Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство со своей стороны требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности.

Содержание

1. Понятие, функции и признаки финансово-правовой ответственности
2. Понятие и юридические признаки финансового правонарушения
3. Финансово-правовые санкции

Работа содержит 1 файл

Контрольная по финансовому праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

    Наибольшее  распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Пеня  защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения  налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

    Анализ  финансового законодательства позволяет  сделать вывод, что пеня является мерой юридической ответственности  и содержит необходимые признаки последней:

    условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;

    основанием  применения пени выступает нарушение  финансового законодательства;

    пеня  является следствием совершения финансового  правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;

    взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;

    уплата  начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;

    взыскание пени означает причинение правонарушителю  имущественного урона в денежной форме.

    Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т. е. возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

    Финансовые  санкции имеют общую юридическую  природу, но вместе с тем и отличительные  признаки. Основные различия между  штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

    а)  основанием штрафной ответственности  является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению;

    б) штраф носит абсолютно или  относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;

    в) взыскание штрафа является результатом  правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель

    не  может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

    Имеющиеся различия в основаниях, механизме  применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, в п. 2 ст. 75 НК РФ говорится, что «сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах»; п. 3 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

    Субъект финансового права, привлекаемый к  финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

    Единую  правовую природу финансовых санкций  подчеркивает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

    В российском финансовом праве санкции  имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  4. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».
  5. Постановление Конституционного суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверки конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»» (СЗ РФ 1999 № 30 ст.3988).
  6. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».
  7. Ашмарина Е.М., Шохин С.О. и др. Финансовое право: Учебник. – М.: ООО «Издательство «Элит»», 2009
  8. Игнатьева С.В. Вашкович Н.Ю. Финансовое право: Учебное наглядное пособие. – М: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

Информация о работе Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах