Понятие, виды и особенности финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; эти правоотношения носят волевой характер; охраняются государством.

Содержание

1. Понятие и особенности финансовых правоотношений.........................................3
2. Виды финансовых правоотношений……................................................................5
3. Региональные налоги……………………………...................................................8
4.Задача…………………………................................................................................12
Список использованной литературы........................................................................13

Работа содержит 1 файл

финансовое право.docx

— 38.58 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

Реферат

по курсу «Финансовое  право»

 

 

                                                                                Выполнил:

студент гр.Бр-213 САУ

 Ельцова С.Ю.

вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург

2012

Оглавление

1. Понятие и особенности финансовых правоотношений.........................................3

2. Виды финансовых правоотношений……................................................................5

3. Региональные налоги……………………………...................................................8

4.Задача…………………………................................................................................12

Список использованной литературы........................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и особенности  финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения  и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования  финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

В науке финансового права  наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений, что является скорее достоинством, чем недостатком. Рассмотрим различные мнения относительно понятия  и особенностей финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность  правовых отношений, поэтому оно  обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности. Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; эти правоотношения носят волевой характер; охраняются государством.

Характерные черты финансовых правоотношений проявляются в том, что:  
- они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

- они возникают по поводу денег и, следовательно, являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер.

Стоит отметить, что указанные  черты только в совокупности дают полное представление о финансовом правоотношении.

Таким образом, подводя итоги  всему вышесказанному, сформулируем понятие финансовых правоотношений следующим образом: финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Государство в целом является субъектом финансовых правоотношений  в отношении:  
- материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов;

- возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы;  
- государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования.

Содержание финансового правоотношения образуют взаимосвязанные права и обязанности сторон, субъектов финансового правоотношения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды финансовых правоотношений

Лучшему представлению о  финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация. Финансовые отношения можно классифицировать  по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ.

При такой классификации  выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:

-бюджетные;  
-налоговые;  
-по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий,

-поводу организации страхового дела, в области кредита, в области валютного регулирования, отношения по осуществлению финансового контроля, в области расчетов, регулируемых финансовым правом,

- финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и рынка ценных бумаг.

Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в  зависимости от объекта правового  регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права  и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию  определенных финансовых ресурсов. Эти  финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая  форма, в которой происходит получение  государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных  действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в  процессе аккумулирования, распределения  и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С  помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между  государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или  должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового  правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

Помимо рассмотренных  видов финансовые правоотношения могут  быть подразделены по структуре их юридического содержания на:  
- простые - характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко.

- сложные, в которых содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. 
По своему объекту финансовые правоотношения делятся на имущественные и неимущественные. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является.

По форме проявления —  на двусторонние и многосторонние. Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. Большинство финансовых правоотношений — двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю.

 

 

 

 

 

Региональные налоги

Налоговый кодекс является основным нормативным документом на федеральном уровне, который состоит  из двух частей и заменяет закон  «Об основах налоговой системы  РФ».

Налоговый кодекс устанавливает  принципы построения и функций налоговой  системы, порядок ведения, изменения  и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных  и региональных налогов и других обязательных платежей.

Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений.

Региональные налоги устанавливаются  НК РФ, уточняются законодательством  субъектов РФ. К ним относятся: транспортный налог, налог на игорный  бизнес, налог на имущество предприятий.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги четко определены законодательством и к ним относятся:

- транспортный налог;

- налог на имущество организаций (предприятий); 
- налог на игорный бизнес.

Рассмотрим основные моменты каждого  из них:

Транспортный налог

Транспортный налог является одним  из региональных налогов и устанавливается  НК и законами субъектов Российской Федерации «О транспортном налоге».

Законодательные органы каждого региона  РФ самостоятельно определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты.

Налоговые ставки, указанные в разделе  «Региональные налоги» Налогового Кодекса к статье главы 28 «Транспортный  налог» могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

При установлении данного вида регионального  налога субъекты РФ могут также предусматривать  налоговые льготы и порядок их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК.

Объектом налогообложения транспортного  налога признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом срок уплаты налога (авансовых  платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций, не может быть установлен раньше срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК.

Плательщики этого вида регионального  налога - физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляет налоговый орган. Направление такого налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налог на имущество организаций

Законодательные органы субъектов  РФ, устанавливая данный региональный налог, определяют налоговую ставку в пределах, установленных соответствующей главой НК, а также порядок и сроки уплаты налога. 
При установлении налога на имущество организаций субъекты РФ могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками.

Информация о работе Понятие, виды и особенности финансовых правоотношений