Контрольная работа по "Финансовому праву Украины"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Выпуск государственных ценных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в Украине с 1996 г. 30 процентов дефицита государственного бюджета должно покрываться за счет размещения государственных ценных бумаг.

Содержание

1. Понятие и функции государственного кредиту.
2. Особенности методов финансового контроля в Украине.

Работа содержит 1 файл

Государственный кредит в Украине.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

В качестве обязательного  субъекта данных отношений будет  выступать государство. Эти отношения  будут носить властно-имущественный  характер, возникать по поводу мобилизации, распределения и использования  государственного бюджета, а их возникновение и прекращение будет сопровождаться нормативным актом. То есть, природа данных отношений, безусловно, финансово-правовая.

Сегодня законодатель определяет понятие кредита как  средства и материальные ценности, которые предоставляются резидентам и нерезидентам в пользование юридическим либо физическим лицам на определенный срок и под процент. Им закрепляются такие виды кредита как финансовый, товарный и кредит под ценные бумаги, который закрепляет отношения займа.

Кредитом  под ценные бумаги, которые засвидетельствуют отношения займа, признаются средства, которые привлекаются юридическим лицом должником (дебитором) от иных юридических и физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов.

Некоторую специфику  имеет определение правовой природы  финансового кредита. Финансовым кредитом признаются средства, которые предоставляются  банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным (определенным) как  банковское учреждение в соответствии с законодательством страны пребывания нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, которые имеют статус небанковских финансовых учреждений, на основании действующего законодательства в долг юридическому либо физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и  контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории; 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Деятельность  государства в области государственного кредита неизменно порождает  проблему государственного долга, в  связи с чем представляется необходимым  исследовать данную категорию.

В научной  литературе высказывалась точка  зрения, что «большой государственный  долг — это рак, который раздирает  политическую жизнь народа и его  благосостояние», а также, что это  «новое оружие страшнее пороха, оружие, которым государства должны пользоваться под страхом политического уничтожения». Однако расцвет экономики Англии, которая считается родиной государственного кредита, не взирая на увеличение государственного долга, стал примером, которому начали следовать все страны мира. Поэтому сам факт существования государственного долга не может дать представления о реальном финансово-экономическом состоянии государства. Зачастую нехватку средств в бюджете государства покрывают за счет выпуска новых денежных знаков, государственных ценных бумаг или получения дополнительных займов.

Государственный долг — это совокупность однородных финансовых отношений, возникающих  в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств  населения и внешних ресурсов на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности.

В Украине  правовое регулирование отношений, возникающих в связи с возникновением и обслуживанием внутреннего  долга, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственном внутреннем долге» от 16 сентября 1992 года.

В соответствии с д.2 ст. 18 Бюджетного кодекса Украины  величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 процентов  фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В  случае превышения данной предельной величины, Кабинет Министров Украины обязан принять меры по приведению данной величины в соответствие с этим показателем.

В целом же законодательно установлено, что предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления, предельный объем предоставления гарантий устанавливается на каждый бюджетный период соответственно законом о Государственном бюджете или решением о местном бюджете.

Кроме того, законодатель определил, что в 2002 году государственные  и внешние заимствования осуществляются в границах общего объема установленных предельных размеров государственного внутреннего долга Украины и государственного внешнего долга Украины. В случае поступления средств из внутренних или внешних источников государственного заимствования в неполном объеме допускается уменьшение (увеличение) предельного размера государственного внутреннего долга за счет соответствующего увеличения (уменьшения) предельного размера государственного внешнего долга Украины.

Мировая практика кредитования выработала основные подходы к невозможности заемщика в полном объеме и своевременно погасить сумму основного долга и процентов за пользование кредитом (его некредитоспособности). Во избежание банкротства должника, первичные меры воздействия в данном случае — это реструктуризация долга, т.е. продление сроков возврата и изменение кредитных ставок (процентных ставок за пользование кредитом). Последующие меры (и исключительные) — это полное либо частичное списание долга.

Нужно заметить, что в настоящее время меняющиеся приоритеты в валютно-финансовой отрасли  нашли свое выражение в виде льготного  частичного списания задолженности. Льготное частичное списание задолженности  происходит обычно после того как  кредиторы поймут, что ограниченные перспективы той или иной страны на ее экономический рост и расширение экспорта будут сужать ее возможности по восстановлению своей платежеспособности даже при проведении эффективной реформы внутренней политики, инъекции новых денег или изменениях в структуре или перераспределения по времени самой задолженности.

 

2. Особенности методов финансового контроля в Украине.

Контроль  за развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Объектом  приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие  при формировании и использовании  финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Непосредственной проверке подлежат такие показатели как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. Финансовым контролем охватываются практически все стороны хозяйственной жизни, где используются деньги или их эквиваленты.

Сущность  финансового контроля находит свое отражение в его задачах. К  важнейшим задачам финансового  контроля необходимо отнести:

1) соблюдение  действующего законодательства  и нормативных актов в финансовой  и хозяйственной деятельности;

2) содействие  сбалансированности между потребностью  в финансовых ресурсах и величиной  денежных доходов государственного  бюджета;

3) обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств перед  бюджетной системой всеми субъектами  финансовых правоотношений;

4) содействие  рациональному расходованию товарно-материальных  ценностей и денежных средств  на предприятиях и в организациях;

5) предупреждение  и устранение нарушений финансовой  дисциплины, бухгалтерского учета  и отчетности.

Результатом реализации названых задач является укрепление финансовой дисциплины, что выражается в четком соблюдении установленных предписаний по образованию, распределению и использованию денежных фондов как государства, так и организаций. Требования финансовой дисциплины распространяются на предприятия, организации, учреждения, граждан и на государственные органы. Таким образом, финансовый контроль обеспечивает интересы государства и способствует охране прав граждан, предприятий и организаций.

Финансовый  контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств. Мерой этой ответственности являются финансовые санкции.

Подытоживая сказанное, финансовый контроль — это один из видов финансовой деятельности государства по проверке применения установленных законодательством методов контрольной деятельности, законности и рациональности действий субъектов хозяйствования в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства.

Также под формой финансового контроля следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля различают три формы финансового контроля — предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций и  т.п. Он предшествует осуществлению  хозяйственных операций и призван  не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение косвенного или прямого ущерба деятельности предприятия.

Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно  осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями, учреждениями обязательств перед бюджетом.

Последующий осуществляется после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения.

Финансовый  контроль осуществляется разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Различают следующие методы финансового контроля: наблюдения, проверки, обследования, анализ, ревизии.

Наблюдение  предполагает общее ознакомление с  состоянием финансовой деятельности объекта  контроля.

Проверка  касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных, расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование  осуществляется в отношении отдельных  сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает ее от проверки.

Анализ, как  и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей  или годовой отчетности и характерен системным и факторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки и т.д.

К основным методам  финансового контроля относятся  также ревизии и проверка.

Проверка  — это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской (ст. 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине).

Проверки  подразделяются на тематические и документальные. Тематические проверки — это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Документальные проверки — это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, отчетов, и т.д.

Ревизия —  это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и  отчетности, способ документального выявления недостач, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине». Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счетов, платежных ведомостей и др. В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву Украины"