Становление и развитие Фонда Национального благосостояния Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описан Национальный фонд Республики Казахстан, а также его развитие

Содержание

Введение
1. Национальный фонд Республики Казахстан
1.1 Основные аспекты
1.2 Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан
1.3 Использование Национального фонда Республики Казахстан
1.4 Управление фондом
2. Развитие Национального фонда Республики Казахстан
2.1 Совершенствование формирования стратегии управления Фонда Национальной Банка «Самрук-Казына».
2.2 Предложения экспертов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФНБ Самрук-Казына1.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Оценка  эффективности стратегии управления проводится и представителями ФНБ «Самрук-Казына», которые полагают, что недовольство деловой общественности государственными институтами развития возникает из-за завышенных ожиданий, когда бизнес хотел бы от институтов развития быстрого и льготного кредитования, эксперты - ускоренной диверсификации экономики и появления в стране инноваций, чиновничество и парламентарии - создания новых рабочих мест и экономического роста. За 9 лет деятельности Банком Развития Казахстана накоплен опыт реализации долгосрочных и капиталоемких проектов в широком спектре несырьевых отраслей.

С начала деятельности одобрены 181 проектов на сумму $13,2 млрд. с участием Банка  на $3,8 млрд., освоено $2,4 млрд. Ссудный портфель составляет $2,0 млрд. (с ростом на 12% за 2012 год). На реализации находится 96 проектов с участием Банка на $2,4 млрд. во всех ключевых несырьевых отраслях. В то же время при широком кредитном инструментарии, инвестиционная деятельность сконцентрирована в узкой нише – кредитовании инвестиционных проектов и экспортных операций. Потенциал новых инструментов остается недоиспользованным (за исключением финансирования текущей деятельности компаний). Тем не менее, данный факт может быть результатом специфики деятельности институтов развития, направленной в основном на предоставление долгосрочных, низкопроцентных кредитов на реализацию инвестиционных проектов несырьевого сектора, непокрываемого банками второго уровня.

Сектор  коммерческих банков продолжает кредитовать, главным образом, текущие потребности предприятий в непроизводственных секторах экономики. На отрасли промышленности и сельского хозяйства приходится в сумме лишь 14% ссудного портфеля БВУ.

Очевидно, что институты развития имеют не одинаковые по своей результативности итоги, но и сферы их деятельности также не тождественны. Как показывают результаты исследования, главным общим недостатком институтов развития выступает отсутствие профессионального внутреннего аудита в ФНБ «Самрук-Казына», что приводит к большим издержкам, неконтролируемому использованию средств, перенаправлению их не по назначению.  [7]

На  наш взгляд, эффективность стратегии  управления вверенными ФНБ «Самрук-Казына»  активами может быть повышена посредством 

- более  четкого определения приоритетных  направлений развития Фонда и  его дочерних предприятий с  позиций развития инновационной инфраструктуры, а не только с исключением дублирования и не свойственных институтам развития функций; 

- интенсификации  контролирующих функций внутреннего  и внешнего аудита, проводимого  не только с позиций финансового,  но и организационного менеджмента;

- пересмотра  механизмов финансирования инновационных  проектов;

- обновления  критериев оценки деятельности  инновационной активности, особенно в ситуациях, когда результативность не проявляется (потому что не достигается) в сжатые сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Совершенствование формирования  стратегии управления ФНБ «Самрук-Казына». 

Проблема поиска и выбора экономической модели Казахстана оказалась связанной с изучением опыта других стран, которые в специфических условиях находили инструменты для инновационного развития, создавали условия для роста конкурентоспособности в условиях глобализации. В Казахстане были адаптированы элементы разных моделей государственного регулирования: юго-восточной, северо-американской, скандинавской. Напрямую проводить аналогии успешности в экономических реформах в условиях развитого и развивающегося уклада, по нашему убеждению, вряд ли правомерно. Вместе с тем, имеются некоторые условия, факторы, общие и необходимые для любого рыночного общества, вне зависимости от длительности его функционирования и развития. Такими атрибутами выступают институты развития.

В условиях экономической, социальной и политической стабильности наиболее эффективным средством воздействия на экономику являются стратегии долгосрочного развития. Стратегическое планирование формулирует не только крупномасштабные макроэкономические цели (такие, как повышение конкурентоспособности, направленность на инновационный тип развития), задает планку для индикативного измерения, но и позволяет воспроизвести обзор состояния экономического развития, выявить его тип, направленность, тенденции.

Управление  инновационным развитием в экономике  Казахстана должно учитывать ряд  критериев. Среди них: диверсификация (проводится в несколько этапов); структурная перестройка; технологическая мобильность. На наш взгляд, переход к инновационному развитию в современном Казахстане предполагает: наличие качественного, квалифицированного и достаточно мотивированного человеческого фактора; понимание единства действий и синхронности интересов государства и бизнеса; соответствие инноваций и нормативно-правовой и методической базы их осуществления; наличие эффективных институтов: а) разрабатывающих комплексные (а в идеале – системные) стратегические направления инновационных сдвигов; б) определяющих приоритетные цели в стратегии и тактике действий; в) проводящих расчеты ресурсов и реальных возможностей участвующих субъектов; г) обеспечивающих мониторинг хода процессов, включая своевременные результативные итоги; д) делающих оценку результатов, соизмеримых как с целями инновационного развития, так и с реально достигнутыми индикативными параметрами. Сейчас необходимо сформировать новую государственную стратегию в инновационной сфере, содействуя, в первую очередь, укреплению позиций тех отраслей, производителей, исследователей, которые уже доказали свою способность конкурировать внутри страны и на мировых рынках.

ФНБ «Самрук-Казына» обладает достаточным  капиталом, позволяющим привлекать финансовые ресурсы международных финансовых институтов (таблица 2).

 

Таблица 2 - Диверсификация экономики: опыт институционального участия

 

Направления и  возможности сотрудничества

  • Активное сотрудничество со Всемирным Банком, ЕБРР, АБР и др. (привлечение международной глобальной экспертизы вместе со значительными объемами ликвидности)
  • Дополнительные ликвидные поступления позволяют реализовывать долгосрочные капиталоемкие проекты

Международные финансовые институты

  • Сотрудничество с зарубежными экспортно-импортными агентствами и банками

Примеры финансового участия

  • Эксимбанк США профинансировал, за последние 10 лет, трансакции в Казахстане на сумму в $1 млрд.
  • Эксимбанк КНР предоставил экспортный кредит в размере $10 млрд. для финансирования инвестиционных проектов «Самрук-Казына»
  • Государственный банк развития Китая выделил порядка $2.5 млрд. для проектного финансирования
  • Внешэкономбанк России планирует увеличить до $3 млрд. финансирование торговых операций

Примечание  – Разработана автором на данных ФНБ «Самрук-Казына»


 

Уже созданные условия, достигнутые результаты, а также новые возможности и намерения должны быть спроецированы на реальные геополитические координаты и социоэкономические, демографические, институциональные и другие возможности странового развития, без которых ФНБ «Самрук-Казына» довольно сложно выбирать траектории инновационного развития. 2010 год назван определяющим для масштабной диверсификации отечественной экономики и форсированная индустриализация провозглашена Президентом Казахстана как общенациональная задача. Рекомендации по совершенствованию стратегии управления ФНБ «Самрук-Казына» могут быть подразделены на собственно финансовые, а также организационные, тактические и стратегические.

Среди организационных рекомендаций - такие, как: более гибкое и эффективное  аудирование идей и предлагаемых проектов; сокращение сроков принятия решений по финансированию проектов, аудит кадров и снижение текучести в высшем и среднем топ-менеджменте; увеличение персонифицированной ответственности руководителей с закреплением сфер ответственности по проектам; большая прозрачность и отчетность перед обществом; совершенствование системы бонусного вознаграждения сотрудников холдинга в его тесной связи с результатами деятельности.

К тактическим  задачам, требующим проработки и  реализации, следует отнести создание работающих критериев эффективности деятельности институтов развития; определение четко разработанных индикаторов и планов (долгосрочных и среднесрочных) деятельности институтов развития; заимствование и адаптация процедур оценки и сопровождения проектов, согласно стандартам Всемирного банка; создание адекватной системы экспертизы проектов на разных стадиях мониторинга.

Среди наиболее значимых стратегических задач  находятся такие, как более четкое определение стратегических приоритетов  развития с учетом реальной инфраструктуры экономики и ресурсного потенциала общества; соответствие стратегий развития фондов стратегиям отраслей; параллельное развитие системообразующих (традиционных для отечественной экономики) и альтернативных (инновационных) отраслей.

Недостижение  институтами развития в своей  деятельности ряда запланированных и ожидаемых показателей, по нашему мнению, может быть проявлением различных факторов и условий, в частности, таких как: недостаточно продуманное и правильно рассчитанное планирование деятельности институтов развития; неоправданная сменяемость руководящих кадров и как следствие - снижение ответственности за результативность принимаемых решений; отсутствие механизма поиска и отбора наиболее перспективных проектов, как для малого и среднего бизнеса, так и для инноваций в регионах и в отраслях; неналичие информационной системы по всем видам деятельности; нехватка условий для создания эффективного мониторинга проблем управления процессами инноваций с целью их своевременного преодоления.

Все они, вместе взятые, могут рассматриваться, на наш взгляд, как неразработанный  алгоритм деятельности мегахолдинга, как в стратегическом, так и в тактическом планах, что требует приложения усилий практиков, научного и экспертного сообществ. Эти направления совпадают с задачами совершенствования стратегий управления институтами развития, и это обстоятельство утверждает нас в том, что данные институты непосредственно связаны с функциями государственного управления экономикой, а их создание стало своевременным шагом на пути ее диверсификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Предложения  экспертов18 Июня, Астана

 

Эффективность Концепции формирования и использования  Национального фонда станет основной темой обсуждения «круглого стола» «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда Республики Казахстан», организованного Фондом Сорос-Казахстан. Вниманию участников заседания был представлен анализ Концепции Национального фонда, действующей в стране на протяжении последних двух лет, проведенный казахстанским экономистом Меруерт Махмутовой.«Имеет ли смысл выделять нефтяные деньги и вкладывать их за рубежом для будущих поколений, когда в стране не решены проблемы нынешнего поколения, и может ли Казахстан на данном этапе быть инвестором экономик западных государств?» - задается вопросами Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем, автор доклада «Управление нефтяными доходами: Концепция Национального фонда», определившего тему конференции.«Прозрачность деятельности Национального фонда оставляет желать лучшего», - отмечает Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан. «Отчеты о поступлениях и использовании Национального фонда публикуются в слишком обобщенной форме, не раскрывается информация о внешних управляющих средствами Фонда, не публикуются результаты ежегодного аудита. Отсутствие четкой политики информирования общественности приводит к тому, что большинство казахстанцев имеют самое смутное представление о Фонде».«Парламент должен иметь право знакомиться с аудиторским заключением по Национальному фонду, утверждать перечень плательщиков в Национальный фонд и годовой отчет. Кроме того, следует создать из числа представителей Правительства, Парламента и гражданского общества Консультативный совет, который бы занимался выработкой рекомендаций по управлению Фондом и осуществлял контроль над его деятельностью», - предлагает М. Махмутова. По мнению Фонда Сорос-Казахстан, являющегося членом Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», чтобы Национальный фонд успешно работал на благо и нынешнего, и будущего поколений страны, Правительству необходимо прислушаться к рекомендациям казахстанских экспертов. Представители гражданского общества настаивают на создании Консультативного совета, в составе которого они смогут представить интересы общественности и добиваться прозрачного, подотчетного и эффективного управления Национальным фондом страны.

 

 

Заключение

 

Согласно Правилам Фонд расходуется, во-первых, для “компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора”. На деле эти затраты минимальны и исчисляются несколькими миллионами долларов в год. Во-вторых, Фонд расходуется: “в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые президентом Республики Казахстан”. Как мы видим, здесь приоритет главы государства над народом, от имени которого он руководит страной, и над парламентом, в котором собраны представители народа, приобрел абсолютное выражение. Поэтому пункты Правил, касающиеся размещения средств фонда “в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода” и о том, что “фонд не может использоваться для кредитования частных и государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств” вызывают горький смех. И все таки наш национальный фонд хоть немного и поддержал экономику страны, но экономический кризис до сих пор бушует в стране, оставляя желать лучшего. Т.к. у людей нет денег на достойное существование, началась и продолжается безработица, приостановление деятельности предприятий, банков, у людей нет средств на обыденные вещи и это очень угнетает. Будем надеется, что из данной ситуации найдется достойный выход.

 

 

Список использованной литературы

 

[1]. Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" (функционирование Национального фонда Республики Казахстан)

[2]. Указ Президента от 29 января 2001 года №543

[3]. Указ №402 от 2000 года

[4]. http://www.allbest.ru/

[5]. Стратегия развития акционерного общества «Фонд национального 
благосостояния «Самрук-Қазына» на 2012-2022 годы (от от 14 сентября 2012 года № 1202 )

6]. Информационно-аналитический портал АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» http://sk.kz/

[7].  http://newskaz.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Становление и развитие Фонда Национального благосостояния Республики Казахстан