Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Образно говоря, система оборота денег и ценных бумаг - это своеобразная система кровеносного оборота всего экономического организма страны. Итак, сложно это или нет, но формирование фондового рынка нужно осуществлять одновременно со стабилизационными мероприятиями в сфере производства.
Цель данной работы – кратко ознакомиться с понятием «фондовый рынок», его участниками и регулирующей и контролирующей функцией государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Экономическое содержание и роль рынка корпоративных ценных бумаг………………4
Приватизация государственных предприятий и ее последствия…………..7
Рынок корпоративных ценных бумаг в России и за рубежом….…………..9
Основные виды корпоративных ценных бумаг……………………………..12
Структура современного рынка……………………………………………...14
Связь рынка корпоративных ценных бумаг с рынком государственных ценных бумаг………………………………………………………………….16
Государственное регулирование фондового рынка в РФ………………….17
Заключение…………………………………………………………………....20
Используемая литература………………………………………………….....22

Работа содержит 1 файл

ФинКредит.docx

— 130.50 Кб (Скачать)

 
 
Рисунок 1. Динамика торгов акциями предприятий в РТС в 2011 году  
 

  § 2.2. Рынок корпоративных облигаций

На развитие относительно нового для России сектора фондового  рынка - рынка корпоративных облигаций, возникшего в середине 1999 г., влияли различные факторы, но главными среди них являются факторы, стимулирующие спрос на инвестиционные ресурсы и создание эффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальном этапе становления рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения его участников в целом можно охарактеризовать как выжидательные. В течение 2003 г. развитие конъюнктуры рынка корпоративных облигаций определялось в первую очередь факторами, общими для всех секторов фондового рынка.  
Особенностью российского рынка корпоративных ценных бумаг является практическое совпадение основных эмитентов акций и облигаций, среди которых доминируют РАО “ЕЭС России”, ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”, ОАО “Газпром”, ЗАО “Алмазы России - Саха” и ряд других. Это позволяет эмитентам облигаций использовать взаимосвязь рынков: перед тем как размещать на первичном рынке облигационные займы, эти компании активизируют свою деятельность на рынке акций. Они начинают котировать свои акции на вторичном рынке с целью повышения их ликвидности и улучшения своей репутации в качестве заемщика.  
На первичном рынке корпоративных облигаций представлен довольно широкий набор финансовых инструментов. В целом объем эмиссии российскими эмитентами корпоративных облигаций с июня 2005 г. по 30 ноября 2011 г. составил около 35 млрд. руб. по номиналу, в том числе в 2011 г. - более 20 млрд. рублей. 
В рассматриваемый период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась от 5 до 10% годовых при сроках обращения облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости от срока до погашения, что соответствует доходности к погашению 18-35% годовых.  
С точки зрения срочности данного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных облигаций: сегмент среднесрочных корпоративных облигаций и сегмент краткосрочных дисконтных корпоративных облигаций. Сегмент среднесрочных облигаций представлен 21 инструментом со сроком обращения 3-4 года, из них только две облигации - дисконтные. Сегмент краткосрочных облигаций (до 1 года) представлен 14 дисконтными облигациями. Появление сегмента краткосрочных корпоративных облигаций нехарактерно для рынка корпоративных ценных бумаг с точки зрения мирового опыта и обусловлено особенностями конъюнктуры российского фондового рынка, которая начала складываться после августовского кризиса 1998 года. Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксацией валютного эквивалента, активно выпускавшиеся российскими эмитентами в 1999 г., в связи со стабилизацией национальной валюты в 2000 г. пользовались меньшим спросом.Если первичное размещение корпоративных облигаций в начале года проходило достаточно успешно, то на вторичном рынке новые финансовые инструменты не вызвали особого интереса. Тенденция к росту цен по всем видам инструментов наметилась лишь во втором полугодии, по мере стабилизации экономической ситуации в России.  
Основной биржевой площадкой на рынке корпоративных облигаций являлась ММВБ. Ежедневный объем торгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговались облигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2011 г. увеличился, а за год в целом составил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем операций в 2011 г. был равен 14,6 млн. рублей.  
Наиболее торгуемыми инструментами в течение рассматриваемого периода были облигации ОАО “Тюменская нефтяная компания” - их доля составляла 29% от общего объема операций. Затем следуют облигации Внешторгбанка - 18%. На третьем месте по объему операций находятся облигации РАО “ЕЭС России” - 10% от общего объема вторичного рынка корпоративных облигаций. Доли облигаций ОАО “Михайловский ГОК” и ЗАО “Алмазы России - Саха” составили соответственно 7 и 8%.  
Рынок корпоративных облигаций значительно отставал от рынка акций, как по обороту биржевых торгов, так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента, а также меньший срок развития рынка корпоративных облигаций, можно рассчитывать на ускорение его роста. Важными условиями реализации такого сценария развития являются совершенствование законодательной базы выпуска и обращения корпоративных облигаций, а также расширение их вторичного рынка.

§ 2.3. Принципы и  направления формирования правовой системы регулирования рынка 

По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в области  нового законодательства и правовых институтов оценивался  относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия, Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.  
К концу 90-х гг. ситуация изменилась довольно существенно. Россия “по степени охвата” своего хозяйственного законодательства фактически вышла в группу лидеров. Гораздо большее отставание сохраняется по показателю “эффективности” хозяйственного законодательства. В итоге по данной классификации Россия занимает промежуточные позиции среди стран  с переходной экономикой.  
В целом федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает  потребностям современного рынка ценных бумаг.  Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага, которая отвечает следующим признакам: 
·         закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;  
·         размещается выпусками;  
·        имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.  
К видам профессиональной деятельности на РЦБ отнесены:  
·         брокерская (по поручению клиентов);  
·         дилерская (от своего имени и за свой счет);  
·         деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления);  
·         по определению взаимных обязательств (клиринг);  
·         депозитарная деятельность;  
·         по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в том числе функции номинального держателя ценных бумаг;  
·         по организации торговли на рынке ценных бумаг.  
В законе также регулируются вопросы:  фондовая биржа, процедуры эмиссии и ее этапы, обращение ценных бумаг, раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов и профессиональных участников, использование служебной информации. Значительная часть закона посвящена регулированию деятельности профессиональных участников РЦБ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников РЦБ.  
Вместе с тем, по оценкам, окончательный вариант закона содержат и противоречия. Так, например, ст. 2 закона прямо противоречит статье 25 закона РФ “Об акционерных обществах”. Очевидны те преимущества, которые предъявительские акции дают профессиональным операторам рынка в условиях имеющейся неразвитой инфраструктуры. Вместе с тем следствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателями таких акций и эмитентами в силу возможного аннулирования выпуска акций.  
Вместе с тем следует отметить, что в законе практически не реализованы возможности, связанные с применением мер ответственности за нарушение положений, им предусмотренных. Помимо поправок в собственно закон, необходимы поправки в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др. Кроме того, закон требует принятия значительного числа подзаконных актов, которые смогут более полно и с учетом сложившейся практики раскрыть отдельные  его положения.  
В целом современное состояние правовой базы РЦБ можно охарактеризовать как находящееся на этапе первоначального формирования и требующее дальнейшего совершенствования и развития в целях осуществления и завершения экономических реформ. Разработка и принятие соответствующих нормативных актов должны осуществляться по двум основным направлениям: 
- замена ранее принятых нормативных актов на более совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны;  
- в новых областях, где требуется законодательно урегулировать те или иные экономические отношения.  
На современном этапе развития правовой базы РЦБ требуется новый - системный - подход в разработке и обновлении законодательства и проведение работ по упорядочению состава и систематизации федерального законодательства. Принципиально назрела необходимость уделения особого внимания вопросам обеспечения исполнения требований законодательства и согласования и увязки норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг, с положениями, урегулированными другими отраслями права - административным, гражданским-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным. Такой подход предусматривается, в частности в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.  
К основным принципам развития нормативной правовой базы  РЦБ должны относиться: 
- развитие нормативной правовой базы рынка как часть  проводимой в России правовой реформы;  
- преемственность в развитии нормативной правовой базы рынка, эволюционный характер этого процесса;  
- декларирование политики в области совершенствования нормативной правовой базы рынка в целях информирования его субъектов о планируемых изменениях правового режима;  
- использование гражданского права как основы для развития специальной нормативной правовой базы рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих становлению и развитию рынка;  
- преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов; пресечение незаконной деятельности на рынке, повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;  
- введение административной и уголовной ответственности за наиболее опасные правонарушения на рынке ценных бумаг и совершенствование частноправовых способов защиты прав и интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг;  
- создание разнообразных форм компенсаций, систем взаимных гарантий и страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении  инвестиций в ценные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг;  
- обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, развитие  вневедомственного и общественного контроля за достоверностью информации;  
- усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокий уровень их квалификации, достаточность собственных средств поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности;  
- создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;  
- создание системы независимого общественного контроля деятельности на рынке, развитие общественной инициативы и повышение роли общественных объединений инвесторов и иных профессиональных участников рынка в формировании отвечающего потребностям современного общества рынка.  
Среди основных направлений развития нормативной правовой базы РЦБ необходимо выделить: 
- ужесточение требований по капитализации профессиональных участников рынка;  
- ужесточение требований к профессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности в организациях - профессиональных участниках рынка, расширение и ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;  
- развитие и закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах принципа функционального регулирования при распределении обязанностей между органами государственного регулирования;  
- развитие и ужесточение нормативной правовой базы, регулирующей выпуск и обращение производных ценных бумаг;  
- введение новых процедур лицензирования и механизмов надзора за деятельностью организаторов торговли ценными бумагами;  
- стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;  
- совершенствование системы административных и уголовных наказаний за правонарушения на рынке ценных бумаг;  
- постепенное увеличение степени открытости рынка для иностранных инвесторов и иностранных финансовых институтов;  
- введение системы специальных требований и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка, обслуживающих граждан;  
- ужесточение требований к профессиональным участникам рынка, обслуживающим все формы коллективных инвестиций;  
- введение процедур сертификации инвестиционных консультантов.

 

 

 

Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка

§ 3.1. Фондовая политика

Государственная экономическая  политика является структурной и  состоит из нескольких отдельных  политик - финансовой, налоговой, инвестиционной, инновационной.  
Фондовая политика, как и любая другая, включает принципы, методологию, стратегию и тактику.  
Фондовая политика - это государственная политика, поэтому ее следует рассматривать в аспекте роли государства в сфере выпуска и оборота ценных инвестиционных бумаг. Эту роль можно толковать как функцию управления, функцию участия, функцию влияния, функцию регулирования. Относительно фондового рынка государство выполняет любую из этих функций, но приоритет, безусловно, остается за функцией регулирования. Регулирование обеспечивает оптимальный уровень влияния государства на фондовый рынок.  
Решение глобальных задач невозможно без регулирования фондового рынка государством. Это обстоятельство дополнительно усиливается тем, что фондовому рынку присущее движение капиталов, которое обеспечивается оборотом разнообразных видов ценных бумаг и их производных, которые находятся в тесной зависимости от законодательной базы и системы правоотношений собственности. Не случайно, как свидетельствует опыт экономически развитых стран, фондовый рынок есть одним из наиболее регламентированных и "зарегулированных" в отличие, например, от товарных или валютных рынков. Тот же опыт свидетельствует о том, что на фондовом рынке постоянно сталкиваются интересы разных его участников. Итак, и в этом отношении роль государства, как регулирующего органа, очень важна. Только государство имеет средства и возможности для серьезного противодействия отрицательным проявлениям на свободном рынке ценных бумаг.  
Вместе с тем не следует забывать, что фондовый рынок развивается лишь тогда, когда государство не превышает границ своего непосредственного вмешательства в процесс привлечения частных инвестиционных ресурсов и вложение их в экономику страны.

 

 

 

 Понятие фондового рынка, его назначение, структура.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг позволяет  правительствам и предприятиям расширять  круг источников финансирования, не ограничиваясь  самофинансированием и банковскими  кредитами. Потенциальные инвесторы  в свою очередь с помощью рынка  ценных бумаг получают возможность  вкладывать свои сбережения в более  широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности  для выбора.

Понятия фондового рынка  и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его  местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Рынок ценных бумаг соотносится  с такими видами рынков, как рынок  капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

В принятой в отечественной  и международной практике терминологии:

 

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК = ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК + РЫНОК КАПИТАЛОВ

 

Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д. (см. схему ниже).

Цель функционирования рынка  ценных бумаг – как и всех финансовых рынков – состоит в том, чтобы  обеспечивать наличие механизма  для привлечения инвестиций в  экономику путем установления необходимых  контактов между теми, кто нуждается  в средствах, и теми, кто хотел  бы инвестировать избыточный доход.

В рыночной экономике рынок  ценных бумаг является основным способом перераспределения денежных накоплений. Таким образом, фондовый рынок создает  условия для свободного, хотя и  регулируемого, перелива капиталов  в наиболее эффективные отрасли  хозяйствования (см. схему).

Таким образом, накануне осеннего кризиса на мировых фондовых рынках устойчивое состояние конъюнктуры российской финансовой системы определялось стабильным поступлением в нее средств внешних инвесторов, ориентированных на сравнительно невысокую доходность и умеренный риск, и возрастающей долей такого капитала в объеме финансовых рынков. В то же время структура денежного предложения и инвестиционных портфелей коммерческих банков свидетельствовала о нарастающем инфляционном потенциале и усиливающейся вероятности возникновения кризиса ликвидности в банковской сфере. Накопившиеся негативные тенденции могли быть значительно усилены возможными внешними неблагоприятными импульсами. И именно таким внешним импульсом стал кризис на мировых фондовых площадках в последние месяцы истекшего года.

Если российский рынок корпоративных ценных бумаг испытал от воздействия кризисной волны только значительное ценовое снижение, то положение, сложившееся на валютном рынке и рынке государственных ценных бумаг, поставило под угрозу потери устойчивости всю финансовую систему России.

 

§ 3.2. Механизм регулирования 

Стратегия и тактика фондовой политики фиксируются в нормативно-правовых и методических документах. Законодательное  регулирование фондового рынка  России - это многоуровневая структура, в основу которой положены конституционные  принципы. Законодательное регулирование  отношений и деятельности на фондовом рынке в России осуществляется специальными законами:  
1. "О ценных бумагах и фондовой бирже"  
2. "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в России  
3. "О хозяйственных обществах.  
С целью приведения в соответствие фондового рынка и его дальнейшее развитие Президентом РФ на протяжении нескольких лет были подготовлены указы, среди которых наиболее значащим для фондового рынка стали "О корпоратизации", "Об Инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях", "О Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка".  
Для обеспечения проведения финансовой и инвестиционной политики в России в соответствии с законами РФ и указами Президента для оперативного осуществления соответствующих мероприятий и развития фондового рынка Кабинет Министров РФ в рамках своей компетенции издает постановления и распоряжения, в том числе относительно обработки соответствующих законодательных актов о ценных бумагах, их выпуска и оборота в России. При этом большое внимание отводится государственным ценным бумагам.  
Координацию деятельности государственных органов по вопросам функционирования в России рынка ценных бумаг возложен на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондового рынка. Для этого создан Координационный совет, в состав которого входят руководители вышеназванных государственных органов.

§ 3.3. Контрольная  функция государства 

Основную задачу о внедрении  контрольного механизма взяла на себя Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам. В этом можно убедиться, ознакомившись  с перечнем полномочий, которыми наделена Комиссия в соответствии с действующим  законодательством РФ. Ей предоставлено право: 
♦ проводить проверки и ревизии участников фондового рынка;  
♦ контролировать достоверность информации, которая подается эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на фондовом рынке, и ее соответствие установленным стандартам;  
♦ контролировать вместе с другими исполнительными органами полиграфическую базу, которая выпускает ценные бумаги;  
♦ изымать на время проведения проверок документы, которые подтверждают факты нарушения законодательных актов о ценных бумагах;  
♦ диктовать эмитентам и лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность на фондовом рынке, фондовых биржах обязанности для выполнения распоряжения по устранения нарушений законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством;  
♦ в случае нарушения законодательства по ценным бумагам и нормативным актам выставлять предупреждение, приостанавливать на срок до одного года размещение и оборот ценных бумаг того ли другого эмитента, а также аннулировать их;  
♦ в случае нарушения фондовой биржей законодательства по ценным бумагам, устава и правилах фондовой биржи прекращать торговлю на фондовой бирже для устранения таких нарушений;  
♦ в случае выявления признаков правонарушение в виде выпуска в обращение или размещение ценных незарегистрированных бумаг или деятельности без лицензии, прекращать все операции по банковским счетам.  
♦ накладывать административные взыскания и штрафы, применять другие санкции за нарушение действующего законодательства к юридическим лицам и их сотрудников вплоть до аннулирования разрешений на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке;  
♦ с целью защиты интересов инвесторов и граждан ставить вопрос об увольнении с должностей руководителей фондовых бирж, депозитариев и других учреждений инфраструктуры фондового рынка в случае несоблюдения ними действующего законодательства РФ;  
♦ направлять материалы в органы Антимонопольного комитета России в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства;  
♦ направлять материалы о фактах правонарушений, по которым предусмотрены административная и уголовная ответственность, в правоохранительные органы.  
Механизм контроля отличается от надзора. Он включает такие мероприятия:  
а) проведение плановых и внеплановых проверок деятельности участников фондового рынка;  
б) выяснение всех обстоятельств нарушения законодательства на основании анализа разнообразной информации, необходимой для детального расследования случая;  
в) создание системы внутреннего контроля с помощью внедрения в деятельность профессиональных участников фондового рынка.  
Все разновидности и формы государственного контроля взаимосвязаны.  
Важную и приоритетную роль в законодательном регулировании национального рынка ценных бумаг играют международные правовые акты - договоры, конвенции, соглашения, заключенные международными организациями и финансовыми институтами в сфере развития, функционирование и регулирование рынка ценных бумаг. Участие России в заключение таких актов оказывает содействие для дальнейшей интеграции нашего государства на международные рынки капитала.

Информация о работе Рынок ценных бумаг