Предмет и система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:58, реферат

Описание работы

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Содержание

1. Понятие предмета финансового права и его место в системе российского права……………………………………………………………………………..3
2. Система финансового права………………….……………………………..7
3. Принципы финансового права……………….……………………………10
4. Источники финансового права………………….…………………………13
Список используемой литературы………………………………………..…15

Работа содержит 1 файл

фин.право.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

по дисциплине «Финансовое право» 

Тема: «Предмет и система финансового права» 
 
 
 

Выполнила: студентка

Финансового факультета

Группы 554

Каргина Н.Е

Проверила: 
профессор

Кузнеченко  В.Е. 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону 2011 год

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

1. Понятие  предмета финансового права и  его место в системе российского права……………………………………………………………………………..3

2. Система  финансового права………………….……………………………..7

3. Принципы финансового права……………….……………………………10

4. Источники финансового права………………….…………………………13

 Список используемой литературы………………………………………..…15

 

1. Понятие предмета  финансового права и его место в системе российского права

          Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

      Отношения между:

  • РФ, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами;
  • финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой;
  • государственными фонансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;
  • государственными предприятиями, организациями и их вышестоящими органами государственного управления;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и юридическими и физическими лицами;
  • финансово-кредитными органами, с одной стороны и физическими лицами - с другой - платежи в государственные денежные фонды.

      Известно, что одна отрасль права отличается от другой отрасли права по предмету и методу правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место.

      Для определения предмета регулирования  и установления границ этой отрасли  права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, a нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

      К предмету относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

      Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

      Основной  метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.

      Финансово-правовому  регулированию свойственны и  другие методы: рекомендации, согласование.

      Финансовое  право тесно соприкасается с  конституционным и административным правом.

      По  методу правового регулирования  финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. B связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

      B нормах финансового права жестко  закрепляются требования государства  в области финансовой деятельности. Причем степень императивности  норм почти не снижается как  на уровне закона, так и на  уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального Банка РФ.

      Также тесно связано и с гражданским  правом, поскольку его предметом  является не только имущественные, но и денежные отношения.

      Финансовое  право, конечно, взаимодействует c другими  отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятии, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.

      Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

      а) они выполняют функцию мобилизации  денежных средств;

      б) на основе нормативных актов эти средства направляются на выполнение задач и функций государства;

      в) они определяют условия возникновения  всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;

      г) они определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем за всей деятельностью государства.

      Таким образом, все указанные отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал бы наряду c политическими задачами задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.

      B основе норм финансового права  лежат нормы Конституции РФ. B соответствующих статьях Конституции РФ закреплены основы финансовой деятельности государства (п. «ж», «з» ст. 71; ст. 72; п. «и» ч. 1 ст. 72; ст. 106 и др.). Конституционные положения служат базой для текущего финансового законодательства. C другой cтopoны именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.

      Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. B финансовом праве они являются отправной базой для конкретизации и развития, возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Таким образом, финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства, несомненно, является деятельностью управленческой, где нормы финансового права, регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государствоведческим, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти как федерации в целом, так и всех ее субъектов.

      Таким образом, можно сделать однозначный  вывод o том, что нормы финансового  права, регулируя отношения в области финансовой деятельности государства и обладая своеобразными особенностями, несомненно, образуют самостоятельную отрасль права - финансовое право. 

      2. Система финансового права

           Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

      Правовые  нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты - это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

      Поскольку финансово-правовые нормы это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

      K Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. Систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, a также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

      Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты - т.е. правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, «правовое регулирование государственных доходов» - налоги с юридических и физических лиц.

      В Особенной части сгруппированы  нормы, регулирующие отношения в  области:

      а) государственной бюджетной системы;

      б) внебюджетных государственных и  муниципальных фондов;

      в) финансов государственных предприятий;

      г) государственных доходов;

      д) государственного кредита;

      е) государственного страхования;

      ж) государственных расходов;

      з) банковского кредитования;

      и) денежного обращения и расчетов;

      к) валютного регулирования.

      Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). K централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

      Бюджет- это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что следующим институтом финансового права будет институт государственных доходов, где основными нормами будут нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц.

      K доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств и нормы в области государственного кредита и страхования.

Информация о работе Предмет и система финансового права