Стадии бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика бюджетного процесса 5
2. Стадий бюджетного процесса 9
3. Бюджетное регулирование 23
Заключение 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета, а  также прядок работы над документами  и материалами, обязательными для  представления одновременно с проектом федерального бюджета определяются Правительством России (часть 3 пункта 1 статьи 184 БК РФ). Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство Финансов РФ. Правительство Российской Федерации за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению проекта бюджета: доведению до представительных и  исполнительных органов власти субъектов  Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчётов к проектам бюджетов на следующий  финансовый год, в том числе о  централизованно установленных  социальных и финансовых нормах и  нормативах и их изменениях. Исполнительные органы всех уровней, исходя из необходимости  утверждения бюджетов до начала финансового  года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых  расходов бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчёты для  обоснования необходимости выделения  отчислений от регулирующих доходов, средств  фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих  бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава  субъектов, подлежащих бюджетному финансированию. Несогласованные вопросы по бюджетным  проектировкам в предстоящем  году и на среднесрочную перспективу  подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов. Разработка и согласование Федерального бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. (См.: п.2 ч.8 ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Для более полного учёта всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов. После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчётов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней, Правительство Российской Федерации не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учётом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; перечень закреплённых в полном объёме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.

В случае возникновения разногласий  по проекту бюджета, в процессе его  подготовки и составления, исполнительные органы власти могут вносить в  вышестоящие органы свои предложения  по изменению и уточнению проектируемых  вышестоящим органом власти показателей.

Рассмотрение этих предложений  первоначально производится в соответствующем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти.

Для рассмотрения возникающих  разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих  нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные  сроки. Окончательное решение принимается  соответствующим вышестоящим органом  представительной власти.

    • Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.

Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой.

В статье 192 Бюджетного кодекса  закреплено, что Правительство вносит в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. К проекту  прилагается ряд документов и  материалов, таких как: предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития на следующий год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и характеристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации; прогноз консолидированного бюджета РФ; федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счёт средств федерального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; расчёты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета; международные договоры о государственных внешних заимствований и государственных кредитах; и т. д. (См.: п.1 ст. 192 Бюджетного кодекса российской Федерации.)

При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные  акты по налогам Правительство представляет в Государственную Думу проекты  соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной и ведомственной  бюджетной классификации с расшифровкой целевых статей и видов расходов.

Кроме того, Правительство  представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов: Пенсионного фонда; Фонда социального страхования; Государственного фонда занятости  населения; Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. Правовое положение  этих фондов нашло закрепление в  статье 13 и главе 17 Бюджетного кодекса.

Центральный банк России представляет Государственной Думе согласованный  с Правительством страны проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

До рассмотрения проекта  федерального закона о бюджете в  первом чтении думские комитеты и  комиссии представляют в Комитет  Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам заключения по данному  законопроекту, на основании которых  указанный комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думе.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации в первом чтении Государственная Дума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития России на следующий год - основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчёты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований России в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и (или) погашения государственного долга, а также основные характеристики федерального бюджета, которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппами статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объём расходов, (См.: ст. 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации),  принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может: а) передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей  проекта бюджета; б) вернуть законопроект в Правительство России на доработку; в) поставить вопрос о доверии  Правительству страны.( См.: ч. 4 ст. 202 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В случае передачи проекта  бюджета Федерального бюджета в  согласительную комиссию, которая состоит  из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, ответственных за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной  Думы, Совета Федерации, Правительства  России. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало  большинство присутствующих на заседании  согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования  каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает  хотя бы одна сторона, считается несогласованным. (См.: ч. 1 и ч. 2 ст. 203 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.)

По итогам рассмотрения в  первом чтении проекта закона о федеральном  бюджете принимается постановление  Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.( См.: ч. 1 ст. 203 Бюджетного кодекса Российской Федерации.)

Если Государственная  Дума не принимает указанное решение  по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете  считается повторно отклонённым. Повторное  отклонение проекта федерального бюджета  возможно лишь в случае, если Государственная  Дума ставит вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации. (См.: п. 3 ч. 4 ст. 203 Бюджетного кодекса Российской Федерации.)  

Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство, то он дорабатывается в течение 20 дней с учётом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов  по бюджету и экономической политике, доработанный законопроект вносится на повторное рассмотрение Государственной  Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства  России в связи с отклонением  проекта закона о федеральном  бюджете, вновь сформированное Правительство  РФ представляет новый вариант проекта  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год не позднее 30 дней после своего сформирования. (См.: ст. 204 Бюджетного кодекса Российской Федерации.)

При рассмотрении Государственной  Думой проекта о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  в пределах общего объёма федерального бюджета, утверждённого в первом чтении, и размер Федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации. Государственная  Дума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Государственная Дума направляет в  органы исполнительной власти субъектов  Федерации сведения о распределении  доходов от федеральных налогов  и сборов между бюджетами Российской Федерации, утверждённом при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации и распределении  его средств, утверждённых во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передаётся в согласительную комиссию.( См.: ст. 205 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.)

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной год в  третьем чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и  главным распорядителям средств  федерального бюджета по всем четырём  уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т. п. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет Государственной Думы по бюджету.( См.: ст. 206 Бюджетного кодекса Российской Федерации.).  Государственная Дума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. Поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом Совета Федерации по бюджету. При этом поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств бюджета организациям любых форм собственности, не рассматриваются. Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четвёртом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается и законопроект голосуется в целом. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передаётся на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия.

Информация о работе Стадии бюджетного процесса