Формирование навыков монологической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение научных основ и методики формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, а также установления видов учебной деятельности по развитию навыков монологической речи.
Задачи исследования:
1) изучить и систематизировать информацию по видам речевой деятельности;
2) раскрыть понятие монологической речи в методике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1.Теоретические основы обучения монологической речи ..……………...5
1.1. Виды речевой деятельности………………………………………….5
1.2. Понятие монологическая речь……………………………………….7
1.3. Особенности формирования монологической речи………………..10
§ 2. Практические навыки формирование монологической речи……….14
2.1. Упражнения по обучению монологической речи на базе текста….15
2.2. Упражнения по обучению монологической речи на ситуативной основе……………………………………………………………………………18
2.3. Работа с письменным образцом монологической речи (письмом, стенографическим текстом устного сообщения)……………………………...23
2.4. Работа с устным (звуковым) образцом монологической речи (фоно- и видеозаписью)………………………………………………………………….25
2.5 Примерные задания по формированию монологического высказывания……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Осиповппа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Методика обучения языку  должна обеспечить обучение всем видам  монологической речи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) пересказать текст,  сделать описание, сообщение на  заданную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно  раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность  своих суждений, включая в свою  речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений [Маслыко 2001: 70].

Следует сказать, что  монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. На этапе совершенствования монологических умений по опорам (текст, наглядность, ситуация, комментирование картинок) монологическая речь приобретает подлинно коммуникативный характер. [Соловова 2002: 177].

 

    1. Особенности формирования монологической речи.

Обучение монологической речи проходит в три этапа.

На первом - вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков  быстрого и безошибочного пользования  фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи-высказывания, хоровой и условно-куммуникативной.

На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих  цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.

Третий этап направлен  на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания [Филатов 2003: 245].

Существуют два разнонаправленных, взаимодополняющих подхода (пути) к обучению иноязычному говорению: «снизу вверх» и «сверху вниз».

Путь «сверху вниз»  представляет собой путь овладения  целостными актами общения, образцами речевых произведений. Формирование навыков и умений говорения начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, который рассматривается в качестве эталона для построения подобных ему текстов. Затем происходит варьирование лексического наполнения образца, отработка элементов и самостоятельное порождение аналогичных высказываний. Можно предлагать следующие задания:

    • Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
    • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
    • Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, с помощью которых автор описывает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.
    • Доказать, что …
    • Определить основную идею текста.
    • Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.
    • Рассказать текст от лица главного героя (наблюдателя, журналиста и т.д.).
    • Придумать другой конец.

Данный путь имеет  целый ряд преимуществ. Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю нужно  только использовать ее для порождения речевых высказываний учащихся и частично видоизменять ее с помощью речевых установок и упражнений. Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения. В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу [Иванова 2008: 49].

Путь «снизу вверх» намечает путь от последовательного, систематичного овладения отдельными речевыми действиями (отдельными высказываниями) разного уровня к их последующему комбинированию, объединению. В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами монологической речи в итоге приводят к умению самостоятельно участвовать в речевом общении – порождать связные высказывания в устной и письменной форме.

Данный путь может  быть выбран учителем:

    1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения не могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.
    2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме достаточно высок. В данном случае монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках, что предполагает использование межпредметных связей [Бим 1988: 128].

Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:

    • У учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);
    • Уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;
    • В речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.);
    • Учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, композицией речи) [Гез1982: 257].

Опоры в развитии навыков  монологической речи бывают языковые, речевые и содержательные. Последние  подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются в зависимости от конкретных условий обучения:

    • Возраст и уровень общей образованности учащихся.
    • Уровень владения языком всего класса и отдельных учеников.
    • Особенности речевой ситуации.
    • Характер речевого задания/степень понимания речевой задачи всеми участниками общения.
    • Индивидуальные особенности личности обучаемых [Соловова 2002: 174].

 

 

 

 

 

§ 2. Практические навыки формирование монологической речи

Целью обучения монологической речи является формирование речевых  монологических умений:

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно  раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность  своих суждений, включая в свою  речь элементы рассуждения, аргументации [Верещагина 988: 18].

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.

При определении видов  монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

  1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение)
  2. связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания
  3. объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложений
  4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества)
  5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность [Леонтьев1969: 125].

Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по:

  1. видам опор: - по наглядности - речевой ситуации - теме - мотивам темы - тексту (прочитанному или воспринятому на слух);
  2. по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение) [ Ляховицкий 1981: 17].

      Далее мы представляем систему упражнений по формированию умений монологической речи в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения основываясь на методике Маслыко Е.А.,  а также примерные задания по формированию монологического высказывания по “путям сверху и снизу”.

 

2.1. Упражнения  по обучению монологической речи на базе текста.

  1. Определите тематическую принадлежность текста
  2. Скажите, кому адресован текст
  3. Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение  или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).
  5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен  текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.
  6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
  7. Ответьте на вопросы к тексту.
  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
  10. Сформулируйте главную мысль текста.
  11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
  12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
  13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
  14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
  20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
  22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.
  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.
  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.
  28. Отметьте известную вам и новую  информацию в тексте.
  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
  30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.
  31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
  32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .
  33. Скажите, что вы знаете о … ,  используя план, данный на доске.
  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.
  35. Составьте план к рассказу о … ,  используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … ,  чтобы не нарушить логику изложения.
  36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам  и событиям.
  38. Скажите, как бы поступил персонаж А, если бы персонаж Б поступил бы следующим образом: ….
  39. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой текста).
  40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
  41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
  43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  44. перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
  46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
  47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
  48. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
  49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых  материалов для определенной ситуации общения.
  50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения, дискуссии, пресс-конференции, “круглого стола”).

 

 

2.2. Упражнения  по обучению монологической речи на ситуативной основе

    1. Уровень фразы
  1. Послушайте предложение и повторите его вслух.
  1. Покажите предмет и назовите его.
  2. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.
  3. Прочтите предложение и продолжите выраженную в нем мысль.
  4. Назовите свои действия.
  5. Назовите действия других.
  6. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  7. Прослушайте утверждения и отвергните неверные.
  8. прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
  9. Возразите преподавателю.
  10. Выслушайте просьбу товарища, выполните указанное действие и назовите его.
  11. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность; назовите свои действия.
  12. Расширьте предложения, данные на карточках.
  13. Опишите картинки.
  14. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.
  15. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.
  16. Скажите, что вы сделали то же.
  17. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.
  18. Приведите контраргументы.
  19. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить свое мнение, возразить, обратить внимание).
  20. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  21. скажите, что вы пришли к определенному выводу ( заключению).
  22. скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы … .
  23. Скажите, что собеседнику следует (не следует) делать.
  24. Поблагодарите друзей за внимание ( помощь, доброжелательность, гостеприимство).
  25. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.
  26. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.
  27. Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.
  28. Спросите, понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию, выводы).
  29. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.
  30. Попросите товарищей учесть, что … .
  31. Попросите проанализировать факты.
  32. Предположите свое решение.
  33. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).
  34. Сошлитесь на авторитеты, источник.
  35. Сделайте вывод (заключение).
  36. Дайте оценку поступка персонажа (своего товарища).
  37. Ответьте на реакцию собеседников.
  38. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.
  39. Сошлитесь на собственную информированность, осведомленность.
  40. Сошлитесь на осведомленность слушателей.
  41. Перефразируйте, прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
  42. Обратитесь с вопросом к собеседнику.
  43. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.
  44. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать (в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).

Информация о работе Формирование навыков монологической речи