Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается именно в том, что длящийся переломный для российской экономики момент отсутствует конструктивная и системно организованная финансовая система, кроме того, в государственной политике в данной сфере еще больше проблем и различных подходов к их разрешению.

Соответственно целью работы является концептуальное и взаимосвязанное рассмотрение сущности финансов, финансовой системы и проблем финансовой политики на современном этапе развития экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи:

◦Необходимо привести определение и охарактеризовать содержание финансов, как экономической категории, как отдельной стороны жизнедеятельности общества.
◦Необходимо раскрыть сущностные и организационные характеристики финансовой системы и ее специфику в РФ.
◦Необходимо определить обще содержание финансовой политики, ее эволюцию, существующие в данной связи проблемы, а так же охарактеризовать стратегические перспективы их разрешения и дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5

1.1. Понятие финансов 5

1.2. Функции финансов 9

Глава 2. Финансовая система. Финансовая политика 14

2.1. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность 14

2.2. Расходы бюджетов и методы их финансирования 18

2.3. Стратегия финансовой политики в начале XXI в: тенденции и проблемы 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Финансовая система. Несколько NEW.doc

— 243.50 Кб (Скачать)
 

     Из  приведенной таблицы видно, что  наиболее крупной статьей расходов федерального бюджета России в 2006 г. является финансовая помощь бюджетам других уровней - 30,5% от общей суммы расходов.

     Наибольший  удельный вес в ее структуре (58,3%) имеет передача средств государственным внебюджетным фондам.

     Это связано с тем, что в доходы федерального бюджета зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. 36,2% от объема средств, передаваемых другим уровням бюджетной системы составляет финансовая помощь бюджетам других уровней.

     Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2006 год был утвержден в сумме 173,2 млрд. руб.; Фонд компенсаций - 47,0 млрд. руб.; Фонд софинансирования социальных расходов - 5,0 млрд. руб. Второй по значимости расходной статьей является национальная оборона - 14,7% от суммы расходов федерального бюджета. Далее следует обслуживание государственного и муниципального долга - 11,8%, в составе которого около 80% составляют расходы на обслуживание внешнего долга.

     Следует обратить внимание на разницу понятий  “обслуживание” и “погашение долга”. Обслуживание государственного долга - это статья включающая выплату процентов, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам и т.д. Она относится к текущим расходам бюджета.

     Погашение основной суммы долга отражается в бюджете иначе, это вид капитальных расходов.

     По  закону о бюджете на 2006 год на погашение государственного долга РФ должны быть направлены средства профицита бюджета в сумме 51,4 млрд.                       руб5. 

     2.3. Стратегия финансовой политики  в начале XXI в: тенденции и проблемы 

     Анализ  основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и неоправдавших  себя финансовых инструментов позволяет                       выделить следующие стратегические линии современной финансовой                политики.

  • Обеспечение единства целей и инструментов финансовой                                      политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного                         уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно                          решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой                   политики.
  • Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без понимания этого и без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократических систем.
  • Успешная реализация названных выше стратегических линий происходит в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле. Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой                            политики стало укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач - превращение рубля в сильную валюту. Нужно постепенно уйти от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую, бартерную, взаимозачетную и стоящую особняком никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом, неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.
  • Для товарного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи: умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат. Мы не разделяем мнение тех экономистов, которые предлагают заморозить развитие этого комплекса, ввести его в русло суженного воспроизводства; существенное повышение в 2-3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала; развитие авиационной и автомобильной промышленности на основе новых технологий, с привлечением иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, в заключение курсовой работы сделаем  основные выводы.

     Финансы (от лат. financia — наличность, доход) —  обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

     Финансовая  система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

     Финансовая  политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной власти.

     Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, "живет" в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Минналогслужбы, Минэкономики, Федеральная комиссия по валютному контролю. Пенсионный фонд и т.д.).

     Важной  компонентой приведенного определения  является положение, что финансовая политика - это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность.

     У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы,  фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью6.

     На  практике это может быть формальная связь, не дающая результатов.

     В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики, ВВП и доходов в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов.

     Чаще  низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.

     В заключение отметим, что в целом  для сложившейся законодательной  базы, регулирующей банковскую деятельность, можно выделить три группы противоречий:

  • между действующей нормативной базой и современным уровнем развития финансового рынка;
  • внутри самой законодательной базы между различными документами;
  • между законодательной базой и другими нормативными актами.

     Несовершенство  банковского законодательства - одна из главных причин, сдерживающих процесс становления отечественной банковской системы.

     Исходной  базой совершенствования банковского  законодательства должна быть концепция  экономической реформы России. Однако такая общепринятая концепция еще не выработана. Существующее противостояние и несогласованность позиций по данному вопросу как официальных структур власти, так и финансовых и промышленных кругов России мешают объективному обсуждению проблем, а значит, созданию обоснованной концепции и экономической реформы, совершенствованию банковского законодательства.

     Список  использованной литературы: 

  1. Бюджетный кодекс РФ. // Справочная правовая система  ГАРАНТ.
  2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./М. В. Романовский и др./Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевкой. –М.: Юрайт, 2000.
  4. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. Изд. 4-е. -М.: ИНФРА-М., 2003.
  5. Современная экономика. Под. ред. О. Ю. Мамедов. -Ростов на Дону, 1998.
  6. Статьи распределения средств бюджета РФ в 2006 г.//Финансы, № 8, 2006.
  7. Финансовая система России./ Коллектив авторов. –М.: Финансы и кредит, 2005.
  8. Финансы./Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. –М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  9. Финансы./Под ред. Л. А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2004.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит (учебник)/Под ред. проф. Л.А.Дробозина. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система