Налоги – основной источник доходной части бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле, а также изучение роли налогов в формировании доходной части бюджетов, как главного источника бюджетных поступлений.

Содержание

Введение
2
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 3
2. Полномочия участников бюджетного процесса 7
3. Стадии бюджетного процесса 10
3.1 Составление проекта бюджета 10
3.2 Рассмотрение проекта бюджета. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете 14
3.3 Исполнение бюджета 20
3.4 Составление и утверждение отчёта об исполнении 24
4. Налоги – основной источник доходной части бюджетов 26
Заключение 33
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Стадии бюджетного процесса. Роль налогов в формировании доходной части бюджетов.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
lign="justify">      Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа  о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

      Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

      Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования: составление и  утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

      Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

      Все изменения бюджета, связанные с  его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

      Завершается работа по исполнению бюджета, и это  касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря1.

      Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

      После завершения операции по принятым бюджетным  обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего финансового года в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).

      Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. 
 
 
 

      3.4 Составление и утверждение отчёта об исполнении 

      Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль). Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.

      Для контроля за исполнением бюджета  ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует  также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

      Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

      Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами  МинФина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

      В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета  принятому закону (решению), тогда соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (ст.273 БК РФ).

      Счетная палата дает заключение по отчету Правительства  об исполнении федерального бюджета, в  которое включаются заключения по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ, по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушения исполнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ). Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушиваются доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслушаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства в течение года.

      В итоге может быть принято решение  либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении. В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответственности привлекаются должностные лица, предоставившие недостоверные или неполные сведения по исполнению бюджета.

      Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

 

     4. Налоги – основной источник доходной части бюджетов 

     Доходы  государства

     Доходы  и расходы государства представляют собой основные категории государственных финансов, отражающие природу потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящие из них. Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных в предыдущие годы.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

     Классификация доходов осуществляется в соответствии с законодательными актами.

     Общие доходы образуются за счет текущих доходов и доходов от операций с капиталом.

     Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.

     Формирование  доходной части бюджета с переходом  на рыночные отношения имеет в  основном налоговый характер.

     Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета, наиболее существенный источник доходов бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает доход на добавленную стоимость (НДС). НДС вместе с таможенными пошлинами и акцизами составляют около 4/5 налоговых доходов в год. Сумма неналоговых доходов – доходы от имущества, находящиеся в государственной собственности (дивиденды по акциям государства, доходы от аренды госимущества и др.) и внешнеэкономические доходы – в бюджете во много раз меньше суммы налоговых доходов. 

     Классификация налогов

     Налоги  являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью  мобилизуются средства предприятий, населения  и других налогоплательщиков.

     Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

     Наряду  с фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство (размер налогов по различным сферам и секторам экономики оказывает влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование).

     Основными налоговыми поступлениями являются следующие:

     1) подоходные налоги, налоги на  прибыль и на увеличение рыночной  стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

     2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

     Обязательность  обусловлена тем, что в противном  случае значительное число людей  может не позаботиться о сбережениях  для обеспечения приемлемого  уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.

     Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

     3) налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда (кроме  отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

     4) налоги на собственность. В  эту группу входят налоги на  имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

     5) внутренние налоги на товары  и услуги. К ним относятся налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю – налог с продаж;

Информация о работе Налоги – основной источник доходной части бюджетов