Место и роль финансового права в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является понятие и предмет финансового права, его особенности и связь с другими отраслями права, а также система и источники финансового права. Цель исследования – место и роль финансового права в системе российского права.
В соответствии с тем, что финансовое право связано со многими отраслями российского права мной поставлены следующие задачи:
1. особенности финансового права;
2. связь финансового права с другими отраслями права.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
I Понятие и предмет финансового права……………………………….5
II Финансовое право в системе российского права…………………...12
2.1Особенности финансового права…………………………………...12
2.2 Связь финансового права с другими отраслями права…………...15
III Система и источники финансового права………………………….20
Заключение………………………………………………………………26
Библиографический список………………………………………….....27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации  денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организации и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.

   Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.

 

    Глава III: Система и источники финансового права

   Финансовое  право, являясь отраслью права, состоит  из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение – регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

   Следовательно, система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

   В системе финансового права выделяют части, разделы, подотрасли, институты.

   Наиболее  крупные подразделения российского  финансового права – части: Общая  и Особенная. Обоснование необходимости  их выделения в финансовом праве  и определение содержания каждой их них относится к важным достижениям  отечественной правовой науки. Однако работа в этом направление требует продолжения и углубления, с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

   К Общей части относятся нормы  финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение5.

   Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений и представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих групп однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по  содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

   В последнее время некоторые крупные  подразделения финансового права  стали именоваться его подотраслями – бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раздел, например налоговое право - в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов налоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.

   В Особенную часть финансового  права входят разделы, в которых  сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

   а) бюджетной системе;

   б) внебюджетных государственных и  муниципальных денежных фондов;

   в) финансов государственных и муниципальных  предприятий;

   г) государственных и муниципальных  доходов;

   д) государственного и муниципального кредита;

   е) организации имущественного и личного страхования;

   ж) государственных и муниципальных  расходов;

   з) банковского кредитования;

   и) денежного обращения и расчетов;

   к) валютного регулирования.

   В системе финансового права находит  отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

   Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом активной роли.

   Нормы финансового права Российской Федерации  содержаться в большом числе  разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представленных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

   Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права.

   Главный источник финансового права Конституция  Российской Федерации, конституции  и уставы субъектов Федерации6. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.

   Какого-либо единого источника по этой отрасли  права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники  по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998 г. приняты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в действие с 1 января 1999 г., за исключением некоторых его статей и положений7, и Бюджетный кодекс РФ8 (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

   Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и  других отраслей права – конституционного, административного, гражданского и  др. К ним относятся законы о  местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

   Источники финансового права Российской Федерации  неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и  акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время  расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

   Новое содержание федеративных отношений  в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

   Нормы финансового права содержатся в  указах Президента и постановлениях Правительства российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.

   Большую группу источников финансового права  составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции, и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

   Соответственно  развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.

   Финансово-правовые нормы могут содержаться в  актах органов государственного управления – министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий (например, положение о порядке распределения прибыли).

   Особо следует заметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г.).

   В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового  права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы  этой отрасли права и систематизации финансового законодательства9 приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

          

       

                    

      

             
 
 
 

Заключение

     Необходимым условием развития  принципов: обеспечения законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека, является их правовое сопровождение. Государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность.  Одновременно это право жить  цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной "на институты государственной власти", решительные действия по экономическому,  политическому и социальному реформированию,  созданию  качественной "правовой базы для таких действий".

     Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества,  его новых экономических и политических ориентаций.

Информация о работе Место и роль финансового права в системе российского права