Государственные налоги в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Налоги - это установленные законодательной властью обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет государства. За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в бюджетной системе страны. Также решается задача равномерного и справедливого распределения налогового времени. С помощью налогов государство регулирует экономические процессы. Маневрируя уровнем налогов, государство может повлиять на уровень цен.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

       Личные налоги — это налоги, которые устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов.  В современных условиях наибольшее  распространение получили  такие личные  налоги  как налог на прибыль, подоходный налог, налог на промысел.

       Реальные налоги — это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества, исходя из внешних признаков;  плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их  доходов.  К этим  налогам можно отнести налог на землю, рентные платежи,  налог с владельцев транспортных  средств, имущественные налоги.

       В настоящее время прямые налоги  составляют  основу  налоговых   систем государств  с  развитой  рыночной  экономикой,  так  как они   имеют   ряд преимуществ по сравнению с другими  видами  налогов.

Основные  преимущества прямого налогообложения  состоят в следующем:

       1.  Экономические — прямые налоги дают возможность установить  прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

       2.  Регулирующие — в странах с развитой  рыночной  экономикой  прямое налогообложение является важным финансовым  рычагом регулирования экономических  процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

       3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению  налогового бремени  таким  образом,  что  большие  налоговые  расходы  имеют  те  члены общества, у которых более  высокие  доходы.  Такой  принцип  налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.

       Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

       1.Организационные — прямая форма налогообложения  требует  сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

       2.Контрольные  — контроль  поступления прямых  налогов   требует существенного расширения  налогового  аппарата  и разработки   современных методов учета и контроля плательщиков.

       3.Полицейские — прямые налоги связаны с возможностью  уклонения от уплаты  налогов из-за  несовершенства  финансового контроля   и наличия коммерческой тайны.

       4.Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных  отношений,  так как только  в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно,  и реальные доходы (прибыль), однако с такой же  вероятностью  могут иметь место и убытки. Поэтому прямые  налоги  не  могут являться  стабильным  источником  доходов бюджета.

      

 

1.2.Непрямые  налоги, их преимущества и недостатки.

 

       Сложившиеся налоговые системы  свидетельствуют,  что непрямые  налоги играют значительную роль  в  формировании  доходов   государства  и  налоговом  регулировании. Исторически основным  видом непрямых налогов  был   акциз,  при котором  объектом  обложения,  как  правило,  выступала   стоимость  товаров, имевших  специфическую особенность   (табак,  алкогольные  напитки,  легковые  автомобили),  либо  уровень   потребления  которых  существенно   зависел   от изменения цен. 

       В настоящее время  в   большинстве  стран  в   акцизные  группы товаров включены: алкогольные напитки, табачные  изделия,  бензин,  легковые автомобили, драгоценности, другие предметы  роскоши. Развитие  косвенного  налогообложения  привело   к  появлению  налога с  оборота (своеобразного универсального  акциза), который в ряде стран   трансформировался  в  налог   с продаж, либо налог на добавленную  стоимость. Последний широко применяется  в Западной Европе, где  формирует  более  половины  поступлений  в  бюджет  от косвенных  налогов.  Важнейшим видом косвенного  налога  в Украине также является налог на добавленную стоимость.

       Подобного  рода  непрямые  налоги  представляют   собой   налоги   на потребление и   реализуются  в  ценах   на  товары,  поэтому  бремя   непрямого налогообложения падает  на те группы  населения,  которые характеризуются более высоким уровнем потребления.

       Одним  из   видов   косвенных   налогов   являются   поступления   от внешнеэкономической деятельности, которые выступают в форме  различного  рода таможенных отчислений. Этот тип платежей,  применяется   как  в  традиционных косвенных  налогах (акцизах  на  ввозимые  товары  и  налоге  на  добавленную  стоимость, начисляемого на импортируемые  товары), так и в тесно примыкающих  к ним  таможенных  пошлинах,  которые  давно  и  традиционно   использовались государством как источник дополнительных доходов,  так и как инструмент регулирования внутреннего рынка, защиты национальных товаропроизводителей.

       При взимании непрямых налогов   возникают  правоотношения, в   которых принимают участие три  субъекта: субъект налога, носитель  налога и  налоговый орган.

       Субъект налога — это производитель или продавец  товара,  который согласно закону выступает в качестве  юридического  плательщика налога,  то есть вносит в бюджет сумму налога от  реализованного  товара  или оказанных

услуг. Его  можно квалифицировать как сборщика налогов.

       Носитель налога — это физическое  или юридическое лицо,  конечный потребитель товара, в цене  которого  содержится  непрямой  налог.  Покупая товары,  потребитель фактически  становится  плательщиком   налога.   Таким образом налог перекладывается с субъекта на носителя налога.

       Перекладывание   налогов   —   это   следствие   введения   непрямого налогообложения, включения налогов в цены реализуемых товаров (оказываемых услуг),  вследствие  чего  тяжесть налога  несут не  субъекты  налога,   а потребители товаров.

       Формально косвенные  налоги  взимаются  по  пропорциональным  ставкам (тарифам).  Каждый  фактический   налогоплательщик  уплачивает  при   покупке товара одинаковую сумму  налога, независимо  от  получаемого   дохода.  Но  по своей сущности  косвенные налоги регрессивны,  так как  чем  выше  доход,  тем меньше удельный вес этих  налогов в доходе потребителя  и, наоборот, чем  ниже доход,  тем больше удельный вес данных  налогов. Исходя  из  этого,  косвенные налоги являются самыми  социально несправедливыми.

       Косвенные налоги, также как прямые  налоги, имеют свои преимущества  и недостатки. Отметим некоторые  из них.

       Среди преимуществ косвенных налогов можно выделить следующие:

       1. Организационные  —  для  косвенных  налогов  характерна  простота уплаты  и  регулярность  поступления  в   бюджет.   Удержание   и   контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.

       2.Бюджетные — поскольку косвенные налоги  увеличивают   доходы государства за счет роста населения или его благосостояния,  то  они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.

       3.Полицейские — налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При  этом  особенно  важно  сдерживающее воздействие государства на потребление  продуктов,  вредных   для   здоровья нации и  нравственности.

       4.Политические — прямые налоги, с позиции обывателя,  уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован  в цене  товара  и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он  получает взамен необходимый продукт,

       5.  Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления,  удобством  уплаты  во  времени, близостью  к  месту   внесения,   отсутствием   принудительного   характера, отсутствием потери времени для взноса, не  требуют  накопления  определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

       К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

       1. Обременение  для   многосемейных  — фактически  оплата   налога осуществляется главой семьи,  а формируется всеми членами семьи.  Прямые налоги  облагают  среднюю налогоспособность,  косвенные   же   осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных   налогов   плательщик сам регулирует  индивидуальную налогоспособность.

       2. Политические — поскольку право взимания косвенных  налогов  почти никогда  не  оспаривается.  Объектом  политической  борьбы,   как   правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.

       3. Социально-экономические — косвенные налоги  падают  на  отдельные лица  непропорционально их  капитала  или   дохода,   чрезмерно   обременяя низкооплачиваемые слои населения.

       4.Предпринимательские — косвенные налоги  в условиях  развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях  конкуренции не  всегда  возможно  повышение цены  на  величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

       Историческое  развитие  системы   налогообложения  привело   к постепенному  стиранию  четких  отличий  между  прямыми   и  непрямыми налогами. Универсальные  формы непрямых налогов — акцизы, при перенесении  их взимания  из сферы реализации в  сферу   производства  имеют  много   признаков прямого   налогообложения,   прежде   всего,   четко   обозначенный   объект налогообложения  — объем оборота или добавленная  стоимость. При этом  объекты  налогообложения частично совпадают:  прямая  форма  —  налог   на  прибыль  и непрямая форма  — налог на добавленную стоимость,  часть  которой  составляет  та же  прибыль.  С  точки   зрения  плательщика  это   практически  одинаковые налоги. Только налог на добавленную  стоимость непосредственно  включается  в цену,  а  налог  на  прибыль  учитывается  при   установлении   цены   только  опосредованно — через уровень  рентабельности (прибыльности)  товаров,  работ и услуг. В то же  время налог на добавленную   стоимость  ограничивает  норму  прибыли предприятий. Это свидетельствует  о том, что отличия между  прямыми  и непрямыми налогами  в  современных  условиях  не  очень  существенны.  Также  прямыми и непрямыми налогами  в равной мере облагаются доходы  потребителей  — носителей налогов,  так как в одном  случае  косвенные  налоги  выступают   в виде надбавки к цене, а  в другом — прямые налоги  включаются в цену  товаров  на стадии производства.

 

 

 

 

2. Налоговая система  и налоговое законодательство Украины

      Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин).

Налоговая система  базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов.

Основные  понятия элементов налоговой  системы:

      Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.

      Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог.

      Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.).

       Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.

       Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим. Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины "О системе налогообложения". 

Контроль  за соблюдение налогового законодательства в Украине осуществляется Государственной  налоговой администрацией Украины (ГНАУ).

       Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других платежей. В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другого обязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей). Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом.

Отдельные виды общегосударственных налогов

Информация о работе Государственные налоги в Украине