Правовое регулирование денежного обращения в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:07, реферат

Описание работы

Деньги используются для регулирования экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с помощью денег. Деньги являются стимулом развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежелательных для государства и общества экономических и неэкономических операций осуществляется, помимо административно-правовых и гражданско-правовых ограничений, с помощью денег.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основы организации денежного обращения в Украине……….………..5
Роль НБУ в регулировании денежного обращения……………………...8
Заключение ……………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………….………………12

Работа содержит 1 файл

Фин право14.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования, молодежи и спорта Украины

Национальная  академия природоохранного и курортного строительства

Факультет экономики и менеджмента 

Кафедра финансов и кредита 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Финансовое право»

на тему: «Правовое регулирование денежного обращения в Украине» 
 
 

Выполнила

студентка гр. ФИК-401

Тополя  Л.А.

Проверил

Воробец Т.И. 

Симферополь – 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Основы организации денежного обращения в Украине……….………..5
  3. Роль НБУ в регулировании денежного обращения……………………...8
  4. Заключение ……………………………………………………………….11
  5. Список литературы……………………………………….………………12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Денежные  знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг. Официальные  денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства. Иногда на территории государства обращаются - с его ведома и разрешения или «самовольно» - другие денежные знаки. Кроме того, встречаются денежные суррогаты, т.е. такие денежные знаки, которые не предусмотрены законодательством и которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами вопреки закону. Государство не признает суррогаты в качестве платежного средства.

    Деньги  используются для регулирования  экономических и неэкономических  отношений. Кредитование, дотирование  и другие операции осуществляются с  помощью денег. Деньги являются стимулом развития экономики в целом, отдельных  ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы. Сокращение нежелательных для государства  и общества экономических и неэкономических  операций осуществляется, помимо административно-правовых и гражданско-правовых ограничений, с помощью денег.

    Деньги  отражают глубинное состояние экономики. Количество денег в экономике, соотношение  денежной и товарной массы позволяет  оценить состояние экономики  любого государства. Денежная масса  - это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков. Инвестиции, привлекаемые в экономику государства, позволяют развивать производство. Увеличение товарной массы позволяет увеличить количество денег, не вызывая инфляционных процессов. Наличие денег у населения и организаций позволяет осуществлять импорт.

    Публично-правовые характеристики денег:

    · деньгами признается только то, что  признано деньгами со стороны государства;

    · деньги изготовляются только по строго установленным государством образцам и описаниям специализированными  государственными предприятиями (монетными  дворами);

    · номинальная стоимость денег  назначается государством произвольно  и выражается в национальных денежных единицах;

    · деньги обязательны к приему всеми  резидентами страны-эмитента по номинальной  стоимости;

    · нарушение государственной монополии  на изготовление денег с целью  выпуска их в обращение квалифицируется  либо как фальшивомонетничество, либо как выпуск денежных суррогатов и  влечет за собой применение мер уголовной  и административной ответственности. 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Основы  организации денежного обращения  в Украине
 

    В функционировании рыночной экономики  главную роль играют деньги и денежное обращение в стране. Денежное обращение - это движение средств во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающих реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежная система Украины представляет организацию денежного обращения, закрепленная национальным законодательством, и состоит из следующих элементов:

  • денежной единицы и ее наименования;
  • масштаба цен;
  • видов законных платежных средств;
  • платежного оборота и его организации;
  • механизма регулирования денежного обращения и органов, которые его осуществляют. [2, 67]

    Денежная  система Украины характеризуется тем, что решающую роль в организации и функционировании, которую играют Верховная Рада Украины и Национальный банк Украины.

    Правовые  основы организации денежного обращения в Украине заложены в Конституции Украины и в законах Украины «О Национальном банке Украины», «О платежных системах и переводе денег в Украине».

    Основными задачами правового регулирования  денежного обращения в Украине  являются:

    а) обеспечение четкого разграничения  полномочий и ответственности в сфере денежного обращения между органами государства;

    б) обеспечение органам государства  с помощью норм оперативно регулировать и контролировать денежное обращение в стране;

    в) поддержание необходимого темпа  роста денежной массы в обращении  и правильного соотношения между наличным и безналичным денежным обращением с целью эффективного функционирования экономики страны.

    В ст. 92 Конституции Украины предусмотрено, что основы создания и функционирования денежного рынка, статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины устанавливаются исключительно законами Украины.

    В ст. 100 Конституции Украины определено, что основные принципы денежно-кредитной политики и осуществление контроля за ее проведением возложено на Совет Национального банка Украины.

    В Конституции Украины также закреплено, что официальной денежной единицей Украина является гривна, обеспечение стабильности которой является основной функцией Национального банка Украины.

    Важную  роль в создании денежной системы  в Украине сыграл Указ Президента Украины «О денежной реформе в Украине» от 25.08.96, которым был введен в обращение национальную денежную единицу - гривну, которая обеспечила экономику национальной валютой. Этот Указ предусматривал введение в обращение банкнот достоинством 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 100 гривен. Конкретный механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в разделах IV и V Закона Украины "О Национальном банке Украины". [6]

    В ст. 25 этого Закона указано, что основными экономическими средствами и методами денежно-кредитной политики является регулирование оборота денежной массы через:

    1)определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков;

    2) процентную политику;

    3) рефинансирование коммерческих  банков;

    4) управление золотовалютными резервами;

    5) операции с ценными бумагами (кроме  ценных бумаг, подтверждающих корпоративные права), в том числе с казначейскими обязательствами;

    6) регулирование импорта и экспорта  капитала;

    7) эмиссию собственных долговых  обязательств и операции с  ними.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль НБУ  в регулировании денежного обращения
 

    Особая  роль в осуществлении денежной политики государства возлагается на Национальный банк Украины, который согласно ст. 33 Закона Украины «О Национальном банке Украины» осуществляет следующие полномочия по организации наличного денежного обращения:

    - Изготовление и хранение банкнот  и монет;

    - Создание резервных фондов банкнот  и монет;

    - Разработка номиналов, систем  защиты, платежных признаков и  дизайна денежных знаков;

    - Установление порядка замены  поврежденных банкнот и монет;

    - Установление правил выпуска  в обращение, хранения, перевозки,  изъятия и инкассации наличных денег;

    - Определение требований к техническому  состоянию и организации охраны  помещений банковских учреждений;

    - Определение порядка ведения  кассовых операций для банков, других финансово-кредитных учреждений, предприятий и организаций. [6]

    За  Национальным банком закреплено монопольное  право осуществления эмиссии национальной валюты и организация ее обращения. Ему принадлежит не только исключительное право введения в обращение (эмиссия) гривны и разменной монеты, организация их обращения, но и изъятия из обращения.

    Выпуск  и обращение на территории Украины  других денежных единиц и использование денежных суррогатов как средства платежа запрещается.

    Банкноты  и монеты, выпущенные Национальным банком, являются безусловными обязательствами НБУ и обеспечиваются всеми его активами.

    Гривна (банкноты и монеты) как национальная валюта является единственным законным платежным средством на территории Украины, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов.

    Национальный  банк устанавливает официальный  курс гривны к иностранным валютам и обнародует его. Для регулирования курса гривны к иностранным валютам Национальный банк использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставку рефинансирования, применяет другие инструменты регулирования денежной массы в обращении.

    Условия и порядок обмена гривны устанавливаются Национальным банком. Национальный банк не может ограничивать прав субъектов валютного рынка на осуществление операций с иностранной валютой гарантированных им законом.

    Национальный  банк и коммерческие банки обязаны изымать фальшивые, поддельные или такие, которые не имеют необходимых признаков платежности, денежные знаки. Порядок изъятия денежных знаков, обмена изношенных, поврежденных денежных знаков устанавливается Национальным банком.

    Национальный  банк обязан официально через средства массовой информации сообщать об изъятии из обращения денежных знаков Украины.

    Согласно  действующему законодательству (ст. 40 Закона Украины «О Национальном банке Украины») НБУ устанавливает правила, формы и стандарты расчетов банков и других юридических и физических лиц в экономическом обращении Украины с применением как бумажных, так и электронных документов и наличности; координирует организацию расчетов; дает разрешения на осуществление клиринговых операций и расчетов с помощью электронных документов; обеспечивает осуществление межбанковских расчетов через свои учреждения, а также дает разрешение на проведение их через прямые корреспондентские отношения коммерческих банков и через их собственные расчетные системы.

    Важную  роль в становлении правовой основы взаимоотношений между субъектами хозяйствования и банками по поводу функционирования банковских счетов и порядка перевода денег играет Закон Украины от 5 апреля 2001 «О платежных системах и переводе денег в Украине». В этом законе определены общие принципы функционирования платежных систем в Украине, понятие и общий порядок проведения перевода денег в пределах Украины и ответственность субъектов и защите информации при проведении перевода денег.

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения в Украине