Понятие и виды кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:11, доклад

Описание работы

Появление первых кредитных организаций обусловлено расширением товарооборота и торговли, повлиявших на развитие денежных отношений и, как следствие, выделение специализированных организаций, их обслуживающих.

Работа содержит 1 файл

понятие и виды кредитных организаций.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

1. Понятие  и виды кредитных организаций. 
 Появление первых кредитных организаций обусловлено расширением товарооборота и торговли, повлиявших на развитие денежных отношений и, как следствие, выделение специализированных организаций, их обслуживающих.   
  В настоящее время кредитные организации занимают важное место в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики, и выполняют следующие функции: 
- во-первых, обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов в денежных средствах (путем предоставления кредитных ресурсов); 
- во-вторых, создают условия для сбережения и накопления денежных ресурсов населения (посредством привлечения денежных средств во вклады, которые в свою очередь являются ресурсами для кредитования); 
- в-третьих, осуществляют перемещение денежных средств (путем предоставления расчетных услуг). 
 Сфера деятельности кредитных организаций свидетельствует о том, что они вступают во взаимодействие с разнообразными субъектами экономических отношений, затрагивая при этом имущественные интересы своих контрагентов. В банковской деятельности, как ни в какой другой, сочетаются экономические потребности общества и самой кредитной организации, связанные с получением максимальных доходов . 
Правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации определяется рядом нормативных актов, среди которых следует выделить федеральные законы, такие как ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ РФ «О реструктуризации кредитных организаций», и нормативные акты Банка России в форме указаний, положений, инструкций. Среди последних: 
- Указание ЦБ РФ от 01.12.2003 № 1346-У «О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка»; 
- Положение ЦБ РФ от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»; 
- Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и другие. 
В ст. 1 Закона о банках содержатся ключевые определения, позволяющие понять, какими основными признаками характеризуется кредитная организация, банк и небанковская кредитная организация. По сравнению с ранее действовавшей редакцией Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" текст ст. 1 претерпел существенные изменения. Предыдущая редакция не содержала понятий "кредитная организация" и "небанковская кредитная организация", а оперировала терминами "банк" и "иные кредитные учреждения". 
В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Федеральным законом. 
Кредитные организации обладают рядом общих признаков. 
1. Кредитная организация является юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст. 48 ГК РФ). 
2. Кредитная организация является коммерческой организацией, так как цель ее создания - извлечение прибыли (с п.1 ст. 50 ГК РФ). 
3. Организационно-правовая форма создания кредитной организации – хозяйственное общество (акционерное общество (открытое или закрытое), общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью) (п.3 ст. 66 ГК РФ). 
4. Кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности (государственной, частной и иных форм собственности). 
5. Осуществление банковских операций кредитной организацией возможно только на основании специального разрешения (лицензии) Банка России (ст. 13 Закона о банках). 
6. Кредитная организация является элементом банковской системы Российской Федерации (ст. 2 Закона о банках). 
7. Кредитной организации запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках).   
Важное значение для уяснения правового статуса кредитной организации имеет ст. 5 Закона о банках, регулирующая важные вопросы банковской деятельности . Она содержит перечни банковских операций и сделок, которые могут осуществлять кредитные организации, а также устанавливает принцип специальной правоспособности кредитных организаций как юридических лиц. 
Положения ст. 5 Закона о банках существенно отличаются от норм аналогичной статьи Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В ст. 5 названного Закона РСФСР не разграничивались понятия «банковские операции» и «сделки» и, соответственно, не различались собственно банковские операции (т.е. сделки, которые могут осуществлять кредитные организации на основании лицензии на совершение банковских операций) и иные сделки (такие как выдача поручительств, факторинговые и лизинговые операции и др.), которые помимо кредитных организаций могли осуществлять иные юридические лица. Такое положение приводило к тому, что при буквальном толковании закона совершение любой из сделок, указанных в ст. 5 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», требовало наличия лицензии Банка России. 
Ст. 5 действующего Закона о банках указывает на отличие банковских операций от сделок. Ч. 1 ст.5 содержит исчерпывающий перечень банковских операций, а ч.2 ст.5 включает список сделок, которые могут осуществлять кредитные организации помимо банковских операций. Сделки, перечисленные в ч. 2 ст.5, могут совершать и другие юридические лица, причем в некоторых случаях, когда данные сделки должны осуществляться на основании специального разрешения, лицензия на совершение банковских операций предоставляет право на ведение такого рода сделок. Например,      ст. 825 ГК РФ устанавливает, что в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку права требования могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.). 
Кредитные организации имеют право осуществлять следующие банковские операции (ст. 5 Закона о банках): 
- привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 
- размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет; 
- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц; 
- осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 
- осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 
- производить куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 
- привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; 
 - выдавать банковские гарантии; 
- осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 
Кроме того, кредитная организация вправе осуществлять предусмотренные Законом о банках следующие сделки : 
- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 
- лизинговые операции; 
- оказание консультационных и информационных услуг; 
- иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (направленные на обеспечение деятельности кредитной организации, например, аренда здания, покупка оборудования и др.) 
Решение вопроса о содержании «иных сделок» кредитной организации тесно связано с проблемой ее правоспособности как юридического лица, т.е. возможности иметь гражданские права, выступая в гражданском обороте от своего имени. 
Действующее гражданское законодательство применительно к коммерческим организациям (а кредитные организация являются коммерческими), за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, исходит из принципа их общей правоспособности, заключающегося в том, что данная организация имеет право осуществлять любые виды деятельности за исключением запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). 
Однако из указанного принципа существуют исключения. Так, учредителям коммерческой организации предоставлено право ограничить в учредительных документах виды деятельности, которые может осуществлять данное юридическое лицо; на некоторые виды деятельности необходимо получить лицензию.  
Такое ограничение принципа общей правоспособности, касающееся кредитных организаций, содержит Закон о банках. Так, в ч. 4 ст. 5 указанного закона для кредитных организаций установлен запрет на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью.  Однако данный перечень запрещенных видов деятельности для кредитных организаций не является исчерпывающим и, соответственно, она не может заниматься какими-либо иными видами деятельности, кроме установленных в законе.  
Данное положение находит свое подтверждение и в судебной практике. Так, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»  предусмотрено, что коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ, т.е. как не соответствующие требованиям закона или нормативных актов. Ничтожная сделка является таковой с момента ее совершения и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. 
Кроме того, специальная правоспособность кредитных организаций находит отражение и в их учредительных документах (так, в соответствии со ст. 10 Закона о банках устав кредитной организации помимо иных сведений должен содержать исчерпывающий перечень осуществляемых банковских операций и сделок), а также обусловливает особенности применения законодательства о несостоятельности. Например, процедура банкротства в отношении банка может быть возбуждена только после отзыва лицензии на совершение банковских операций, следовательно, в отношении него не может быть применена такая реорганизационная процедура, как внешнее управление, предполагающее восстановление платежеспособности банка, которое в свою очередь возможно только посредством осуществления банковских операций и сделок. 
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. 
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. 
Выделяют два вида кредитных организаций (ст. 1 Закона о банках): банки и небанковские кредитные организации. 
Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. 
Принципиальное отличие банка от небанковской кредитной организации состоит в том, что только банку предоставлено исключительное право осуществлять в совокупности ряд банковских операций. 
Банки можно классифицировать по различным критериям . 
По характеру осуществляемых операций различают универсальные и специализированные банки. Универсальные банки обладают рядом характеристик: 1) имеют право осуществлять большинство известных банковских операций и услуг; 2) их деятельность не ограничена конкретной отраслью хозяйства, регионом, составом клиентов и другими факторами;     3) обслуживают как юридических, так и физических лиц; 4) могут иметь филиалы в разных регионах, в том числе за рубежом. Специализированный банк, как правило, связан с кредитованием какой-либо отрасли (например, авиационной, космической, лесной); обслуживанием только юридических лиц; локальным характером деятельности. 
По сфере обслуживания выделяют местные, национальные и международные банки. Местные банки обслуживают клиентов одного региона. Национальные банки ведут свою деятельность внутри страны. Международные банки обслуживают связи своих клиентов в разных странах. 
В зависимости от наличия (отсутствия) филиалов банки бывают бесфилиальные и многофилиальные. 
В зависимости от формирования уставного капитала выделяют национальные банки, банки с участием иностранного капитала, а также иностранные банки. 
В зависимости от формы собственности банки бывают государственные и частные. 
В зависимости от организационно-правовой формы, в которой создан банк, выделяют банки – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые или закрытые акционерные общества. 
В зависимости от размера собственных средств выделяют крупные, средние и малые банки. 
Банки разграничивают на эмиссионные и коммерческие. 
Существуют и иные классификации банков.  
Российское законодательство предусматривает три вида небанковских кредитных организаций (НКО): 
- расчетные небанковские кредитные организации; 
- небанковские кредитные организации инкассации; 
- небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно – кредитные операции (НДКО). 
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 08.09.1997 № 516 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» (в ред. от 01.12.2003 № 1347-У) расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции: 
- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; 
- осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. 
Временно свободные денежные средства расчетные НКО вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ, отнесенных Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. 
Расчетные НКО обязаны соблюдать установленные для них экономические нормативы Банка России. 
Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. 
Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением, главным образом, операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для организаций инкассации не устанавливаются. 
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 21.09.2001 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (с изм. от 16.12.2003)  НДКО вправе выполнять следующие банковские операции и сделки в валюте РФ и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте: 
- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); 
- размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; 
- купля-продажа иностранной валюты исключительно в безналичной форме и исключительно от своего имени и за свой счет; 
- выдача банковских гарантий; 
- иные сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями в соответствии со ст. 5 Закона о банках. 
Кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.  
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. 
 Кредитным организациям предоставлено право открывать свои структурные подразделения, которые могут быть обособленными и внутренними. 
Обособленными подразделениями кредитной организации являются филиалы и представительства.  
Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление валютных операций (уполномоченные банки), имеют право открывать филиалы, расположенные на территории иностранного государства.   
 Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту, но не имеющее права осуществлять банковские операции. 
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. 
К внутренним структурным подразделениям кредитной организации относятся дополнительные офисы, кредитно – кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, а также иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России. Они могут быть открыты кредитной организацией (филиалом) при условии отсутствия у кредитной организации запрета на открытие филиалов. 
Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), а также  кассовое обслуживание клиентов. 
Кредитно – кассовый офис вправе осуществлять операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), и кассовое обслуживание юридических и физических лиц. В кредитно-кассовых офисах запрещается совершение иных операций. Кредитно-кассовый офис, открытый филиалом кредитной организации, может осуществлять только те из указанных операций, которые предусмотрены положением о филиале. 
 Операционная касса вне кассового узла открывается (закрывается) по решению органа управления кредитной организацией (филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале). 
 Обменный пункт – место совершения уполномоченным банком (т.е. банком, имеющим лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте)  валютно-обменных операций. 
В соответствии с Инструкцией ЦБР от 28 апреля 2004 г. N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» в обменных пунктах осуществляются следующие виды операций с наличной валютой и чеками: 
- покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации; 
- продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия); 
- размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств); 
- замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств) или другого иностранного государства (группы государств); 
- покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту Российской Федерации; 
- прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу; 
- покупка и продажа чеков за наличную валюту Российской Федерации или за наличную иностранную валюту, а также их оплата наличной валютой Российской Федерации или наличной иностранной валютой; 
- прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков; 
- прием наличной иностранной валюты  и наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета с использованием платежных карт; 
- выдача наличной иностранной валюты и наличной валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт.
 

2. Порядок  создания кредитных организаций. 
 Под созданием кредитной организации понимается совершение юридически значимых действий, направленных на получение права на осуществление банковской деятельности. 
 Согласно п.2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента которого возникает юридическое лицо.   
 Государственная регистрация кредитных организаций преследует следующие цели: 
 - осуществление государственного контроля за выполнением условий для занятия банковской деятельностью и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; 
 - проведение налогообложения; 
 - получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; 
 - предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти, органам местного самоуправления  информации о деятельности кредитных организаций. 
Порядок создания кредитных организаций установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом о Банке России, Законом о банках, Инструкцией ЦБР от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».  
В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России органом, осуществляющим государственную регистрацию кредитных организаций и лицензирование их деятельности, является Банк России.  
Процесс регистрации и лицензирования кредитных организаций проходит в три этапа: на первом происходит регистрация кредитной организации с выдачей государственного свидетельства о регистрации, на втором - полная оплата учредителями уставного капитала в месячный срок после получения свидетельства о регистрации, на третьем этапе - выдача лицензии на осуществление банковских операций в установленном порядке. 
Государственная регистрация является правовым актом, определяющим момент образования кредитной организации как юридического лица. В результате регистрации важнейшие для имущественного оборота сведения о кредитной организации приобретают свойства публичности и достоверности, что достигается внесением этих сведений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (в нее заносятся сведения, подлежащие регистрации (учету) в Банке России, а также все изменения, вносимые в учредительные документы кредитной организации). 
 Охарактеризуем основные этапы создания кредитных организаций. 
1. До заключения учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного официального и сокращенного наименований (на русском языке). Банк России в течение 5 рабочих дней после получения данного запроса направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменно сообщение, действительное в течение 12 месяцев с даты его направления, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного и сокращенного наименований кредитной организации. 
2. Заключение учредительного договора и утверждения устава кредитной организации.  
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредитель – юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местными бюджетами  за последние три года. Кроме того, кредитная организация-учредитель должна быть финансово устойчива (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России) в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. 
3. Не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены следующие документы:   
- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России. В заявлении также указываются сведения о местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому с ней осуществляется связь; 
- учредительный договор, содержащий следующие  сведения: 
 о порядке совместной деятельности по созданию кредитной организации, 
 составе учредителей кредитной организации,  
 условиях передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности, 
 размере уставного капитала, 
 составе органов управления кредитной организации и их компетенции, принятия ими решений,  
 иные сведения, предусмотренные федеральными законами; 
- устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать следующие сведения: 
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование кредитной организации на русском языке;  
о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;  
перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций   и  сделок; 
 о размере уставного капитала, порядке его формирования;  
 сведения о системе органов управления кредитной организацией; 
 положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;  
 иные положения, предусмотренные федеральными законами; 
- бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации; 
- протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о создании кредитной организации, об утверждении ее наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей кредитной организации, бизнес-плана и другие решения. Кроме того, представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации; 
- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 рублей) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 % от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе); 
- копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц кредитной организации, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами за последние три года, иные документы, предусмотренные нармативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации; 
- документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 
- анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации. Анкеты должны содержать сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций; о наличии или отсутствии судимости и иные сведения, установленные нормативными актами Банка России ; 
- заключение федерального антимонопольного органа (о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил). Такое заключение необходимо в случае, если размер уставного капитала кредитной организации превышает 160 млн руб.         
  4. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов, срок рассмотрения которых не должен превышать девяносто календарных дней с даты их  представления. 
При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке. 
5. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации.  Данное заключение должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.   
6. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России соответствующих документов. 
7. В случае принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России  в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с сопроводительным письмом. 
8.  Территориальное учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего  органа соответствующих документов, направляет в Банк России уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, а также копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа; вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения. 
9. Далее Банк России осуществляет следующие действия: 
- не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России; 
- не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о внесении записи государственной регистрации кредитной организации, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России следующие документы: 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра каждого ее учредительного документа; 
- публикует в «Вестнике Банка России» сообщение о государственной регистрации кредитной организации. 
10. Территориальное учреждение Банка России после получения свидетельства о регистрации направляет учредителям кредитной организации уведомление с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее 100% уставного капитала в течение 1 месяца со дня получения уведомления. В течение трех рабочих дней после фактического назначения кандидатов на должности руководителя кредитная организация должна в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России, которое на следующий рабочий день после получения данного уведомления направляет сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности принятия карточки с образцом подписи руководителя кредитной организации. 
11. Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в срок, не превышающий 1 месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых в 10-дневный срок проверяется правомерность оплаты уставного капитала и направляется в Банк России заключение об его оплате и полный список учредителей кредитной организации. 
12. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций. 
Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов: 
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); 
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); 
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. 
Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов: 
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций; 
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции. 
13. При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия такого решения Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Реестр выданных кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций подлежит публикации Банком России в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. 
С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной. 
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям: 
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России; 
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года; 
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России; 
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. 
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. 
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
 

 
3. Реорганизация и ликвидация  кредитных организаций. 
Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации. 
Нормативно-правовыми актами, регулирующие реорганизацию кредитных организаций, являются Закон о Банке России, Закон о банках, Инструкция ЦБР от 14.01.2004 г. № 190-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензии на осуществление банковских операций», Положение ЦБР от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» .  
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. 
Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее. 
1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. 
2. Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 
3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России. 
4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной  в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования). 
5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. 
6. Информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». 
7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.  
   В соответствии со ст.75 Закона о Банке России последний имеет право потребовать проведения реорганизации кредитного учреждения. Порядок осуществления реорганизации по требованию Банка России регламентирован гл. IV ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В частности, Банк России вправе направить указанное требование о реорганизации, если кредитная организация: 
1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации; 
2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%; 
3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%. 
При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.  
Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка. 
    Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.  
 Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной  (по инициативе Банка России). 
 В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. 
 Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке. 
 Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем. 
 1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.  
 В течение 15 дней со дня получения органами Банка России достоверной информации о наличии оснований для отзыва лицензии у кредитной организации, предусмотренных ст.20 Закона о банках, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Соответствующее решение Банка России вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России, публикуется в недельный срок со дня принятия данного решения в «Вестнике Банка России» и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его публикации. 
 2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия: 
 - не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; 
 - в течение 15 дней со дня отзыва указанной лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва данной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». 
 3. Арбитражный суд: 
 - рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи; 
 - принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение; 
 - направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. 
 4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации: 
 - обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов; 
 - после окончания вышеуказанного срока составляет промежуточный ликвидационный баланс (содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов, результаты их рассмотрения), который рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и подлежит согласованию с Банком России. Со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», осуществляется удовлетворение требований кредиторов кредитной организации; 
 - осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов; 
 - обязан направить в арбитражный суд заявление  о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в случае, если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества данной кредитной организации недостаточна для удовлетворения требований кредиторов; 
 - составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке; 
 - обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения. 
 Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Информация о работе Понятие и виды кредитных организаций