Понятие и виды финансово-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:59, доклад

Описание работы

В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.
К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.
Регулятивные финансово-правовые нормы, в зависимости от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 16.57 Кб (Скачать)

     В зависимости от функций, выполняемых  финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

     Регулятивные  нормы направлены непосредственно  на регулирование общественных отношений  путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

     К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые  предусматривают применение мер  государственного принуждения за финансовые правонарушения.

     Регулятивные  финансово-правовые нормы, в зависимости  от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

     Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают  определенные права и обязанности  участников финансовых отношений, требуют  от них совершения определенных положительных  действий.

     Подавляющее число норм финансового права  носит обязывающий характер, так  как государство проводит свою финансовую политику, используя метод властных предписаний. В этом проявляется  основной, императивный метод финансово-правового  регулирования - метод властных предписаний.

     Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают  обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам  РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным  законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением  случаев, когда это особо предусматривается  законом о федеральном бюджете.

     Управомочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

     Управомочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

     Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное  устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

     Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных  денежных фондов (доходов). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как  регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные нормы содержатся в  Бюджетном кодексе РФ и Налоговом  кодексе РФ.

Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового  регулирования, т.е. на чем они специализируются. В связи с этим в науке выделяются так называемые специализированные нормы.

     Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений.

     В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций  содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст.8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст.6 БК РФ. Ими определяются понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

     В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого  законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных  органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст.3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

     Особенности отношений, составляющих предмет финансового  регулирования, обусловливают наличие  в системе финансово-правовых норм редкой разновидности норм - норм-расчетов, которые представляют собой количественное измерение объемов деятельности хозяйствующих субъектов и уровня развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с  требованием счета и фиксации. Примером норм-расчетов являются нормы  законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

     Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление  срока их действия и т.д. Таковы, например, нормы ст.1 и 2 ФЗ "О введении в  действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации" от 17 июля 1998 г.

     Коллизионные  финансово-правовые нормы указывают  на законы, порядок, которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Например, коллизионной является норма, содержащаяся в ст.7 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации. Она сформулирована так: "Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие  на территории Российской Федерации  и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в  части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в  соответствие с частью первой Кодекса".

     Заметное  место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются  в ежегодно принимаемых законах  о бюджетах. В частности, в законе о федеральном бюджете на тот  или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к  органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируются по объему действия на общие и специальные. Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными - нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода.

     К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а специальными - нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

     По  территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования. Соответственно, первые содержатся в правовых актах  представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые - в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а  третьи - в правовых актах органов  местного самоуправления.

     По  времени действия нормы подразделяются на общие, которые устанавливаются  на неопределенное время, и временные, которые установлены на определенный срок.

     Общие нормы, которых большинство в  финансовом праве, устанавливаются  на неопределенный срок действия и  утрачивают силу в связи с их отменой  или изменением.

     Временные нормы - это нормы, установленные  на определенный срок. К временным  финансово-правовым нормам относятся, прежде всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов  о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как  правило, в течение срока действия соответствующего закона (или постановления  органа местного самоуправления) о  бюджете на финансовый год. Они содержатся в этих законах и постановлениях, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах. [7, 8]


Информация о работе Понятие и виды финансово-правовых норм