Полномочия Президента и Правительства в сфере финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:16, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение полномочий в сфере финансов таких органов специальной компетенции, как Президент и Правительство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ 4
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 10

Работа содержит 1 файл

Полномочия.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ  3

   ФИНАНСОВЫЕ  ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ  4

     ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В  ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ  5

   ПОЛНОМОЧИЯ  ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 7

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

   Финансовые органы занимают важнейшее место в функционировании государства. Они занимаются разработкой экономических программ для его развития.

     Система финансовых органов Российской Федерации  состоит из органов общей и  специальной компетенции. К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации. К органам специальной компетенции относят Министерство Финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу РФ, Счётную палату РФ и др.

   Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной  власти в зависимости от установленной  компетенции.

   Целью данного реферата является рассмотрение полномочий в сфере финансов таких органов специальной компетенции, как Президент и Правительство. 
 
 
 
 

   ФИНАНСОВЫЕ  ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

   К органам общей компетенции относятся:

    1. Президент РФ;
    2. Правительство РФ;
    3. Федеральное собрание РФ;
    • Государственная Дума;
    • Совет Федерации.

   Высшие  представительные и исполнительные органы государственной власти руководят  финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной  системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

   Законодательные (представительные) органы рассматривают  и утверждают соответствующие бюджеты  и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением  соответствующих бюджетов, формируют  и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОЛНОМОЧИЯ  ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

   Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

   С ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ [1]).

   Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

  • формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;
  • финансирования государственных расходов федерального уровня;
  • денежно-кредитной политики;
  • организации расчетов;
  • регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.

   Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

   Бюджетное послание Президента включает:

  • основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
  • сводный финансовый баланс по территории РФ;
  • основные направления бюджетной политики РФ;
  • сведения о государственных доходах на территории РФ;
  • проект бюджета РФ;
  • проект консолидированного бюджета РФ;
  • оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

   Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

   Контрольное управление имеет территориальные  подразделения. Все эти органы действуют  как система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента РФ контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

  • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

   Управление  не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.  

   ПОЛНОМОЧИЯ  ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

   Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) «О Правительстве Российской Федерации» [2].

     Полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

   В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство  РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.

  Согласно  статье 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  • осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
  • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

   В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия (ст. 14 ФКЗ «О Правительстве РФ»):

  • осуществляет регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет общее руководство таможенным делом;
  • принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации.
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, финансовые органы общей компетенции  занимаются вопросами финансов как главенствующие органы и руководят деятельностью нижестоящих органов. Их полномочия направлены на создание и обеспечение единой финансовой политики. Данные органы разрабатывают новые пути совершенствования финансовой системы РФ.

     Система финансовых органов является по своей сущности сложной системой поддержания нормального развития и функционирования государства. Для нормальной работы ей необходима сильная законодательная база.

     Таким образом, финансовые отношения регулируются сегодня сводом законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающим финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющим основы бюджетного процесса, оснований и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 32 с.
  2. Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) «О Правительстве Российской Федерации». – М.: Ось-89, 2009. – 32с.
  3. Эриашвили,  Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. — 606 с.
  4. Вострикова, Л.Г. финансовое право: учеб. для вузов / Л.Г. Вострикова. – М.: Юстицинформ, 2008. – 376 с.

Информация о работе Полномочия Президента и Правительства в сфере финансов