Память в обучении английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день человек узнаёт много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Все, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» ею мозга.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений так называемых представления памяти.

Содержание

Введение 3
Глава I. Память как основа психической деятельности 7
§1. Память и ее значение. Ассоциации 7
§2. Индивидуальные особенности памяти. Типологические особенности памяти 10
Глава II. Память в обучении иностранным языкам 13
§1. Запоминание слов 13
§2. Сложности запоминания слов на иностранном языке и методики улучшения их запоминания 21
§3. Алгоритм запоминания текста на иностранном языке при чтении 26
§4. Эксперимент по определению действенности изложенных методов развития памяти при изучении иностранных языков 28
Заключение 30
Литература 32

Работа содержит 1 файл

Память в обучении иностранным языкам (Word 2007).docx

— 112.46 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Агентство по образованию РФ

 

 

Елецкий государственный университет

  им. И. А. Бунина

Факультет иностранных языков

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Память в обучении английскому языку

 

 

Курсовая работа

студентки группы ИН-32

Меркуловой Екатерины.

 

 

 

 

Проверила:

канд. пед. наук

Будякова Т. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Елец - 2007

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Память как основа психической деятельности 7

§1. Память и ее значение. Ассоциации 7

§2. Индивидуальные особенности памяти. Типологические особенности памяти 10

Глава II. Память в обучении иностранным языкам 13

§1. Запоминание слов 13

§2. Сложности запоминания слов на иностранном языке и методики улучшения их запоминания 21

§3. Алгоритм запоминания текста на иностранном языке при чтении 26

§4. Эксперимент по определению действенности изложенных методов развития памяти при изучении иностранных языков 28

Заключение 30

Литература 32

Приложение 1. Метод «полиглот» 35

Приложение 2. Пример методики запоминания иностранного слова 40

Приложение 3. Технология «English-Память» 43

 

Введение

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день человек узнаёт много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Все, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» ею мозга.

Образы предметов  и явлений,  которые  возникают в  мозгу  в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений так называемых представления памяти.

Представления памяти - это образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимаем раньше, а сейчас воспроизводим мысленно.

Представления могут быть мысленные и слуховые (представления человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т.д.), обонятельные (мы можем представить себе, т.е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, мандарина), вкусовые (представить вкусовые ощущения от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные. Представления в памяти в отличии от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного   ранее   опыта.  

Памятью   называют   воспоминание,   сохранение   и воспроизведение индивидом его опыта. Она включает навыки, созданные обучением, образные воспоминания и механизм узнавания. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем-есть следствие способности мозга  запоминать   и   сохранять   в   памяти   образы,   мысли,   пережитые   чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, еще указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия представлялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши ЗУН, без чего немыслимы, ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине.

Проблемой улучшения памяти занимались многие ученые с давних пор. Августин признавал Память одной из главнейших способностей души, наряду с Рассудком и Волей. Ему принадлежит одно из самых поэтических описаний работы памяти, которые имеются в истории культуры. Если, выразить идеи Спинозы о памяти и мышлении на психологическом языке, то можно сказать, что именно Спиноза создал положение об интеллектуализации психических функций.

Л.С. Выготский развил идеи интеллектуализации памяти и других психических функций, он проявил разумную осторожность и не растворил память в интеллекте. В 80-х годах XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз, изучая память, предложил приём, с помощью которого, как он считал, было возможно исследовать законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые запоминания и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго.

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза, проводились и исследования других ученых. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психических больных. Другой известный немецкий ученый-психолог Г.Э. Мюллер осуществлял фундамент исследования основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Память – основа психологической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человеку необходимо как можно больше знать о нашей памяти. В центре нашего исследования находится процесс памяти и способы улучшения техники запоминания слов, фраз и текстов на иностранном языке.

Целью данной работы является исследования методов запоминания при изучении иностранных языков.

В данной работе мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить память, как основу психической деятельности.
  2. Определить     основные     методы     запоминания     и      индивидуальные особенности.
  3. Определить методы запоминания слов и фраз при изучении иностранных языков.
  4. Составить алгоритм запоминания текстов на иностранном языке.
  5. Изучить на практике результативность методов и алгоритмов, описанных в курсовой работе.
  6. Провести   констатирующий   эксперимент   для   выявления   действенности применяемых методов.

Гипотезой     настоящего     исследования     является     предположение,     что использование специальных методов и алгоритмов запоминания слов, фраз и текстов на иностранном языке значительно улучшаем процесс запоминания, что повышает эффективность изучения иностранных языков в целом.

 

Глава I. Память как основа психической деятельности

§1. Память и ее значение. Ассоциации

 

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. 1

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):

Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. 2

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного ее запаса. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.

 

 

 

§2. Индивидуальные особенности памяти. Типологические особенности памяти

 

Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

    • быстротой запоминания,
    • прочностью сохранения,
    • точностью воспроизведения
    • так называемой готовностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.3

Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.

Тип памяти определяет  то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).4

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности.  В то же время  тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Информация о работе Память в обучении английскому языку