Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:05, реферат

Описание работы

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период. Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1.1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности………...........3
1.2 Правовые формы реализации инвестиционной деятельности………………..8
1.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………...13
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Referat.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

Государственное кредитование особо  важных инвестиционных проектов из-за ограниченности бюджетного финансирования также не может решить проблему обеспечения  экономики инвестиционными ресурсами. При этом, как показывают исследования специалистов, для рыночной экономики  должна быть характерна структура инвестиций с незначительной долей бюджетных  вложений. Всей историей развития рыночных отношений доказано, что частные  инвестиции используются эффективнее, чем бюджетные. [6]

В обозначенной ситуации важное значение имеют, с одной стороны, меры государственной  поддержки инвестиционной деятельности, с другой стороны - развитие ее новых  форм, таких как лизинг, соглашения о разделе продукции и пр. Значительное место в обеспечении притока  инвестиций наряду со стабильностью  государственной политики является надлежащее правовое регулирование  этой сферы предпринимательской  деятельности. Следует отметить, что  инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства: предпринимательского, гражданского, бюджетного, налогового, административного, таможенного, международного частного.

Комплексный характер правового регулирования  инвестиционной деятельности и тот  факт, что предмет правового регулирования  включает как вопросы совместной компетенции Федерации и ее субъектов, так и вопросы, относящиеся к  исключительной компетенции Федерации  и субъектов Федерации (Во многих субъектах Российской Федерации  приняты законы и иные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Так, в 24 субъектах Федерации приняты  законы «Об инвестиционной деятельности», в 13 субъектах - «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» [2], а также предполагает законотворчество муниципальных образований, создают определенные сложности в законодательной деятельности и правоприменительной практике.

Тенденцией современного инвестиционного  законодательства является сближение  условий инвестирования для отечественного и иностранного инвестора посредством  единообразного подхода к регулированию  конкретного вида правоотношений. Мы согласны с позицией тех авторов, которые считают, что «пришло  время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и  поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и  намерения вкладывать принадлежащие  им средства в национальную экономику»[3].

В основу правового регулирования  должен быть положен принцип равноправия  всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или  зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

 

 

    1. Правовые формы реализации инвестиционной деятельности

Правовые формы, которые  используются для привлечения и  осуществления инвестиций, разнообразны. 
1. Выделим организационные договоры, направленные на организацию инвестиционного процесса. В соответствии с законодательством договор может быть заключен между широким кругом участников инвестиционного процесса: инвесторами, заказчиками, подрядчиками, пользователями, поставщиками, банками и другими лицами, содействующими реализации инвестиционного проекта. Такой договор создает цепочку взаимосвязей участников, предусматривает сроки реализации инвестиционного проекта, основные обязанности участников. Однако для достижения цели осуществления инвестиционной деятельности, во исполнение организационного договора заключаются конкретные, чаще всего с участием двух сторон, договоры, например между инвестором и заказчиком, между заказчиком и подрядчиком, заказчиком и поставщиками. 
2. Комплексные договоры, используемые в качестве правовой формы реализации частных и публичных интересов, сочетающие гражданские и управленческие права и обязанности. Договоры заключаются между инвесторами и государством, муниципальными образованиями в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
В эту группу входят такие договоры, как соглашения о разделе продукции, концессионные соглашения, инвестиционные контракты на строительство, реконструкцию объектов. 
Например, в городе Москве достаточно широко применяется система отбора инвесторов по итогам аукционов и на конкурсной основе для реализации инвестиционных проектов. Отношения в этой сфере регулируются постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 255-ПП- *( источник № 826) "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов". 
В целях организации работы по подбору инвесторов в Москве созданы Комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов и Городская конкурсная комиссия по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов. 
К участию в конкурсах и аукционах допускаются юридические и физические лица, не являющиеся банкротами, не находящиеся в стадии ликвидации или реорганизации, не имеющие налоговой задолженности, оформившие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе или аукционе, внесшие задаток и своевременно представившие организатору конкурса (аукциона) другие необходимые документы, указанные в конкурсной (лотовой) документации, и прошедшие предварительный квалификационный отбор. 
Победителем аукциона признается лицо, которое предложит большую по сравнению с другими участниками аукциона сумму за право заключения инвестиционного контракта (договора). 
Основными критериями определения победителя конкурса являются: 
- размер компенсации городу за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру; 
- размер полезной площади, подлежащей передаче инвестором для нужд города в результате реализации инвестиционного проекта; 
- размер платы за заключение договора долгосрочной аренды земельного участка; 
- сроки реализации инвестиционного проекта. Победителем конкурса является лицо, предложившее лучшие, наиболее выгодные для города условия реализации инвестиционного проекта. 
От имени Правительства Москвы инвестиционный контракт с победителем аукциона (конкурса) подписывается первым заместителем Мэра Москвы - руководителем Комплекса экономической политики и развития города Москвы. Контракты на реализацию инвестиционных проектов в отношении объектов нежилого назначения площадью до 1500 кв. м подписывают префекты административных округов, на территории которых будут создаваться, реконструироваться объекты (если они не выходят на магистрали общегородского назначения). 
Указанным постановлением утверждены формы инвестиционных контрактов (приложение N 5 - контракт применяется в отношении строительства объектов жилого и N 6 к постановлению - контракт в отношении строительства и реконструкции объектов нежилого назначения). 
Инвестор обязуется за счет собственных и заемных средств реализовать инвестиционный проект. Орган государственной власти  в качестве подтверждения финансового обеспечения проекта имеет право на стадии оформления инвестиционного контракта требовать от инвестора представления соответствующих документов: справку банка, иные документы, подтверждающие финансовую состоятельность инвестора, справку из налоговой инспекции об отсутствии у инвестора задолженности перед бюджетами различных уровней, бухгалтерский отчет за последние два года (копии) с отметками налоговой инспекции и аудитора, с приложением копий аудиторских заключений. 
На момент заключения договора решаются самые общие вопросы: о сроках разработки, согласования и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации, о получении инвестором разрешения на производство строительных работ, о сроках выполнения этих работ и проч. При этом в договоре не раскрывается, какие именно проектные, подрядные организации будут выполнять конкретные работы. 
Все, что касается проектирования, строительства, финансирования работ, облекается в правовую форму обязательств инвестора по инвестиционному контракту, действующего в отношениях с органами власти в качестве лица, ответственного за реализацию инвестиционного проекта (но не в качестве подрядчика). Инвестор самостоятельно подбирает проектировщиков, поставщиков, подрядчиков, отвечая за реализацию инвестиционного проекта, его отдельные этапы перед городом Москвой как субъектом РФ в лице Правительства Москвы. 
Другая сторона - орган власти  обязуется в рамках своей компетенции оказать инвестору все необходимое содействие в реализации инвестиционного проекта - в оформлении аренды земельного участка, в выдаче условий присоединения объектов к инженерным сетям, обеспечить своевременную подготовку всех распорядительных документов в рамках своей компетенции. В целях защиты интересов инвесторов, в том числе от незаконного посягательства на инвестиционный объект третьих лиц, "Администрация" осуществляет учетную регистрацию инвестиционного контракта, дополнительных соглашений к нему, протокола предварительного раздела нежилых помещений между городом Москвой и инвестором, акта о результатах реализации инвестиционного проекта в Комитете по организации и проведению конкурса и аукционов Москвы. Осуществление органами власти обязанностей контролируется инвестором в рамках заключенного инвестиционного контракта. 
Возведенный, реконструированный объект недвижимости нежилого назначения подлежит разделу между инвестором и Правительством Москвы в пропорциях, установленных инвестиционным контрактом. 
Ориентировочные площади, подлежащие передаче инвестору и "Администрации", указываются в протоколе предварительного раздела нежилых помещений. Если инвестор допустит просрочку в выполнении строительных и иных работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, доля инвестора может быть уменьшена (а доля Москвы увеличена) на 2 процента за каждый месяц просрочки. В результате применения такой санкции пропорции раздела площадей могут измениться. Уточнение долей (пропорций раздела), определение конкретного имущества, подлежащего передаче в собственность сторон договора, производятся после ввода объекта в эксплуатацию - при оформлении акта о результатах реализации инвестиционного проекта. 
Право собственности сторон на конкретные части объекта недвижимости возникает после государственной регистрации этих прав в установленном порядке. 
В целях реального раздела имущества уже на этапе проектирования инвестор обязан в задании проектной организации указывать на необходимость разработки проектной документации, учитывающей долю города в виде нежилых помещений, которые могут управляться и эксплуатироваться как самостоятельный объект недвижимости с изолированным входом (входами). 
3. Договоры о привлечении инвестиций. 
По договору о привлечении инвестиций одно лицо - получатель средств в качестве инвестиций обязуется эффективно использовать привлеченные средства, в том числе для последующих инвестиций, а другое лицо - инвестор обязуется передать имущество, имущественные права, другие права, имеющие денежную оценку, получателю инвестиций, приобретая право контроля за использованием переданных средств. 
Инициатором подобного рода договорных отношений выступает лицо, привлекающее инвестиции. По договору взаимодействуют инвестор, передающий средства, и потенциальный инвестор, получающий средства для последующих инвестиций. 
К договорам о привлечении инвестиций относятся: учредительные договоры, договоры о приобретении дополнительно эмитируемых акций, долей участия в уставном (складочном) капитале существующих организаций. 
Особенности возникающих правоотношений заключаются в следующем: 
- они носят долгосрочный характер, существуют, пока не будет ликвидировано юридическое лицо, принявшее инвестиции, или участник общества не выйдет из его состава; 
- существует риск утраты средств, вложенных в объект предпринимательской деятельности, и риск неполучения прибыли; 
- затраты инвестора на инвестиции возмещаются ему постепенно, через выплаты дивидендов; 
- в обмен на вложенные в уставный капитал инвестиции инвестор получает акции, право на участие в управлении делами организации, имущественные обязательственные права. 
4. Договоры между инвесторами о совместном инвестировании - это договоры простого товарищества (о совместной деятельности). По таким договорам стороны объединяют свои средства, которые, как правило, становятся объектами их общей долевой собственности. Ведение общих дел поручается участниками одному из них - юридическому лицу. Общее имущество, приобретенное в результате совместного инвестирования и предпринимательской деятельности, включая прибыль, делится между участниками договора пропорционально их вкладам в общее имущество. 
5. Договоры, на основе которых предприниматель осуществляет инвестиционное финансирование, приобретая, возводя объекты - основные средства, нематериальные активы. Сюда относятся известные нам договоры: 
- поставки имущества, учитываемого у покупателя в качестве основных средств; 
- строительного подряда объектов производственного назначения, зданий под офисы; 
- финансовой аренды (лизинга) оборудования; 
- о приобретении исключительных прав, учитываемых в качестве нематериальных активов. 
В отличие от договоров о привлечении инвестиций, договоры рассматриваемой группы могут быть краткосрочными, предусматривать предоплату. Поставщик, подрядчик вправе требовать оплаты за свои товары, работы незавᴎϲимо от финансового состояния покупателя, заказчика. 
Объектом инвестиционной деятельности здесь являются основные средства, нематериальные активы, имущественные права. Стоимость основных средств как объектов собственности и нематериальных активов возмещается через механизм амортизационных отчислений, а также от доходов, получаемых от использования имущества. 
Особенности использования инвесторами отдельных правовых форм реализации инвестиционной деятельности рассмотрим на примере финансовой аренды (лизинга) и соглашения о разделе продукции (СРП).

 

    1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты. [6] 
 Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. 
Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. 

Государство для выполнения своих  функций регулирования экономики  использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную  деятельность и  экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики. 
  Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:  
    1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осу-ществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
    2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы: 
    ─  контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ. 
     ─ экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 
     Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности: 
    •  установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; 
    •  защиты интересов инвесторов; 
    • предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; 
    • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения; 
    • прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: 
   ─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; 
   ─ размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов; 
   ─ выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
   ─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности; 
   ─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; 
    ─ проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики. 
     Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. 
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций: 
1.    Установочную (целеполагающую); 
2.    мобилизующую; 
3.    стимулирующую; 
4.    контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению. 
     Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путем их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. 
      Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. 
        Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.  
        В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику. 
       Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят: 
1)    постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций; 
2)   определение основных источников и резервов долговременных вложений; 
3)   обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей). 
       Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками: 
1. она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде; 
2. ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи; 
3.  использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов. 
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение нужно отметить, что российская законодательная  база еще достаточно несовершенна и  недостаточна для нормального и  устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут  быть исключительно запрещающими или  разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого  функционирования экономики государства  необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для  привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового

инвестиционного климата, и  формы и методы государственного регулирования

играют здесь одну из ключевых ролей.

Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики  процесс на

данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование  в качестве инвестиций государственных  займов и иностранных кредитов, как  показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том  числе и иностранный капитал  в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов. - М.: Экономист, 2005 - 116 с.
  2. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. № 10. С. 38
  3. Платонова Н.Л. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в экономику России // Гражданин и право. 2001. №2. С. 32-33..
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. М., 2002. Т.2.С. 53.
  5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000. с. 11-12..
  6. Сергеев К.В., Веретенникова И.С. Указ. соч. С. 27.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 03.06.2006 г. № 75-ФЗ)
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. ФЗ от 15.04.2006 г. № 51-ФЗ)

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности