Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

Целями данной работы являются рассмотрение понятия финансовый контроль, определение его значения, выявление проблем реализации в РФ и путей совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 8
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ 9
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 12
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 16
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

!!!!!!.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский  Государственный Университет имени  Н.И. Лобачевского» 
 
 

Финансовый  факультет

Очно-заочное  отделение

Специальность «Таможенное дело» 
 
 

Реферат

по дисциплине

финансы и бухгалтерский  учет 

на тему: «Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития» 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 4 курса

                  Группы 13ТД49

                  Норенкова Дарья Геннадьевна 

                  Преподаватель: Голованова Екатерина Николаевна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Нижний  Новгород

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

    Финансы являются неотъемлемой частью экономических  отношений, а финансовый контроль –  неотъемлемой частью финансов. Поэтому  сейчас происходят значительные изменения  как в задачах финансового  контроля, так и  в оценке его значении. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

    Проблема  переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что  он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля  могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

    Целями  данной работы являются рассмотрение понятия финансовый контроль, определение его значения, выявление проблем реализации в РФ и путей совершенствования.

 

Понятие, предмет, формы и методы государственного финансового контроля

 

     Финансовый  контроль – форма реализации контрольной  функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля. В свою очередь субъектом финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты и все органы государственного управления.

     Непосредственным  предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

     В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, внутрихозяйственный, общественный, правовой, гражданский.

     Поэтому государственный финансовый контроль следует определить как структурный  элемент единой системы финансового  контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью.

     Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан, в конечном итоге – всего общества. Он представляет собой контроль за:

  • образованием и использованием всех государственных средств независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или иной;
  • деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
  • законностью привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым государство предоставило такое право;
  • организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных учреждений по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц;
  • исполнением международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга.

     Сюда  же относится проведение финансовых экспертиз проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование  государственных средств, или предусматривающих расходы (покрываемые за счет таких средств).

     В этих целях проверяются своевременность  и полнота образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования государственного имущества, правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантии государства.

     По  результатам государственного финансового  контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.

     Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

     Таким образом, контролируются органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

     На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных им законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ1.

     Формы государственного финансового контроля2:

    1. Предварительный – осуществляется на стадии составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов, финансовых планов и программ, смет поступлений и расходов, проектов законодательных актов, балансов финансовых ресурсов территорий, текстов договорных соглашений и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.
    2. Текущий – осуществляется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности.
    3. Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита, источник его покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.
    4. Последующий – проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

     Методы  государственного финансового контроля3:

    1. Проверка – проводится по отдельным вопросам хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения негативных последствий. Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.
    2. Обследование – изучение отдельных аспектов финансовой деятельности по более широкому кругу показателей, нежели проверка, с целью определения финансового положения и перспектив развития объекта. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
    3. Анализ – проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также проводится оценка результатов финансовой деятельности, эффективность использования капитала, выявление отклонений от плана, норматива и факторов повлиявших на них.
    4. Ревизия – глубокая или всеобъемлющая форма проверок, осуществляется по завершению отчетного периода, проводится с целью установления законности и обоснованности финансовых операций и соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте. Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов – полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно-экономической работы – плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки – документальные и фактические; по очередности использования одних и тех же документов – первичные, дополнительные, повторные; и др. Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.
    5. Надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами получившими лицензию на определенный вид деятельности и предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
    6. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля, то есть его финансовым состоянием.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития