Понятие финансов и финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:49, контрольная работа

Описание работы

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг

Содержание

Понятие финансов и финансовой деятельности.
Правовой статус государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Понятие валюты и валютных ценностей. Принципы валютного регулирования.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

      В юридической науке нет единого мнения относительно трактовки понятия «правовой статус». При этом специалисты в области теории права, как правило, дают общую трактовку, применимую ко всем субъектам права. Ученые каждой конкретной отрасли пытаются вы работать наиболее четкую дефиницию, используемую именно в данной отрасли права.

      Все многообразие существующих взглядов можно  поделить на группы, к первой из которых  необходимо отнести теорию отождествления правового статуса с правами  и обязанностями лица. Яркими представителями  данной теории являются Н.В. Витрук,      М.Ю. Тихомиров.

Учеными Н.Р. Карапетя, А.Б. Венгеровым в состав дефиниции была введена новая составляющая — «ответственность».

А.А. Ахполов, В.Е. Кирилина соотносят правовой статус с некой функцией, положением.

Ц.А. Ямпольская полагает, что правовой статус —  это правосубъектность в единстве с другими общими правами и  обязанностями.

      Следует согласиться с правовой позицией Ц.А. Ямпольской в совокупности с  мнением Н.Р. Карапетя и А.Б. Венгерова, в соответствии с которыми правовым статусом является правовое положение  субъекта права, основой которого служит правосубъектность, а содержанием  является комплекс прав, обязанностей и мер ответственности, ибо полученное определение всецело, поэлементно  раскрывает сущность правового статуса  как юридической категории.

      В отношениях по обязательному социальному  страхованию государственные внебюджетные фонды реализуют публичную правосубъектность. 

      В чем заключается характер правосубъектности  юридического лица? Многие правоведы  отмечают, что общественное образование, наделенное статусом юридического лица, становится участником различных видов  общественных связей. Поскольку юридическое лицо реально выступает субъектом разных отраслей права, его правосубъектность носит многоотраслевой характер. Приобретая статус юридического лица, общественное образование становится носителем административной, финансовой и ряда других видов правосубъектности, в совокупности создающих его правовой образ. В зависимости от целей и задач, выполняемых юридическим лицом, определяющее значение в его правовом статусе приобретает та или иная правосубъектность.

      Правосубъектность — это категория, которая включает в себя правоспособность и дееспособность (деликтоспособность).

Финансовая  правосубъектность государственного внебюджетного фонда представляет собой социально-правовую возможность фонда быть участником финансовых правоотношений. Правоспособность и дееспособность (деликтоспособность) являются предпосылками и составными частями финансовой правосубъектности государственного внебюджетного фонда.

      Для того чтобы дать определение правоспособности, следует учесть, что ее содержание составляет не фактическое обладание  правами и обязанностями, а лишь способность к такому обладанию5.

      Как известно, правоспособность есть лишь необходимое условие для правообладания, принадлежащее каждому субъекту права, аб-страктная возможность  иметь любые признанные законом  права и обязанности, необходимая  предпосылка субъективного права.

      По  этой причине является некорректным определение правоспособности как совокупности прав и обязанностей, которыми оно обладает и которые использует в соответствии с законом при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правоспособность  государственного внебюджетного фонда  — это способность фонда иметь  права и обязанности, предусмотренные  в законе.

      Правоспособность  возникает с момента государственной регистрации государственного внебюджетного фонда в качестве юридического лица.

Анализ действующего законодательства, в частности законов об обязательном социальном страховании, об обязательном пенсионном страховании, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, позволяет сделать вывод о том, что государственные внебюджетные фонды правоспособны в отношении:

а) проведения документальных проверок;

б) выявления и пресечения нарушений законодательства об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании;

в) получения необходимой информации о страхователях и застрахованных лицах;

г) управления средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроля за их расходованием. Следовательно, будучи волеспособным субъектом, юридическое лицо обладает дееспособностью.

      Дееспособность (деликтоспособность) — способность государственного внебюджетного фонда приобретать права, способность государственного внебюджетного фонда исполнять обязанности, способность государственного внебюджетного фонда самостоятельно нести правовую ответственность (деликтоспособность).

      Дееспособность (деликтоспособность) возникает с  момента государственной регистрации государственного внебюджетного фонда в качестве юридического лица.

      По  мнению исследователей, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент возникновения самого юридического лица. Поскольку правоспособность и дееспособность юридического лица неразрывно связаны, возникают и прекращаются одновременно, то различие между ними лишается смысла.

      В соответствии с положениями ГК РФ юридические лица приобретают свою правоспособность и дееспособность одновременно, в момент государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Это означает, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

      Практика  показывает, что, поскольку собственником  государственных внебюджетных фондов является государство, фонды сочетают в себе две особенности:

а) способность  от своего имени приобретать и  реализовывать права и обязанности;

б) а также  в действиях фондов усматривается реализация прав и обязанностей непосредственно государства, поскольку последнее способно к воспроизведению только посредством своих органов. При этом необходимо отметить, что не все приобретаемые государственными внебюджетными фондами права и исполняемые обязанности являются финансовыми.

      Так, например, осуществляя проверку страховых  документов, консультируя страхователей, запрашивая у налоговых органов  необходимую информацию, государственные  внебюджетные фонды действуют от собственного имени.

      Осуществляя сбор страховых взносов, взыскивая  пени и финансовые санкции, государственные  внебюджетные фонды реализуют права  государства. Это объясняется тем, что бюджеты государственных  внебюджетных фондов включены в бюджетную  систему, а соответствующие средства находятся в федеральной собственности (ст. 144 БК РФ, Положение о Пенсионном фонде РФ, Положение о Фонде  социального страхования РФ, Положение  о территориальном фонде обязательного  медицинского страхования), т.е. в собственности  Российской Федерации. Соответственно, осуществляя взимание страховых  взносов, государственные внебюджетные фонды выступают в качестве уполномоченных государственных органов.

      Правовой  статус государственного внебюджетного фонда — это юридический каркас возникновения и правовой активности государственного внебюджетного фонда, сочетающий в себе фундаментальные элементы, такие как правосубъектность, комплекс прав и обязанностей, а также деликтоспособность, для которых характерна прогрессивная доля динамичности и зависимости от темпов изменения действующего законодательства.

      Особым  элементом правового статуса  государственного внебюджетного фонда  являются субъективные права и юридические  обязанности, которые составляют содержание правового статуса и закреплены в нормах права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности