичные расчеты платежными поручениями.

     Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк–отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару) (ст.239 БК).

     Платежным поручением могут производиться:

  1. расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг;
  2. расчеты по нетоварным операциям;
  3. предварительная оплата товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, а также при применении предварительной оплаты как меры воздействия к неисправному плательщику;

     Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов.

  1. авансовые платежи в случаях, предусмотренных законодательством или договором;

     В этих случаях в платежных поручениях делается ссылка на соответствующий нормативный акт или договор.

  1. целевые переводы денежных средств, направляемые из республиканского, местных бюджетов и внебюджетных фондов, созданных Верховным Советом Республики Беларусь, на выполнение правительственных программ по выходу республики из кризиса, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению и проведение других мероприятий, зачисляются на субрасчетные счета предприятий.

     Платежные поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете, достаточных для его исполнения, если иное не установлено правилами банка.

     Преимуществами  данной формы расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а  также простота оформления и прохождения через банк. Этой форме расчетов присущи свои недостатки такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

     Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями

     Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя средств  к плательщику оплатить на основании  направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

     Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.

     Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Информация о работе Формы безналичных расчетов