Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Эффективное функционирование банковской системы во многом обусловлено моделью государственного регулирования общественных отношений в данной сфере. При этом, чем больше организация и функционирование банковской системы соответствует требованиям системы политико-правовых принципов сложившихся в том или ином федеративном государстве, тем социально эффективнее результаты банковской деятельности.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Двойственность правовой природы Центрального
Банка РФ………………………………………………………..6
1.1.Соотношение публичных и частно- правовых начал в сфере
регулирования банковской деятельности в России.……...10
Глава 2. Правовой статус Центрального Банка РФ
2.1 Права и обязанности Центрального Банка РФ.
Нормативно правовое регулирование……………………...13
Глава 3. Особенности правового статуса Центрального Банка РФ
3.1. Проблема определения организационно-правовой формы
Центрального Банка РФ как юридического лица…………19
Заключение………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………..…30
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1. Двойственность правовой природы Центрального Банка РФ………………………………………………………..6 1.1.Соотношение публичных и частно- правовых начал в сфере регулирования банковской деятельности в России.……...10 Глава 2. Правовой статус Центрального Банка РФ 2.1 Права и обязанности Центрального Банка РФ. Нормативно правовое регулирование……………………...13 Глава 3. Особенности правового статуса Центрального Банка РФ 3.1. Проблема определения организационно-правовой формы Центрального Банка РФ как юридического лица…………19 Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы………………………………..…30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эффективное функционирование банковской системы во многом обусловлено моделью государственного регулирования общественных отношений в данной сфере. При этом, чем больше организация и функционирование банковской системы соответствует требованиям системы политико-правовых принципов сложившихся в том или ином федеративном государстве, тем социально эффективнее результаты банковской деятельности.
Большинство политико-правовых принципов эффективного функционирования банковской системы России заложены в Конституции Российской Федерации, причем некоторые из них целесообразно рассматривать в качестве критериев и политико-правовых основ эффективного функционирования банковской системы страны, опираясь на которые, можно достаточно корректно анализировать и оценивать характер и содержание федерального законодательства, формы, методы и результаты деятельности федеральных органов государственной власти по обеспечению эффективного функционирования банковской системы России.
Вместе с тем в современной отечественной правовой науке политико-правовые принципы эффективного функционирования банковской системы в условиях федеративного государства пока еще не стали объектом должного внимания ученых. Все это определяет актуальность выбранного исследования. Банковская система изучается с позиций ее построения (как одного из институтов финансового рынка), частных проблем кредитования, инвестирования, совершенствования нормативной правовой базы, способной обеспечить финансово-экономическую эффективность данного вида деятельности. В этом плане имеется научная литература, в том числе, неюридического характера.
Вопрос о правовом статусе Центрального Банка России имеет практическое значение и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования банковской системы, а возможно, и на весь ход экономической реформы. И здесь нет преувеличения. Достаточно вспомнить о том, какую роль играет денежно-кредитная система в любой экономике. Тем более это справедливо для переходной экономики с ее спецификой. Скоротечность экономических преобразований, переход от государственной экономики к экономике, построенной на различных формах собственности, отсутствие концепции реформ – все это стало причиной для воспроизводства той конструкции Центрального банка, которая закреплена в законодательстве и обнаруживает ряд недостатков. Процесс создания Центрального банка не мог не сказаться на его целях, организационно-правовой форме, структуре и функциях, вследствие чего ему уделяется внимание в настоящей работе.
Как правильно отмечает Я.А.Гейвандов, «Централизованное управление денежно-кредитной системой Российской Федерации является одним из основополагающих элементов ее государственности. Вместе с тем правовое регулирование банковской системы и системы Банка России нельзя признать совершенным, в связи с чем их организация и функционирование порождают больше вопросов, чем ответов»[1] Отсутствием сколько-нибудь значительных достижений на пути укрепления и развития банковской системы можно объяснить неослабевающий интерес ученых и практиков к этому вопросу. Проблема правового статуса Банка России вызывает многочисленные споры.
При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам, как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество.
В научных публикациях и монографиях большое внимание уделяется проблемам банковского права, особенностям функционирования банковской системы. Вместе с тем, проблемам исследования правового положения Центрального банка Российской Федерации пока не уделяется должного внимания.
Между тем, именно Центральному банку Российской Федерации с его огромным финансовым потенциалом должно быть, с одной стороны, проводником курса Правительства РФ в области поддержки промышленности и торговли, а с другой стороны, должны влиять на него, если этот курс разорителен для предпринимательства и государства.
Глава 1. Двойственность правовой природы Центрального Банка РФ
Серьезные изменения во всех сферах общественной жизни России в начале 90-х годов прошлого века привели к нормативному закреплению принципиально новых основ построения банковской системы государства. В результате появилась двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по осуществлению государственных функций в сфере управления банковской системой.
Разработке Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. №86-ФЗ[2] предшествовали многочисленные научные дискуссии о сущности правового статуса этого учреждения. Однако с принятием данного закона эта проблема так и не была разрешена.
Следует отметить, что двойственный характер правового статуса Банка России, сочетающего в себе черты учреждения публичного права и частноправовой организации, во многом является отражением как исторических традиций развития этого института в России, так и общемировых закономерностей формирования статуса центральных банков.
Тем не менее, существенным негативным последствием такой законодательной неопределенности является порождаемая ею полемика относительно вопроса о том, является Центральный банк РФ органом государственной власти или негосударственной организацией. Не менее важной является проблема места Центрального банка РФ в государственном механизме Российской Федерации.
Таким образом, учитывая дискуссионность проблемы о правовом статусе Банка России и значение этого органа как для банковской системы, так и для государства и общества в целом, вопрос правового статуса Центрального байка РФ актуален и требует теоретического осмысления.
Экономика России, ее банковская система и банковское законодательство развивается в условиях глобализации и интеграции в мировое сообщество, мировую экономическую систему.
В таких условиях объективная унификация правовых подходов к статусу финансовых учреждений, в частности центральных банков, является закономерной. Международный опыт активно используется российским законодателем при разработке правовых мер, связанных с развитием российского банковского сектора. В этой связи как с точки зрения истории, так и с позиций современности интерес представляет опыт зарубежных государств в области правового регулирования денежно-кредитной и банковской сфер.
Однако использование зарубежного опыта требует тщательной оценки с позиций того, какие черты института центрального банка являются объективными и присущи этому учреждению вне зависимости от конкретных географических и исторических условий, а какие являются индивидуальными для каждого из государств.
Учет тенденций развития зарубежных банковских систем и финансово-правового статуса центральных банков позволит выработать такие собственные направления развития законодательства в этих сферах, которые будут сочетаться с особенностями российской правовой системы.
Центральный банк РФ является одним из основных регуляторов денежно-кредитной и банковской систем в государстве. Основы правового статуса Центрального банка РФ установлены ст. 75 Конституции РФ. Нормами данной статьи закреплено исключительное право Центрального банка РФ на осуществление денежной эмиссии и определена его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля. Конкретизация правового статуса ЦБ РФ происходит в нормах Закона о ЦБ, а также в других федеральных законах.
Основной чертой правового статуса ЦБ РФ является его независимость, которая проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий вышеупомянутыми конституционно установленными исключительными правами. Формально Банк России не является органом государственной власти, однако, правовая природа его полномочий позволяет сделать вывод, что он реализует отдельные функции государства и при этом опирается на силу государственного принуждения.
Банк России осуществляет предоставленные ему функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда иное напрямую не предусмотрено действующим законодательством (так, например, в соответствии со ст. 4 Закона о ЦБ разработка и проведение Банком России единой денежно-кредитной политики осуществляется во взаимодействии с Правительством РФ).
Нормативно принцип независимости ЦБ РФ нашел свое отражение в ст. 75 Конституции РФ, а также в ст. 1 и 2 Закона о ЦБ.
Независимость ЦБ РФ проявляется также в его нормотворческих полномочиях, предполагающих его исключительное право на издание нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. Такие правовые акты ЦБ РФ обязательны для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.
Отсутствие у Банка России права законодательной инициативы компенсируется иными нормативно установленными способами его участия в законодательном процессе.
Так, по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, авторы таких актов обязаны обращаться в ЦБ РФ за заключением.
Банк России является юридическим лицом и обладает имущественной и финансовой самостоятельностью.
Последняя, в частности, означает, что ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Его уставный капитал и иное имущество признаются федеральной собственностью, в отношении которой ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом о ЦБ.
Специфика правового режима имущества ЦБ РФ выражается в том, что его изъятие и обременение обязательствами без согласия самого ЦБ РФ не допускаются. Исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами. необходимо также отметить, что статус Банка России как юридического лица не соответствует ни одной из организационно-правовых форм юридических лиц - коммерческих организации, которые предусмотрены в Гражданском Кодексе РФ.
В сфере экономической активности во взаимоотношениях с государством и государственными органами Банк России не отвечает по обязательствам государства, а оно не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. Исключения из этого правила также могут предусматриваться федеральными законами.
Информация о работе Правовое положение Центрального банка России