Проектная деятельность учителя и учащихся в учебном процессе на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:52, статья

Описание работы

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку. Это обусловлено тем, что в основе метода проектов лежит принцип развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Задача учителя - организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом

Работа содержит 1 файл

статья.docx

— 27.90 Кб (Скачать)

    Проектная деятельность учителя  и учащихся в учебном процессе на уроках иностранного языка.

    Шохоева Е.Н.

    Учитель английского языка

    Лингвистическая гимназия №3 

    Проектная методика находит все более широкое  применение при обучении учащихся иностранному языку. Это обусловлено тем, что в основе метода проектов лежит принцип развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Задача учителя - организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.

    Считается, что проектное обучение — это полезная альтернатива классно-урочной системе. Специалисты же из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, предлагают использовать его как дополнение к традиционным видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения личностного и академического роста. Известно, что проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным. В первом случае он гармонично вписывается в классно-урочную систему.

    А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму  обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему»1.

    Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления  и отработки навыков решения  учебных задач.

    Для того чтобы создать условия для  эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности необходимо провести подготовительную работу. Обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Также, учащемуся понадобятся сформированные, до определённой степени, специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

    Основной  формой работы на уроке является групповая  работа. Поэтому, метод обучения в сотрудничестве является базисным при разработке проекта. Чтобы понять идею обучения в сотрудничестве необходимо обратиться к пониманию слова "ошибка". Из своего опыта, могу утверждать, что ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, т.е. ошибки - это индикатор того, нуждается ли ученик в дополнительной практике. Ее нельзя рассматривать, как нежелание ученика работать, как его неспособность к обучению. Такой путь приводит в тупик. Следовательно, учитель обязан предоставить ученикам возможность этой практики, причем в таком объеме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере. Хорошо если в группе дети с одинаковой подготовкой, но, как правило, дети приходят в школу с разной степенью подготовленности. Метод обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему. Согласно этому методу предполагается, что оказание помощи «слабым» ученикам дети в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе этого метода. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация. При подготовке к очередному уроку по своему предмету я выделяю одно, два задания, требующие определенных действий со стороны учащихся, ориентирую это задание в зависимости от поставленной цели. В каждой группе есть «сильный», «средний» или «слабый» ученики. Оптимальное количество детей в группе – два или три человека. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка. Итак, для достижения положительного результата при использовании метода обучения в сотрудничестве, я придерживаюсь следующих требований:

  1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
  2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные.
  3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется помощь.

    Но  как бы ни был ученик мотивирован  и как бы ни хотел высказаться, прочесть что-то, т. е. выполнить задание, он должен, прежде всего, знать, как выполняется то или иное задание, уметь его выполнять. Это значит, что учеников с самых первых дней надо учить выполнять разные виды заданий, учить учиться. Чем лучше ученик будет выполнять задания, тем успешнее он овладеет материалом, тем быстрее достигнет цели. Из своих наблюдений, могу утверждать, что большинство «слабых» учеников отстают в учении из-за низкого уровня владения навыками учебной деятельности. Что бы научить детей этой деятельности, я использую специальные памятки. Памятка — это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное задание. Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым заданием. Ученик (сначала под руководством учителя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы. Далее используется метод обучения в сотрудничестве, т.е. дети помогают друг - другу контролировать ход действий пока памятка не становится лишней.

    Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Особенно эффективен - метод моделирования высказываний. Этот метод отличается от использования общеизвестных логико-синтаксических схем тем, что дети сами, на основе разговорного текста, выстраивают содержание и логику своего высказывания. Этот метод я начала использовать уже в первом классе, когда дети еще не умели читать и писать. Дети рисовали кроки (схематическое изображение человека, животного или предмета), затем выстраивали их в логическом порядке и рассказывали о своей семье, о домашнем питомце, о любимой игрушке, о своем друге и т.д. Сейчас дети выполняют более сложные задания. Например, учащимся предлагается рассказать об отношении к спорту членов их семей, используя слова always, and, sometimes, but.

    Следующий метод – это метод работы с модулем. Модуль - это особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися2. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий. Учить работать с модулем лучше начинать непосредственно на уроке, когда ученик может сразу обратиться за помощью к учителю. Приведу пример самостоятельной работы учащихся с модулем на уроках английского языка в 5-х классах. В УМК Верещагиной И.Н. на изучение темы «The English Year» отводится 10 уроков. Разговорные тексты этого цикла уроков знакомят детей с традициями английских праздников. Их лексическое и грамматическое наполнение позволяло объединить весь учебный материал в модуль. Перед детьми была поставлена задача, создать календарь английских праздников. Были даны письменные инструкции для самостоятельной работы учащихся.

Образец инструкции: «Задание: сделать календарь  английских праздников.

1 шаг – прочитать тексты «The English Year I», «The English Year II»,

 «The English Year III», «The English Year IV»;

2 шаг - Ответить на вопросы упражнения 10, на стр. 115;

3 шаг – Узнать историю празднования Дня благодарения; выяснить, кто были святой Патрик и святой Валентин;

4 шаг – Приготовить 12 альбомных листов, по одному для праздника, используя карандаши или фломастеры написать дату празднования каждого праздника на отдельном листе;

5 шаг – Простым карандашом выписать на лист с датой праздника слова, обозначающие атрибуты этого праздника. «День благодарения». Жареная индейка, тыквенный пирог, овощи, фрукты, цветы, стол, семья.

6 шаг – Каждое слово или словосочетание на листе заменить иллюстрацией (наклеив или нарисовав картинку, стереть запись, сделанную карандашом);

7 шаг – Объяснить, что обозначают картинки на календарном листе».

        Первый лист календаря, посвященный  празднованию Рождества, был сделан  на уроке. Во время работы  дети четко выполняли задания  инструкции. Детям понравился и  сам ход работы, и результат.  Тем самым был снят страх  и неуверенность перед самостоятельной работой.

        Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая  у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.

         В качестве примера хочу привести работу над проектом в 7 б классе. Уже в самом начале работы над темой “Проблемы окружающей среды” была запланирована работа по созданию агитационного плаката «Help save the planet», которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. На эту работу было отведено 11 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по подтемам и озаглавить каждую. Например, “Загрязнение воды”, “Загрязнение атмосферы”, “Климатические изменения”, “Деятельность человека, губительная для окружающей среды”. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, дети изучали все аспекты проблемы. Далее, дети объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и каковы ее последствия. На каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем, они обменивались полученной информацией. Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в проекте. В итоге, из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения. После завершения работы над этим проектом, дети выразили желание сделать новый проект, потому что чтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превратилось в интересный творческий процесс. Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов стала неотъемлемой частью учебного процесса.

         Организация работы над учебным проектом предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности. Поэтому, на каждом уроке необходимо стремиться открывать и развивать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. В процессе работы нельзя забывать о воспитании школьника. Помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно. Учить выявлять связи между предметами, событиями и явлениями, формировать навыки самостоятельного решения проблем. Учить добывать информацию, а не получать ее в готовом виде. Обучать школьников умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию.

    В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Информация о работе Проектная деятельность учителя и учащихся в учебном процессе на уроках иностранного языка