Основы налично-денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:13, реферат

Описание работы

Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Оперативное регулирование Банком России денежного обращения в Российской Федерации, возложенное на него Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется путем разработки ЦБ РФ нормативных положений и установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации, не противоречащих основным законам государства - Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

     Обращение наличных денег регулируется как  часть совокупного денежного  оборота и осуществляется ЦБ РФ. К основным правовым актам, в которых содержатся нормы, регулирующие обращение наличных денег в РФ, относятся Конституция РФ (ст. 75), ГК РФ, а также многочисленные акты ЦБ РФ, среди которых основным является Положение от 5 января 1998г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (с изм. от 22 января 1999г., 31 октября 2002г.), Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002г. № 199-П (с изм. от 4.12.2003г., 1.06.2004г., 26.12.2006г., 13.06.2007г.), Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995г. № 31.

     В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ законодатель возложил на Банк России следующие функции:

- обеспечение устойчивости рубля;

- разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ (основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти);

- монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения;

- несение ответственности за покупюрный состав денежного обращения;

- контроль  за состоянием денежного обращения  в стране.

     Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с по- 
мощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

      В области наличного  денежного оборота Банк России наделен  определенными полномочиями:

- определяет порядок ведения кассовых операций;

- организует изготовление банкнот и монеты;

- устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

- определяет признаки платежности денежных знаков;

- регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

     Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены  недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

     Суммы расчетов в наличной форме между  физическими лицами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

     Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге  характер его организации:

     1. Основой для движения наличных  денег служит оборот товаров и услуг - товарное обращение. Поэтому характерным признаком денежного обращения является неоднократное использование одного и того же денежного знака для совершения денежных платежей, т. е. денежные знаки физически перемещаются из рук в руки и опосредуют ряд товарных сделок, не покидая сферу обращения. Отсюда вытекает требование к защищенности и долговечности денежных знаков, а также к поддержанию их оптимального покупюрного состава.

     2. Наличные деньги, находящиеся в  национальном обращении, выполняют  только две функции: средства  обращения и средства платежа.  При этом деньги функционируют попеременно, то как средство обращения, то как средство платежа — меняют не только хозяев, но и свои функции. Они обслуживают многочисленные сделки и платежи (за коммунальные услуги, услуги связи, электроэнергию, авансовые перечисления за подписку на издания периодической печати, членские взносы и т. п.), используются для погашения долговых обязательств или для совершения нетоварных платежей (налоги, пошлины). Большой объем денежного обращения, участие в этом процессе многочисленных юридических (включая коммерческие банки и финансовые органы) и физических лиц, а также многообразие экономических отношений между ними ставят вопрос о необходимости регламентирования кассовых операций в масштабе всей экономики в интересах безопасности их поведения и эффективного использования денежной массы.

     3. Большая часть денежного обращения  осуществляется через коммерческие  банки и другие кредитные организации.  Наличные деньги постоянно поступают  на счета в кредитных организациях (превращаются в безналичные деньги) для их последующего использования в различных платежах и с тем же постоянством снимаются со счетов (обратно приобретают наличную форму) для выплаты заработной платы, премий и выполнения иных платежей. Более того, замена ветхих и выпуск новых денежных знаков и дополнительных наличных денег в оборот осуществляются Центральным банком почти исключительно через кредитные организации. Такое положение требует особого порядка проведения кассовых операций кредитными организациями и предполагает установление контроля за этими операциями со стороны Центрального банка.

     Управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации. Указанные конституционные основы являются и основой финансово-правового регулирования денежной системы. Естественно, денежная система, учитывая многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере ее организации и обращения, является объектом правового регулирования одновременно нескольких отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Однако базисными в данной сфере регулирования являются нормы финансового права, поскольку именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т.п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, поэтому они наиболее тесно связаны с государственными интересами и социально-экономическими интересами общества. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного, баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п. достигается ее эффективное функционирование. Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера также закреплен в ГК РФ. Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объекта гражданских прав, отнесенного гражданским законодательством к движимому имуществу, а следовательно, являющегося самостоятельным объектом права собственности (ст. 128, 140 ГК РФ). Нормы административного права призваны регулировать отношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 -- за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций. Уголовное право регулирует отношения уголовной ответственности за совершение таких преступлений в сфере денежной системы, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ). Особое значение среди норм, регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации.

          Выделенные особенности денежного обращения характеризуют его как сложный процесс с большим количеством субъектов, многообразием встречных денежных потоков между ними и постоянной сменой функций и форм. Поэтому для экономики актуальными являются поддержание оптимального соотношения между обеими формами денежного оборота, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег, - организация денежного обращения.

     В соответствии с гл. VI Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

     Важно заметить, что, в соответствии с законодательством  РФ, Банк России осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения  независимо от других органов государственной  власти. Это означает, что вмешательство  других государственных органов  в самостоятельную оперативную деятельность Банка России по реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивости рубля недопустимо. Этому, в свою очередь, способствует закрепленное за Банком России право регулировать объем находящейся в обращении денежной массы, от чего зависит возможность поддержания покупательной способности рубля. Кроме того, обеспечение устойчивости рубля достигается Банком России посредством регулирования учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них норматива обязательных резервов. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России может устанавливать ориентиры роста (т.е. ориентировочные цифры) одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

     Эффективная организация денежного обращения  предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков (банковских билетов и разменной монеты) в обращение. Выпуск денег в обращение, приводящий к увеличению находящихся в нем наличных денег, называется эмиссией наличных денег.

     Исторически эмиссионные операции в различных государствах осуществлялись двумя институтами:

     а) Центральным (эмиссионным) банком, обладающим исключительным (монопольным) правом выпуска банковских билетов (банкнот);

     б)Казначейством (или иным государственным органом, подконтрольным правительству), выпускающим мелкокупюрные бумажные денежные знаки (казначейские билеты) и неполноценные (билонные) монеты.

     В современных условиях в абсолютном большинстве стран мира эмиссия  наличных денег осуществляется Центральными эмиссионными) банками и представляет собой выпуск в обращение неразменных на золото банкнот (банковских билетов) и монет, являющихся единственными законными платежными средствами на территории государства.

     Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады или для перевода на всей территории страны.

     Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным (законодательным) органом РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ.

     Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет, новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

     Основные принципы организации эмиссионных операций в стране:

     1. Демократический централизм регулирования эмиссионных операций. Учреждения банков самостоятельно распоряжаются поступающими в их кассы наличными деньгами и в то же время производят эмиссию денежных знаков только в пределах, установленных ЦБ. 
          2. В стране существует безусловное выполнение заданий по изъятию денег из обращения.

Информация о работе Основы налично-денежного обращения