Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:26, доклад

Описание работы

В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, пер­воначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основопо­лагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и глав­ные направления государственной политики в области правового регу­лирования соответствующих общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

Принципы бюджетной системы Российской Федерации.docx

— 14.67 Кб (Скачать)

Принципы бюджетной системы  Российской Федерации

 

В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, пер­воначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основопо­лагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и глав­ные направления государственной политики в области правового регу­лирования соответствующих общественных отношений.

Принципы той или иной экономико-правовой системы - это общеобяза­тельные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомернос­ти поведения участников правоотношений, формирующихся в процес­се функционирования этой системы33.

2, Принципы бюджетной системы  РФ - это основополагающие и руково­дящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом - бюджетных правоотношений. Принципы на­ходят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права.

Содержание принципов  бюджетной системы РФ составляют:

принцип законности (принцип  надлежащей правовой формы бюджетов);

единства бюджетной системы  РФ;

• разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  систе­мы РФ; самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности  использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;

достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утверж­ден только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой:

 

федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фон­дов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;

бюджеты субъектов РФ и  территориальные государственные  внебюд­жетные фонды - в форме законов субъектов РФ;

местные бюджеты - в форме  правовых актов представительных органов  местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами му­ниципальных образований.

 

Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство право­вой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, прин­ципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

33 См. подр.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.

3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 - 137.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ заключается в закреплении  соответствующих видов дохо­дов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расхо­дов за органами государственной власти РФ, органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

• право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соот­ветствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуще­ствлять бюджетный процесс;

%/ наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня, определяемых в  соответствии с законодательством;

*/ законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полно­мочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов  в соот­ветствии с Б К РФ и налоговым законодательством РФ;

%/ право органов государственной  власти и местного самоуправления  са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;

\/ право органов государственной  власти и местного самоуправления  са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять источники финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, воз­никших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключе­нием случаев, связанных с изменением законодательства.

 

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи рас­ходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджет­ным законодательством РФ, законами о государственных внебюджет­ных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государствен­ных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансиро­ванию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что  объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммар­ному объему доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в  том, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его де­фицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюд­жетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности бюджетной  деятельности означает:

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюдже­тов и отчетов об их исполнении;

полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;

доступность иных сведений по решению законодательных (представи­тельных) органов государственной власти и местного самоуправления;

обязательную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

 

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей террито­рии и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.


Информация о работе Принципы бюджетной системы Российской Федерации