Материнский капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:26, доклад

Описание работы

Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.
Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

                                          Материнский капитал

 

Введение

 
Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых  острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.

Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в  стране, укрепление престижа института  семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства  и была спокойна за будущее своей  семьи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

 
Глава 1 Понятие порядок и условие  для назначения

 
1.1 Понятие материнского капитала

     Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством  каждая семья независимо от ее социального  положения, количества воспитываемых  детей, материального достатка имеет  право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального  обеспечения. В свою очередь, принцип  дифференциации социального обеспечения  реализуется путем установления социально значимых критериев как  объективного (природно-климатические  условия, вредные условия труда  и т.д.), так и субъективного (состояние  здоровья, возраст и т.д.) характера.

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка  и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость  семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения - это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется "узаконенное неравенство", так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона N 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале Адвокат. 2007. N 5.. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ уже высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона N 256-ФЗ, в том числе и применение Закона N 256-ФЗ к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине не подведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время этот вопрос закрыт.

 

1.2 Круг лиц

   Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства: 

• женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

• женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих  детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались  правом;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права  не учитываются дети, в отношении  которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых  было отменено усыновление, а также  усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками  или падчерицами данных лиц.

Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства  Российской Федерации или статуса  лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении  ребенка, в связи с рождением  которого возникло право на меры государственной  поддержки, совершения в отношении  своего ребенка (детей) умышленного  преступления, относящегося к преступлениям  против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка  умер, лишен родительских прав в  отношении ребенка, в связи с  рождением которого возникло право  на дополнительные меры государственной  поддержки, совершил в отношении  своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м  против личности, либо если в отношении  указанных лиц отменено усыновление  ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях) , не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает  у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае , если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее  у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает  со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей  и может быть реализовано не ранее  чем по истечении трех лет со дня  рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением  случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно).

 

 

 

1.3 Условия получения сертификата

 
Лица (или их законные представители, а также законные представители  ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной  поддержки вправе обратиться в территориальный  орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после  возникновения права путем подачи соответствующего заявления со всеми  необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации . Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ,сделать необходимые действия:

1. оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2. в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:

  заявление установленного образца (см приложение к курсовой работе №1);

3. документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е. паспорт или заменяющий его документ;

4, документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных - свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление);

5. документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка (вкладыш в свидетельстве о рождении ребенка, если его получили до 07.02.2007 года);

   В необходимых случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав, подтверждающие совершение женщиной умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности по отношению к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей).

· срок рассмотрения заявления - не более одного месяца с даты подачи заявления. После этого, в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором указывается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата) Решение об отказе в удовлетворение заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд

· получить в территориальном  органе Пенсионного фонда по месту  жительства в день, указанный в  уведомлении, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал(внешний вид сертификата см в вложениях к курсовой работе).

Примечание: в необходимых  случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав, подтверждающие совершение женщиной умышленного  преступления, относящегося к преступлениям  против личности по отношению к ребенку  и др., смерть родителей (усыновителей).

 
 
Схема 1

 
1.4 Размер материнского (семейного)  капитала

 
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается  федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

 
* с 1 января 2007 года — 250 000 рублей

* с 1 января 2008 года — 276 250,0 рублей (ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.)

*с 1 января 2009 года — 312 162,5 рублей (ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.)

* с 1 января 2010 года — 343 378,8 рублей (ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.)

* с 1 января 2011 года — 365 700 рублей (241-ФЗ от 28.07.2010 г.)

*  c  1января 2012 года- 387 600 рублей

* с 2013 года сумма составит  – 408 960,5 рублей

 

 

Изменение суммы не влечет за собой замену сертификата так  как сумма на момент подачи заявления  на распоряжение будет той которая будет на момент подачи.

 
1.5 Основания для отказа в удовлетворения  заявления о выдаче сертификата

 
· отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки  в соответствий с Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ;

· прекращение права на дополнительные меры государственной  поддержки по основаниям, установленным  названным Федеральным законом, то есть в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи  с рождением которого возникло право  на дополнительные меры государственной  поддержки, совершения в отношении  своего ребенка (детей) умышленного  преступления, относящегося к преступлениям  против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

· представление недостоверных  сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в  связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

· прекращение права на дополнительные меры государственной  поддержки в связи с использованием средств материнского капитала в  полном объеме.

В случае в отказа удовлетворения заявления о выдаче сертификата  в уведомление излагаются основания  в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Уведомление высылается в течение 5 дней со дня вынесения решения.

 
Глава 2 Распоряжение материнским (семейным) капиталом

 
2.1 Распоряжения средствами материнского (семейного) капитала

  Средства материнского (семейного) капитала не передаются в виде наличного расчета.

Распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала можно не ранее чем по истечению  трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих  детей. Исключение составляет направление  средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов – этим правом можно воспользоваться  уже с 1 января 2009 года.

Информация о работе Материнский капитал