Сущность бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Сущность бюджетного процесса и его стадии…………..................……4

1.1.Сущность бюджетного процесса………………………………………..4

1.2.Стадии бюджетного процесса………………………………………….. 7

2.Участники бюджетного процесса и их полномочия…………………….14

2.1.Состав участников бюджетного процесса ……………………………14

2.2.Полномочия участников бюджетного процесса………………………17

Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Фин право.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

    Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят  и направляют в Комитет по бюджету  заключения о принятии или отклонения законопроекта, а также предложения  по предмету первого чтения. На их основании  Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления  Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.

    По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете принимается  постановление  Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете и об основных характеристиках  федерального бюджета.

    Во  втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации  расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ. Субъекты права законодательной  инициативы направляют в Комитет  по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает  и вносит в Госдуму проект постановления  о принятии федерального закона о  федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в  согласительную комиссию.

    Государственная Дума рассматривает проект закона о  бюджете в третьем чтении в  течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

    Субъекты  права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который  в течении 10 дней проводит экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводиться Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают.

    В четвертом чтении Госдума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете в течении 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течении пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.

    После одобрения Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении.

    Третья  стадия - стадия исполнения бюджета

    Бюджеты всех уровней бюджетной системы  РФ исполняются органами Казначейства  на основе принципа единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих  доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов с  единого бюджетного счета.

    На  основании бюджетных росписей главных  распорядителей бюджетных средств  орган, ответственный за составление  проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись  в течение 15 дней после утверждения  бюджета. Сводная бюджетная роспись  утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке  и не позднее 17 дней после утверждения  бюджета направляется в орган, исполняющий  бюджет. Одновременно сводная бюджетная  роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

    Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает  перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета; распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов. Исполнением доходной части бюджета занимаются непосредственно Государственная налоговая служба и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет и его органы  - они осуществляют сбор налогов и иных платежей в бюджет. 

    Исполнение  бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.8

 

    Четвертая стадия - стадия утверждения отчета об исполнении бюджета

    Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

    В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета  в целом и бюджета каждого  внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по доходам  и расходам. Главные распорядители  бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

    В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение  о том, что ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона. Счетная  палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную  Думу. Государственная Дума рассматривает  представленный Правительством отчет  после получения заключения Счетной  палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

    Государственная Дума принимает одно из следующих  решений:

    - об утверждении отчета об исполнении  федерального бюджета или 

    - об отклонении отчета об исполнении  федерального бюджета.9

 

2.Участники бюджетного процесса и их полномочия

    2.1.Состав участников бюджетного процесса

    В соответствии с п. 1 ст. 151 БК РФ система  органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает в себя три группы органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

- Финансовые органы. В составе финансовых органов выделяются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, налоговые органы РФ и т.д. Помимо названных органов в систему финансовых органов РФ, для выполнения отдельных бюджетных полномочий могут быть включены иные федеральные органы исполнительной власти. На уровне субъектов РФ, муниципального образования действуют территориальные органы федеральных министерств и ведомств, а также специализированные финансовые органы, учрежденные в соответствии с законами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления для выполнения отдельных бюджетных полномочий (п. 6,7 ст. 151 БК РФ).

-   Единственным органом денежно-кредитного регулирования законодателем назван Центробанк РФ (п. 3 ст. 151 БК РФ). Статус ЦБР как органа денежно-кредитного регулирования РФ подробно регламентирован в Законе о Центральном банке РФ. В рамках денежно-кредитной политики ЦБР осуществляет процентную политику, политику минимальных резервов, политику открытого рынка, проводит рефинансирование, валютное регулирование, а также устанавливает прямые количественные ограничения. Важно отметить, что правовой статус ЦБР включает также рассмотрение его в качестве самостоятельного звена банковской системы РФ. Именно в связи с этим ЦБР одновременно обладает полномочиями государственного органа исполнительной власти и полномочиями кредитной организации.

-  Органы государственного (муниципального) финансового контроля:  Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Иными словами, это органы специальной компетенции, созданные для проведения финансового контроля в отдельных областях бюджетной деятельности либо на различных этапах бюджетного процесса. К числу таких органов относятся также Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство и т.п.

    Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент России;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

    Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов (ст. 152 БК РФ).

    Получатель  бюджетных средств - это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета;

    Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

    Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

    Администратор источников финансирования дефицита бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

    Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета. 
 
 
 
 
 

    2.2. Полномочия участников  бюджетного процесса.

    В БК РФ на основе принципа разделения властей  определены основные полномочия законодательных (представительных) органов РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований  в области бюджетного процесса. При  этом все бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов основаны на их исключительном праве принимать законы и иные нормативно-правовые акты. Исходя из данной исключительной возможности, законодательные (представительные) органы принимают на рассмотрение и утверждают в форме закона (иного нормативного акта) бюджеты на предстоящий финансовый год. Такому же рассмотрению и утверждению в форме закона (иного нормативного акта) подлежат отчеты об исполнении бюджета по итогам истекшего финансового года. Кроме того, путем издания законов (иных нормативных актов) органы законодательной (представительной) власти могут определить правовой статус различных органов, обладающих бюджетными полномочиями.

    Все бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов в равной мере распространяются как на федеральные  бюджеты, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты, так и на бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Информация о работе Сущность бюджетного процесса