Роль наглядности в формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить возможность и необходимость использования наглядности при формировании грамматических навыков и апробировать использование наглядности на уроках грамматики английского языка.
Задачи исследования:
- Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме.
- Выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи.
- Изучить формы наглядности и выявить условия влияния наглядности на формирование грамматических навыков учащихся средней ступени на уроках английского языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка………………………………………….7
1.1. Классификация наглядности и область ее применения в процессе обучения иностранным языкам………………………………………………………………...7
1.2. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка………………………………………………………………….15
1.3. Методические особенности формирования грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………………………….18
Выводы ………………………………………………………………………..……27
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………..…29
2.1. Изучение опыта работы учителей иностранного языка по формированию грамматических навыков при помощи наглядности посредством сети Интернет…………………………………………………………………………….29
2.2. Опыт применения наглядности на уроке английского языка в 8 классе с целью формирования грамматических навыков…………………………………33
Выводы ……………………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..…..36
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)


39

 

Министерство образования Нижегородской области

ГОУ СПО «Городецкий педагогический колледж»

 

 

 

Специальность 050303

«Иностранный язык»

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Предмет: Теория и методика преподавания английского языка

 

 

 

Тема: Роль наглядности в формировании грамматических навыков

 

 

 

Тимофеева Яна

Александровна

Студентка 403 группы

Руководитель: Каштанова

Галина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Городец

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка………………………………………….7

1.1. Классификация наглядности и область ее применения в процессе обучения иностранным языкам………………………………………………………………...7

1.2. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка………………………………………………………………….15

1.3. Методические особенности формирования грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………………………….18

Выводы ………………………………………………………………………..……27

Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………..…29

2.1. Изучение опыта работы учителей иностранного языка по формированию грамматических навыков при помощи наглядности посредством сети Интернет…………………………………………………………………………….29

2.2. Опыт применения наглядности на уроке английского языка в 8 классе с целью формирования грамматических навыков…………………………………33

Выводы ……………………………………………………………………………..34

Заключение ……………………………………………………………………..…..36

Список литературы…………………………………………………………….…...38

Приложения…………………………………………………………………………40

 

 

              Введение

 

 

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками, как средством международного общения. Изучение иностранных языков предусматривает овладение такими аспектами как грамматика, фонетика, письменная и устная речью. Вопрос о роли и месте грамматики в обучении иностранным языкам относится к числу наиболее обсуждаемых и решался в истории методи­ки самым противоречивым образом. Одни методисты считали, что изу­чить иностранный язык можно, только через грамматику, она являлась отправным пунктом и целью обучения. Другие были убеждены, что грамматикой вообще не стоит заниматься, и исключили ее из программы. Это проти­воречие вызвано различным пониманием термина "грамматика". [11, 20]

Слово "грамматика" многозначно. В лингвистике выделяют два его значения:

      грамматика - грамматический строй языка, т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку. Носитель языка владеет грам­матическим строем интуитивно, а осмысливает его в школе;

      грамматика - теория языка, определенный раздел языкознания, ко­торый обобщает наши знания о грамматическом строе языка, "совокупность правил о том, как надо слова соединять в предложения". [11, 20]

Без владения грамматикой в первом значении слова не может быть речевого общения. Грамматика является "объективной действительнос­тью, управляющей нашей речью. Грамматические закономерности форми­руют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону". [11, 20]

В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Место грамматики в овладении иностранным языком определяются целями обучения. Основной целью обучения иноязычной грамматике в средней школе яв­ляется практическая или коммуникативная, которая заключается в формировании у учащихся грамматических речевых и языковых навыков как компонентов речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. [3, 47]

Понимание и практическое владение грамматическими реалиями вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений. Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухим заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

Прежде всего, стоит запомнить, что английский язык отличается от родного языка. Поэтому грамматика, предназначенная для обучения иностранному языку, ни в коем случае не может полагаться на языковое чутьё и должна соответственно содержать эксплицитные правила образования и употребления грамматических форм и структур иностранного языка.  При обучении грамматике английского языка возникают проблемы с осмыслением того или иного явления, например, артикля или большого количества времен. [18, a]

Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Наглядность является одним из эффективных средств формирования положительной мотивации. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие “наглядность” неотделимо от понятия “мышление”, оба они взаимосвязаны. Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д. Применение наглядного материала, безусловно, мобилизует активность психики уче­ника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспри­нимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь про­цесс обучения. Как показывает практика, многочисленные наблюдения, далеко не все учителя имеют ясное представление о том, как организовывать применение наглядности на уроке так, чтобы повысить качество усвоения материала, в каких случаях применение наглядности обосновано и полезно, а в каких нецелесообразно, а иногда даже и вредно.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования грамматических навыков на уроках английского языка при помощи наглядности.

Настоящая работа представляет собой описание стратегии функционально-направленного обучения грамматической стороне речи. В работе также даётся обоснование ведущей роли использования наглядности в достижении цели практического владения иностранным языком, а также языковой компетенции и её составляющей части - грамматики.

Объект исследования: функциональное применение наглядности при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку.

Предмет исследования: грамматика и грамматические явления английского языка.

Цель исследования: изучить возможность и необходимость использования наглядности при формировании грамматических навыков и апробировать использование наглядности на уроках грамматики английского языка.

Задачи исследования:

- Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме.

- Выявить методические особенности обучения грамматической стороне иноязычной речи.

- Изучить формы наглядности и выявить условия влияния наглядности на формирование грамматических навыков учащихся средней ступени  на уроках английского языка.

- Изучить и описать педагогический опыт учителей английского языка по использованию наглядности в обучении грамматике.

- Разработать фрагменты урока по формированию грамматических навыков с помощью наглядности и апробировать их на уроке английского языка.

Методы исследования: анализ научной литературы, синтез и обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретические аспекты использования наглядности при обучении грамматики на уроках английского языка

 

 

1.1. Классификация наглядности и область ее применения в процессе обучения иностранному языку

 

 

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Термин “принцип” (лат. principium) обозначает “основа, начало”. [16, 377] Отсюда принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. [4, 139] Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения. [10, 59] Г.В. Рогова считает, что наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в ее понимании, усвоении и использовании. [12, 94]

Одним из важнейших принципов обучения, введенным чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670), является принцип наглядности, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им “золотое правило” гласит: все видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, т.е. требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов. [7, 44] Дистервег, отвечая на вопрос о том, как люди достигают знаний, отмечал: никаким другим путем, кроме как путем наглядности. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель.

Ж.-Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. Но, как указывает В.И. Загвязинский, принцип наглядности далеко не исчерпывается “золотым правилом” дидактики. Он требует верного соотношения между конкретным и абстрактным и поэтому включает переход от чувственно-конкретного, в освоении которого широко используется естественная и изобразительная наглядность, к абстрактному, в освоении которого существенна роль условной, схематической и символической наглядности, а также противоположный переход от абстрактного к конкретному. [6, 69]

Наглядность в методике обучения языкам создает условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.

Для реализации принципа наглядности в обучении иностранным языкам предусмотрена широкая номенклатура средств обучения, которые должны быть сосредоточены в кабинете иностранных языков, где проводятся занятия. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. [1, 57]

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I Языковая наглядность.

II Неязыковая наглядность.

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и другое) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и другое).

  К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают:

1.          Слуховую.

2.          Зрительную.

3.          Двигательно-моторную.

  В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1.          Презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде).

2.          Уточнение знания языкового явления.

3.          Создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования наглядных пособий, соответствующих современному уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что, в свою очередь, зависит от применения учителем широкого комплекса наглядных пособий.

Информация о работе Роль наглядности в формировании грамматических навыков