Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования и валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время банковская система России не находится в застывшем состоянии, она продолжает развиваться. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" банковская система РФ включает ЦБ РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Содержание

1. Правовые основы банковского кредитования стр.3
2. Правовые основы расчетов и денежного обращения стр.6
3. Правовое регулирование валютных отношений стр.8
Задача стр.11
Список использованной литературы стр.12

Работа содержит 1 файл

фин. право.docx

— 25.96 Кб (Скачать)
 

Содержание:

  1. Правовые основы банковского кредитования   стр.3
  2. Правовые основы расчетов и денежного обращения  стр.6
  3. Правовое регулирование валютных отношений  стр.8

    Задача         стр.11

    Список использованной литературы    стр.12

 

     1.Правовые  основы банковского  кредитования.

     В настоящее время банковская система  России не находится в застывшем  состоянии, она продолжает развиваться. В соответствии с Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности" банковская система  РФ включает ЦБ РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков.

     Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

     Кредитные организации в свою очередь подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации.

     Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

   Собственные и привлеченные средства образуют пассив баланса банка: уставный капитал, резервный капитал, фонд развития капитального имущества, фонд социального развития и т.д.

   К привлеченным средствам относятся  средства на расчетных, текущих и  сберегательных счетах предприятий  организаций и учреждений, кредиты  других банков и прочие кредиты.

     Aктив баланса банка разделяется на текущие (денежные средства, денежные обязательства, учтенные векселя ценные бумаги, иностранная валюта и прочие ценности) и капитальные (здания, строения, технологическое оборудование, собственные земельные участки, транспортные средства, дома отдыха и иные объекты).

     Небанковские  кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливаем ЦБ РФ.

Это могут  быть:

  • брокерские и дилерские фирмы;
  • инвестиционные и финансовые компании;
  • пенсионные фонды;
  • кредитные союзы;
  • ломбарды;
  • благотворительные фонды;
  • лизинговые и страховые компании.

     С целью осуществления согласованных  мер по реализации единой государственной  политики в области денежно-кредитных  отношений установлено взаимное представительство Правительства  РФ на заседаниях Совета директоров ЦБ РФ (министр финансов РФ и министр  экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и Председателя ЦБ РФ в заседаниях Правительства РФ. ЦБ РФ и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     В соответствии с законодательством  ЦБ РФ осуществляет контроль за законностью  и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензии на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.

     С помощью обязательных нормативов ЦБ РФ воздействует на деятельность кредитных  организаций, способствует созданию условий  для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной  системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных  организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся  к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; при  их правовом регулировании применяется  метод "власти и подчинения" (не основанные на отношениях субординации кредитные организации (юридические  лица) не входят в систему ЦБ РФ). Поэтому рассмотренные выше отношения  являются финансово-правовыми.

 

     2. Правовые основы  расчетов и денежного  обращения.

     Денежное  обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями  и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими  лицами; предприятиями и физическими  лицами; между банками и иными  институтами финансовой системы; между  финансовыми институтами и физическими  лицами.

     Денежная  система любого государства является объектом правового регулирования.

     Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

     Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.

     Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких  методов, как денежная реформа, деноминация  и эмиссия.

     Денежная  реформа - полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

     Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денег в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

      Элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег.

     Эмиссия наличных денег, организация их обращения  и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

 

3.Правовое  регулирование валютных  отношений.

      Решение задач в сфере экономики и  политики на этапе перехода к рынку  возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного  режима.

     Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и  за рубежом:

режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства  на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

режим валютного государственного регулирования, установленный Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле" и подтвержденный Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

режим свободно конвертируемой валюты.

     Избранный тип валютного режима определяет принципы

осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушение валютного законодательства.

     Валютное  регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

     Валютное  регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование  состоит в создании (разработке и  утверждении) правовых норм, объектом которых являются Общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений. Основными принципами валютного регулирования в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области  валютного регулирования;

исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство  внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

     Под валютными правоотношениями понимаются урегулированные нормами ряда отраслей права, в том числе финансового права, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения.

     Анализ  структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип  валютного режима Российской Федерации  в современных условиях. Структуру  валютного правоотношения образуют в единстве и взаимодействии три  элемента: субъекты, объекты и содержание.

     Содержание  валютных правоотношений образуют права  субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

     Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами осуществляются без  ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят не дискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

     Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Однако, несмотря на большое количество общих положений  у резидентов и нерезидентов по осуществлению  валютных операций, у каждой из этих категорий есть и свои отличительные  особенности.

 

Задача

При проведении в 2006 году проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов на предприятии было выявлено нарушение за 2003 год. Контролирующим органом предприятие было привлечено к ответственности в соответствии с законодательным актом, действовавшим  на момент нарушения, но утратившим юридическую  силу в 2005 году. Правильно ли было привлечено юридическое лицо к ответственности  контролирующим органом? 

Информация о работе Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования и валютного контроля