Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Цель, задачи и функции государственного финансового контроля Государственной Думой……………………………………………………….…5

Глава 2. Система органов государственного контроля: принципы и задачи деятельности……………………………………………………………………..16

Глава 3.Аудит эффективности и его место в системе государственного контроля………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….39

Библиографический список……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Государственный финансовый контроль.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Счетная палата РФ, в свою очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России, по его  обращениям, о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ. Счетная палата РФ и ФАС России организуют обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

     Согласно  соглашению о сотрудничестве между  Счетной палатой РФ Федеральным  агентством по управлению федеральным имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и развивают сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью, содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования федерального имущества, его сохранности. А также способствуют разработке и внедрению новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной, научно-технической и иной деятельности.

     Сотрудничество  сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:

      - взаимодействие по вопросам  проведения контрольных мероприятий,

     - проведение аналитических мероприятий  по вопросам эффективности процессов  приватизации, управления и распоряжения  федеральным имуществом, совершенствования  контроля за его использованием;

     - обмен опытом и координация  работ по созданию и обеспечению  функционирования информационных  систем и телекоммуникационных  сетей, а также по формированию  информационных ресурсов в интересах  эффективного решения поставленных  задач;

     - осуществление и координация  совместных научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и инновационных  программ и проектов;

     - содействие в обучении работников  и подготовке научных кадров  высшей квалификации.

     Сотрудничество  в рамках Настоящего Соглашения может реализовываться в следующих основных формах:

     - обмен информацией о нарушениях  законодательства Российской Федерации,  выявленных в ходе осуществления  контроля за эффективностью использования  и сохранностью федеральной собственности  поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральным имуществом;

     - предоставление методических документов  и статистических данных, а также  иной информации, представляющей  взаимный интерес, для чего  сторонами определяются состав, структура и форматы данных, а также процедуры передачи информации в электронном виде;

     - оказание взаимной помощи по  вопросам доступа к базам данных  сторон, в том числе касающихся  оценки и учета федерального  имущества и доходов от его  использования;

     - проведение финансово-правовой экспертизы по актуальным вопросам деятельности сторон;

     - реализация договоров о выполнении  научно-исследовательских и иных  работ, оказание образовательных  и консультационных услуг;

     - координация деятельности и оказание  необходимой помощи по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая проведение совместных мероприятий; при взаимном согласии участие каждой из сторон в работе коллегиальных, совещательных, научных и иных органов и структур другой стороны;

      - проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам финансового контроля и эффективного использования федеральной собственности.

     Среди двухсторонних соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно  также назвать Соглашение между  Счетной палатой Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации. Согласно данному соглашению:

     Стороны совместно разрабатывают и реализуют  мероприятия, направленные на широкое  информирование зарубежной общественности о функционировании системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, оказывают взаимную поддержку интернет-сайтов и иных информационных ресурсов друг друга.

     Счетная палата Российской Федерации организует систематическое информирование МИДа России о своем участии в мероприятиях в области международного сотрудничества в целях координации их информационного обеспечения и поддержки дипломатическими и международно-правовыми средствами.

     Стороны проводят взаимные консультации и совместные рабочие встречи по вопросам, входящим в их компетенцию, в целях выработки предложений по проблемам, представляющим, взаимный интерес, и формирования общей позиции, в том числе по вопросам сотрудничества с Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и продвижения интересов Российской Федерации в рамках деятельности этой организации, ее региональных организаций, постоянных рабочих групп и комитетов.

     Стороны обмениваются информационно-справочными  материалами о результатах своей  деятельности, а сотрудничество сторон может осуществляться также и в иных взаимосогласованных формах.

     На  основании соглашения о сотрудничестве между МИТиС РФ и Счетной палатой  РФ стороны осуществляют обмен технической  документацией и научно-технической  информацией, оказание помощи при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и при реализации проектов в области информационных и коммуникационных технологий, экспертизу проектных и технологических решений. А также стороны данного соглашения осуществляют обмен данными между информационно-телекоммуникационной системой Счетной палаты РФ и системой поддержки реализации приоритетных национальных проектов в области информационных и коммуникационных технологий.

     Счетная палата РФ во взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию программ и проектов в области ИКТ, реализуемых Счетной палатой с использованием собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает рекомендации, готовит предложения и проводит экспертизу проектов в области информационных и коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:

     - привлекает специалистов Мининформсвязи  России с целью получения консультационной, экспертной и иной поддержки  при реализации указанных программ  и проектов,

     - принимает участие в разработке  методологии и внедрении аудита информационных технологий,

     - участвует в изучении уровня  информатизации и учете государственных  информационных ресурсов, создаваемых  за счет средств федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

     Особо следует отметить соглашения о сотрудничестве, заключенные между Счетной палатой РФ и министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Федеральной службой безопасности РФ с другой. Суть этих соглашений сводится к:

     - обмену представляющей взаимный  интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

     - обмену опытом работы и содействию  в повышении квалификации кадров  в том числе путем организации  стажировок,

     - планирование и осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение и выявление правонарушений,

     - обмен нормативными правовыми  актами, методическими рекомендациями, литературой по вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

     Особенность соглашений с данными «силовыми» ведомствами состоит в том, что последние наделены полномочиями передавать материалы дел по фактам выявленных Счетной палатой РФ нарушений непосредственно в суд. А тот уже в свою очередь вправе установить виновных лиц и применить к ним предусмотренные законом санкции. В связи с этим, важно подчеркнуть, что Счетная палата РФ не является карательным органом и не обладает правом самостоятельно применять в отношении нарушителей санкции. Она даже не может напрямую обратиться в суд по факту выявленных нарушений, и вынуждена прибегать к помощи указанных «посредников».

     Завершая  краткий обзор основных функций Росфиннадзора в сфере финансового контроля, вновь отметим, что он осуществляет свои полномочия в двух основных направлениях. Во-первых, ФС ФБН выполняет функции по финансово-бюджетному надзору; во-вторых - по валютному контролю. За Службой закреплен также ряд других полномочий, которые не связаны непосредственно с ее контрольно-надзорными функциями.

     Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, ФС ФБН ведет достаточно эффективную  работу по осуществлению финансового контроля в бюджетной сфере. Оценивая необходимость создания такого органа государственного финансового контроля как Росфиннадзор и действенность проводимых им мероприятий, можно отметить ряд положительных моментов.

     Во-первых, впервые в системе федеральных органов исполнительной власти создан обособленный орган, основной задачей которого является именно финансовый надзор в бюджетной и валютной сферах. Вплоть до 2004 года данные задачи возлагались на департаменты внутри Министерства финансов РФ, что вызывало сомнения в объективности проводимых мероприятий. Во-вторых, Росфиннадзор обладает развитой системой территориальных органов, которые действуют в рамках общего плана, утверждаемого ежегодно. Таким образом, финансово-бюджетный и валютный контроль проводятся в масштабе всей страны. В-третьих, деятельность ФС ФБН достаточно регламентирована и осуществляется в соответствии с ежегодным планированием. Обеспечено и информационное обеспечение граждан и организаций по вопросам деятельности Службы. Наконец, среди полномочий Росфиннадзора появилось новое направление деятельности, а именно, контроль за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре. В соответствии с приведенной статистикой мероприятия Службы достигают необходимого результата и способствуют выявлению различных правонарушений в области федерального бюджета и в валютной сфере. Отметим также, что в 2006 году Министерство финансов РФ высоко оценило работу Росфиннадзора, охарактеризовав ее как успешную.

     С другой стороны, существуют и отрицательные моменты. Во-первых, это недостаток нормативного регулирования деятельности Росфиннадзора и отсутствие необходимых процедур для эффективной работы. Необходимо законодательно определить место и роль каждого органа государственного финансового контроля в единой системе, выработать общие принципы и методологическую базу их деятельности, обеспечить механизмы согласованного функционирования. Функции и статус ФС ФБН нуждаются в конкретизации и уточнении. Во-вторых, остро стоит проблема недостаточно четкого разграничения полномочий с другими органами финансового контроля и несовершенства механизма взаимодействия с ними. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Специалистами единогласно признается необходимость создания Единой концепции и системы государственного финансового контроля. Принятие соответствующего законодательного акта позволило бы унифицировать порядок проведения финансового контроля, разграничить и четко определить полномочия различных органов, избежать как пробелов в осуществлении финансового контроля, так и дублирования полномочий различных органов. Нужно сказать, что эффективное взаимодействие необходимо с органами финансового контроля как федерального, так регионального и местного уровня. Должны развиваться взаимоотношения и с иными органами в системе органов государственной власти.

     Названные проблемы характерны для всех финансово-контрольных  органов РФ на данном этапе развития. Их решение должно осуществляться на уровне системы государственного финансового контроля, а не отдельного органа. Цель же конкретного органа государственной власти состоит в четком выполнении его задач в соответствии с едиными стандартами, при строгом соблюдении законодательно установленных правил и ограничений. Для построения эффективной системы государственного финансового контроля необходимо начинать с ее отдельных составляющих. Так, эффективная деятельность и совершенствование нормативного регулирования полномочий Росфиннадзора имеет значения для выработки Единой концепции финансового контроля в Российской Федерации.

 

      Глава 3.Аудит эффективности  и его место  в системе государственного контроля

     В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

Информация о работе Государственный финансовый контроль