Рождество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Новый год и Рождество, пожалуй, самые главные праздники в мире. В новой Европе нет стран более близких России, чем Германия. Эти страны объединяет давняя история сотрудничества и общения.
Это исследование является актуальным, т.к. на основе анализа этих праздников мы сможем понять, в чем выражалось многолетнее взаимодействие.
В данной работе мы рассмотрим традиции и обычаи проведения Нового года и Рождества в России и Германии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Рождество ……………………………………………………….4
История Рождества………………………………………………..4
Рождество в Германии: традиции и обычаи……………………..6
Глава 2 Новый год ……………………………………………………...12
История Нового года в России…………………………………..12
Традиции и обычаи…………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

без картинок.doc

— 134.00 Кб (Скачать)


Оглавление

№ страницы

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1 Рождество ……………………………………………………….4

  1. История Рождества………………………………………………..4
  2. Рождество в Германии: традиции и обычаи……………………..6

Глава 2 Новый год ……………………………………………………...12

  1. История Нового года в России…………………………………..12
  2. Традиции и обычаи…………………………………………….…24

Заключение………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………...27

Введение

Новый год и Рождество, пожалуй, самые главные праздники в мире. В новой Европе нет стран более близких России, чем Германия. Эти страны объединяет давняя история сотрудничества и общения.

Это исследование является актуальным, т.к. на основе анализа этих праздников мы сможем понять, в чем выражалось многолетнее взаимодействие.

В данной работе мы рассмотрим традиции и обычаи проведения Нового года и Рождества в России и Германии.

Объектом данной работы являются особенности и характеристика национальной культуры Германии и России.

Предметом работы является специфика Нового года и Рождества с точки зрения территориальных, этических и культурных аспектов.

Цель работы заключается в описании этих праздников и определении их культурно-исторической роли в развитии стран.

Задачи работы состоят в следующем:

       собрать и проанализировать основные источники, посвященные данной теме;

       определить особенности Рождества в Германии и Нового года в России, а также их значение в культуре стран.

Для проведения данного исследования были использованы следующие материалы: лингвострановедческий словарь, статьи, авторами которых являются люди, знающие все особенности исследуемых праздников.

В данной работе использовались следующие определения и понятия: символ Рождества Германии, календарь Адвента, венок Адвента, Старый Новый год, Новогодняя елка, Рождественская ель и многие другие.

Глава 1

Рождество

Параграф 1

Из истории Рождества

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа.

В ранней церкви вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.

Празднованию Рождества Христова в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

День 24 декабря носит название Рождественский сочельник или Вигилия. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня— «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества. В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью, Месса на заре и Месса днём, имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января [http://ru.wikipedia.org].

Параграф 2

Рождество в Германии: традиции и обычаи

Рождество – один из важнейших праздников Германии (наряду с Пасхой и Троицей). Рождество или Святая Ночь (Weihnachten) в Германии проходит спокойно, в кругу семьи. Традиционно в этот день принято одеваться в красные и тёмно-зелёные цвета. Для украшения улиц и домов используются в основном красные и золотые цвета.

Главные символы Рождества в Германии - ёлка и рождественский фестиваль (Weihnachtsfest). С ноября (11 числа 11 месяца в 11 часов 11 минут) и до самого кануна Рождества вся Германия веселится на главных площадях городов и присматривает подарки на рождественских ярмарках. Лучшей в Германии считается Нюрнбергская ярмарка. Там нет пластиковых гирлянд и «коммерческой музыки» - всё исключительно натуральное. Каждый город имеет собственные обычаи, но по всей стране атрибутами праздника являются сувенирные щелкунчики, жареные каштаны, печёные яблоки, имбирные пряники и Lebkuchen - орехово-имбирный пирог в шоколаде. На рождественских ярмарках продают глинтвейн - горячее красное вино со специями, которое готовят в кафе или на улицах на открытом огне. Немецкий глинтвейн может быть и слабым, и крепким - с добавлением коньяка, рома и крепких настоек на травах. Другой горячительный рождественский напиток - «огненный зуб». В большом чане готовится пунш, над ним устанавливается большой сахарный «зуб», пропитанный ромом, поджигается и, плавясь, стекает жидким пламенем в пунш, где продолжает гореть[http://shkolazhizni.ru].

Раньше в Европе было принято поститься до Рождества, сейчас этот обычай сохранился только в Православной церкви. В Германии и некоторых других католически странах остался лишь отголосок поста - календарь Адвента («Adventskalender»). Первоначально этот календарь состоял из 24 маленьких окошек, которые по одному открывали каждый день вплоть до Рождества и находили за ними картинки на библейские темы. Сегодня такие календари очень любимы детьми, потому что скрывают в себе фигурки из шоколада или конфеты.

В первое воскресенье Адвента, в ознаменование его начала, множество семей в Германии делают «Adventskranz» («венок Адвента»). Обычно «Adventskranz» делается из ветвей вечнозеленых деревьев и украшается красно-зелеными лентами, сосновыми шишками и четырьмя свечами - по одной на каждую неделю Адвента. Семьи, придерживающиеся религиозных традиций, собираются каждое воскресенье вокруг венка, чтобы освятить следующую свечу и петь рождественские гимны. В прошлом это имело еще большее значение, поскольку рождественская елка выставлялась на всеобщее обозрение только в Сочельник. До этого времени праздничную обстановку и аромат хвои обеспечивал «Adventskranz»[http://www.vesveter.ru].

Первое упоминание о рождественской елке («Tannenbaum») было записано в 1605 в Страсбурге, и гласило, что «...люди ставят рождественские елки в их комнатах ...». Елочные украшения того времени представляли собой «розы, сделанные из цветной бумаги, яблок, вафель, фольги, сахара». Однако рождественская елка как традиция появилась только к середине XVI века, когда первая баллада о «Tannenbaum» появилась в печати. К XIX веку традиция распространилась по всей Германии, пересекла немецкие границы и достигла Соединенных Штатов.

Для украшения рождественских елей немцы используют различные елочные украшения, орехи, леденцы и свечи. Когда использовались настоящие свечи, следовало следить за безопасностью - не давать свечам гореть слишком долго и не оставлять их без присмотра. Широко распространено убеждение, что первым, кто поставил свечи на рождественскую елку, был Мартин Лютер. Идя однажды домой зимним вечером и составляя проповедь, он испытал благоговейный трепет перед видом бриллиантовых звезд, мерцающих сквозь кроны деревьев. Чтобы показать красоту этой картины своей семье, он поставил в главной комнате елку и уставил ее ветви зажженными свечами. Сейчас свечи практически повсеместно заменены электрическими лампочками.

В некоторых частях Германии существует другая рождественская традиция: 26-го декабря посещать семьи друзей и расхваливать их рождественские елки. Немцы называют это «Christbaumloben» («Хвала рождественской елке»). Обычно вы звоните в дверь, и когда вам открывают и впускают внутрь, вы смотрите на елку и говорите: «Хорошее дерево!» («Ein schoener Baum!»).

Почему люди делают такие странные вещи? Все очень просто: тот, кто хвалит елку, по традиции получает стакан алкогольного напитка, главным образом своего рода бренди. Посетители, получив напиток, обычно остаются на некоторое время - поговорить, поесть печенья и похвалить елку еще раз: «ОЧЕНЬ хорошее дерево!».

Празднество в канун Рождества (24 декабря) начинается после обмена подарками. На рождественский стол в Германии принято подавать рыбу (карпа или лосося) - древний символ христианства - и богатое разнообразие закусок. В канун Рождества также угощаются домашним печеньем, пирогом и игристым вином. Традиционно для «святого ужина» готовилось 7 или 9 блюд, предпочтение отдавалось семенам, злакам и прочим продуктам, которые олицетворяют новую жизнь: икра, яйца, мак, бобы, горох, пшеница. Пшеничной каше на молоке с маслом и мёдом приписывали магические свойства. Кстати, есть мнение, что поговорка «мало каши ел» означает небольшое количество лет, а значит, и небольшое количество рождественских каш.[http://shkolazhizni.ru]

Основным рождественским блюдом в Германии, как и во многих других странах, считается гусь. С середины ноября (после праздника Святого Мартина, который тоже отмечается блюдом из гуся) немецкие фермеры стараются посильнее раскормить своих гусей, чтобы подороже их продать перед Рождеством. Для рождественских блюд используются птицы, которых держали в тесных вольерах. Их мясо нежнее, чем у тех, которым позволяется пастись свободно. На Рождество гуся фаршируют, запекают и подают с винным соусом. Каждый ресторан и каждая семья имеют свои рецепты приготовления рождественского гуся; самый распространённый способ - запекание гуся с яблоками и черносливом. Следующий по популярности - жареный гусь с клёцками.

Альтернативой или дополнением к рождественскому фаршированному гусю в Германии считается свинина с квашеной капустой. Считается, что это блюдо приносит здоровье и счастье в будущем году. К главному блюду обычно подаётся гарнир (картофель или овощи) и овощной салат. В некоторых районах Германии с недавнего времени принято подавать к рождественскому столу мясное фондю; в некоторых - белую колбасу или сыр.

Как и всё немецкое, рождественская кухня в Германии добротна и подчинена строгим правилам. Земли Германии дарят человеку продукты высокого качества, которые в сочетании с точной рецептурой, передаваемой из поколения в поколение, дают простые, но сытные и удивительно красивые блюда. Многие рождественские рецепты сохранились в Германии в неизменном виде со времён средневековья и язычества. В дохристианскую эпоху германские народы праздновали зимнее солнцестояние, приходящееся примерно на то же время, что и Рождество. Неудивительно, что многие древние праздничные блюда перешли в разряд «рождественских» и приобрели новый смысл, не изменив рецептуры.

Немецкая рождественская выпечка появилась как дары языческим богам, которых старались задобрить имбирными пряниками, марципаном, кексами и фруктовыми пирогами. На рождественский стол обязательно подаётся большое блюдо с орехами, яблоками и пирогами, испечёнными за неделю. Эти угощения глубоко символичны: яблоко напоминает о дереве познания добра и зла; орехи в скорлупе означают преодоление трудностей на пути к тайнам жизни.

В 14 веке неизвестный повар из Дрездена придумал штоллен (Christstollen) - рождественский пирог, напоминающий младенца в пелёнке. В состав этого пирога входят изюм, миндаль, ром, цедра апельсина и различные пряности: ваниль, анис, корица. Сверху пирог обильно посыпается сахарной пудрой. Штоллен принято есть в первый день Рождества и в течение нескольких дней после него. Он имеет сухую плотную структуру и густой аромат. Прелесть этого пирога в том, что он становится ещё вкуснее на следующий день и идеально подходит к утреннему кофе. В современной Германии рождественский штоллен - символ праздника и «визитная карточка» рождественских ярмарок. Перед Рождеством, каждый раз в разных городах проводится Праздник штоллена. В 2000 году был изготовлен самый большой штоллен - 4200 кг.

Другое типично немецкое рождественское украшение стола - пряничный домик - появилось в 18 веке. Примерно в то же время появился и яблочный штрудель, вытеснивший ранние виды обрядовой выпечки на востоке Германии[Архипкина 2004:149].

Сегодня печь пряники в Германии начинают с начала декабря. Сладостями украшают ёлку; их принято дарить друг другу перед Рождеством. Дети в Германии верят, что вкусные подарки им приносит младенец Христос, и называют их «Христовыми узелками». Многие немецкие хозяйки радуют своих детей разнообразием рождественских пряников: ёлками, гномами, звездочками и другими забавными фигурками с разными вкусами. Чтобы соорудить пряничный домик, необходимо провести на кухне не один час, поэтому дети с удовольствием наблюдают за процессом и помогают по мере сил.

Информация о работе Рождество