Контрольная работа по "Финансовое право "

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.

Содержание

Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь………….3
1. Виды финансового контроля……………………………………………………3
2. Органы финансового контроля…………………………………………………5
Стадии республиканского бюджета…………………………………………..8
Составление………………………………………………………………………8
Рассмотрение……………………………………………………………………..9
Утверждение……………………………………………………………………...9
Исполнение………………………………………………………………………10
Утверждение отчета……………………………………………………………..13
Банковская система Республики Беларусь…………………………………14
Национальный банк Республики Беларусь……………………………………14
Коммерческие банки Республики Беларусь…………………………………...15
Список используемых источников…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

фИН.ПРАВО. 2010.docx

— 55.49 Кб (Скачать)

     Финансовый  контроль особенно в сфере материального  производства имеет, кроме чисто  контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы.

     Финансовый  контроль фиксирует отклонения от установленных  государством предписаний в области  финансов. Совокупность требований, установленных в законодательниц порядке относительно функционирования финансового механизма государства и обязанность соблюдал, их формируют финансово-правовую категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действии, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

     Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный  или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

     Государственный контроль осуществляется органами государственной  власти и государственного управления. Национальное собрание и местные  Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении  бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные  комиссии  Парламента также в  процессе своей деятельности анализируют  и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях  в  составе  министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

     Независимый финансовый контроль - это новый  вид финансового контроля. Его  осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

     Общественный  финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные  комиссии создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю факты злоупотреблений в финансовой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стадии республиканского бюджета

     

1. Составление

2. и 3. Рассмотрение и утверждение

4. Исполнение

5. Утверждение отчета 

1.СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА

     Составление проекта бюджета происходит в  несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.

     Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях составления проекта бюджета  на предстоящий финансовый год с  учетом экономического и социального  развития Республики.

     Практическая  работа по составлению проектов бюджета  начинается с анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения  бюджета  в текущем году. Одновременно учитываются  макроэкономические показатели, содержащиеся  в  прогнозах экономического и  социального развития республики, и  показатели развития административно-территориальных  единиц.  Бюджетное планирование всегда основывается на экономических  показателях, так как финансы  есть отражение положения дел  в экономике.  На основании этого  делаются прогнозные оценки поступлений  в бюджет с учетом  действующего  налогового  законодательства. Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами  и другими органами управления, которые  находятся на бюджетном финансировании.  Исходя из этого, Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с  учетом прогнозируемых доходов.

     Прогнозные  показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных  бюджетов на предстоящий год и  предложения по сбалансированию  бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

     Если  на местах не представляется возможным  сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

     Такой порядок создает правовую базу для  обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.

     Разработанные проекты республиканского и местных  бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и  соответствующих исполкомов    местных Советов депутатов. Последние  после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно в Национальное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

     Введение  института президентства в Республике Беларусь пока не нашло отражения  в бюджетном законодательстве в  части его полномочий в бюджетном  процессе на стадии составления проекта  бюджета. Очевидно, они должны состоять в рассмотрении представленных Совету Министров материалов по проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в Парламент.  
 

  1. и 3. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА

     Рассмотрение  и утверждение бюджета, как уже  было отмечено, относится к компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов.

     По  результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклонении.

В процедурном  отношении сегодня более отработан  механизм прохождения рес- публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

     С докладом о проекте бюджета выступает  представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председатель отраслевой постоянной комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование бюджетным показателям считается принятым, если за пего проголосовало большинство избранных депутатов.

Принятый  Национальным собранием республиканский  бюджет оформляется Законом. В Законе о бюджете отражаются:

-общий  объем доходов и расходов республиканского  бюджета; размер основных доходов по республиканскому бюджету; ассигнования из республиканского бюджета на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, внеэкономической деятельности, органов государственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

размер  резервного фонда Президента и других целевых фондов, образуемых в соответствии с действующим законодательством; размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государственного долга; предельный размер дефицита по республиканскому бюджету; размер других расходов общереспубликанского характера; размер оборотной кассовой наличности; нормативы отчислений от общереспубликанских налогов к доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

     В случае отклонения Парламентом представленного  проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращений расходов или внесении изменении в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается правительству  на доработку.

     При несогласии с решением Парламента глава  государства вправе, в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок возвратить его со своими возражениями в Парламент  для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее  двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон в бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подписанным в той редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.

       Этим заканчивается третья стадия бюджетного процесса. Республиканский бюджет и нормативы отношений от общереспубликанских налогов и доходов утверждаются Парламентом до наступления нового финансового года. Однако, как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после Нового года. Законодатель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до утверждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов. 
 

4.ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

        Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти. Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить четыре основных принципа исполнения бюджетов всех уровней:

         1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

         2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.

         3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

           4. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право "