Понятие и роль налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:42, лекция

Описание работы

§ 1. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность.
§ 2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

        Глава 1. Понятие и роль налогов.

     § 1. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

                   В настоящее время налог имеет  законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях  правовой науки и практики  и в значительной степени учитывающее  взаимодействие частных и публичных  имущественных интересов.

                   Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

       Основные признаки налога:

                  1.Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.  Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина.  Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности.

                    Наиболее сложным и противоречивым  элементом признака обязательности  является форма уплаты налога.  Налоговый кодекс РФ не дает  однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает  налог —добровольного платежа или принудительного взыскания.

                    Принудительное взыскание каких-либо  платежей характерно для административных  отношений1, а для имущественных (к числу которых относятся и налоговые) более приемлема уплата, т. е. первоначальное предложение со стороны публичного субъекта частному о добровольном исполнении обязанности. В налоговом праве взыскание применяется относительно недоимок и пеней в качестве меры ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

                    2.Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или к совершению в его пользу действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав.

                     4. Публичное предназначение. С древнейших  времен налоги взимаются для  финансового обеспечения деятельности  государства и его органов.  Взимание налогов — один из  важнейших признаков государства  и одновременно необходимое условие  его существования. В условиях  капиталистического способа производства  и рыночных отношений ни одно  мероприятие в государстве невозможно  реализовать без материальной  поддержки. Современные государства  для пополнения своей казны  используют и другие виды поступлений  и платежей. Но на первое место  среди них по своему значению  и объему выступают налоги. В  России налоговые платежи составляют  более 80% доходной части федерального  бюджета.

     § 2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей.

                   Налоги необходимо отличать от  сборов, пошлин или взносов. Ранее  действовавшее налоговое законодательство  не проводило четкого разграничения  названных понятий. Это обстоятельство  затушевывало юридическую природу  того или иного платежа, затрудняло  его анализ и вызывало трудности  в правоприменительной практике.

                   Правовые режимы установления  и взимания сборов, пошлин или  иных обязательных взносов всегда  были и остаются объектами  научного изучения2.

                  Юридические содержания налогов  и сборов не являются тождественными. Одно из существенных различий  между ними — признак возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать

     плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы  взимаются в обязательном порядке  за оказание частному субъекту определенных услуг. Несмотря на имеющиеся доктринальные  разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции  РФ указывается на «установление  общих принципов налогообложения  и сборов».

                   Очевидно, не желая допускать  терминологических расхождений  с текстом Основного Закона РФ, законодатель также не ввел в НК РФ понятие пошлины. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

                  Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Законодательно  установленное определение сбора  показывает, что в его содержании произошло объединение юридических  признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в  себя и понятие пошлины. Однако отнесение  пошлины к разновидности сбора  не означает ее исключения из системы  налогово-правовых категорий. В Российской Федерации действует специальный  Закон РФ от 9 сентября 1991 г. (в ред. от 7 августа 2001 г.) «О государственной  пошлине» 3 , согласно ст. 1 которого государственная пошлина — обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.     

     Основным  условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в  отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства  юридически значимых действий. Под  юридически значимыми действиями следует  понимать разновидность юридических  фактов — закрепленные в гипотезах  правовых норм конкретные жизненные  обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

     Анализ  законодательства о налогах и  сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика  каким-либо естественным правом, имеющим  в силу закона ограниченный режим  обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Положения названной конституционной нормы  применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство  может использовать определенные ограничения  прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

     1) установления  государственной монополии на  производство определенных видов  товаров, выполнение работ, оказание  услуг и, следовательно, исключения  свободного доступа иных субъектов  в эти сферы деятельности;

     2) предоставления  на возмездной основе отдельным  частным субъектам права заниматься  деятельностью, отнесенной к монополии  государства.

     Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью  частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак  характеризует сборы и пошлины  как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным  правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству  за пользование государственным  имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к  судебному рассмотрению, регистрация  актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

     Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.

     Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах  и сборах. Установление сборов допускается  актами иных отраслей права. Так, ст. 11 Закона о Государственной границе  установила сбор за пограничное оформление, правомерность которого подтверждена Конституционным Судом РФ4.

     Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

     — обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие  бюджеты или внебюджетные фонды;

     — адресное поступление в бюджеты или  фонды, за которыми они закреплены;

     — изъятие  на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

     — возможность  принудительного способа изъятия;

     — осуществление  контроля единой системой налоговых  органов.

     В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются  друг от друга по следующим юридическим  характеристикам.

     1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

     2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

     3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

     4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

     5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность. Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

     Сопоставление юридических признаков налогов  и сборов, образующих налоговую систему  современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государст венных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и зарубежными финансистами5. Согласно названной теории, сборы и пошлины являются своеобразной формой обязательных платежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность6. Подобно тому как домены перешли в регалии, а последние — в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

Информация о работе Понятие и роль налогов