Символика цвета в различных культурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные
стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;
желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если
день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?
Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.
Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5
1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5
1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7
1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9
ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11
2.1. ИНДИЯ....................................................................11
2.2. КИТАЙ....................................................................12
ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ И ЕГИПТА 14
ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА............................................17
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА................................................19
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23
7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ.................................................24
7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28
ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК........................................................29
8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ......

Работа содержит 1 файл

Символика цвета в различных культурах.docx

— 66.67 Кб (Скачать)

Реферат: Символика  цвета в различных культурах 

Государственный комитет  российской федерации

                                 По рыболовству                                

                     Мурманский государственный технический                    

                                   университет                                  

                                                               Кафедра философии

                      Символика цвета в различных  культурах                     

     Выполнил: 

ст. гр. Бэ-131 Цейтлина А.Л.

Проверил: 

Келлер Г.С. 
 

    

Мурманск

 

2003

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ  У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ....................................5

1.1. БЕЛЫЙ.....................................................................5

1.2. ЧЕРНЫЙ....................................................................7

1.3. КРАСНЫЙ...................................................................9

ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА  В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ...........................11

2.1. ИНДИЯ....................................................................11

2.2. КИТАЙ....................................................................12

ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ

АЗИИ И ЕГИПТА       14

ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ...........................................................15

ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ........................................................17

5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ  ХРИСТИАНСТВА............................................17

5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА  ИСЛАМА................................................19

ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС............................................................21

ГЛАВА 7. ФОРМЫ И  СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ..................23

7.1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ  Й.В. ГЕТЕ.................................................24

7.2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ  В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ.................................28

ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ  ВЕК........................................................29

8.1. "ЯЗЫК КРАСОК" В.КАНДИНСКОГО..............................................30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ...............................................34

      

ВВЕДЕНИЕ 

Многие из нас  в детстве развлекались тем, что  прикладывали к глазам цветные

стеклышки: вот синее  стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным;

желтое - непроизвольно  хочется улыбнуться, все кажется  праздничным, даже если

день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времен И. Ньютона  цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.

Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная  наука

доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее  при воздействии

на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно

объективно зависит  от характеристик преломления, отражения  и поглощения

световых волн тех  сред и поверхностей предметов, которые  находятся между

источником излучения  и глазом человека, а также в  поле его зрения.

Субъективно человек  может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо

воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные  аспекты цветового зрения

изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией

цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о  нем, какие ассоциации

он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не

интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не

означает, что нет  таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы

интерес. Однако для  большинства из них они являются второстепенными

(этнография, психология  эмоций, цветоведение и т.д.).

Наука, для которой  они могут считаться основными, называется, может быть не

совсем удачно, психологией  цвета. Ее предметом являются взаимосвязи  цвета и

психики. В сферу  ее интересов входят влияние цвета  на психическую

деятельность человека, объективация посредством цвета  психических процессов и

состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

На сегодняшний  день цветовая психология - эмпирическая наука. Одним из

главных препятствий  на пути создания научной теории взаимосвязи  цвета и

психики является недостаточная  степень систематизации и обобщения  накопленных

фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография

является попыткой преодолеть это препятствие.

Проблема цветового  символизма является одной из центральных  при изучении

взаимосвязей между  цветом и психикой. Происхождение  цветового символа, его

содержание, отношение  к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей,

межкультурные различия в цветовой символике – вот  одни из главных вопросов

этой проблемы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом

качестве используются так называемые "основные цвета", к которым, обычно,

относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот

список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести

жесткие критерии, позволяющие  отнести тот или иной цвет к  «основным», либо

нет, не увенчались успехом. Содержание понятия "основной цвет" далеко не

однозначно.

Можно выделить три  основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е.

изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового

символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом

цветового символа  является цветовое сочетание, содержащее два и большее число

цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме

значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и  формы представляет собой

третий тип цветового  символа - символика цветных форм, причем, как

абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так  и

конкретных физических предметов, например, символика драгоценных  камней.

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и

языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и

литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом  современных языков,

причем, многие из них  возникли сравнительно недавно (например, «синий

чулок»).

Цветовая символика  имеет древнейшее происхождение, возникнув  в те времена,

когда человек научился добывать, и использовать природные  краски. С тех пор

цветовой символизм  прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас,

во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает

утилитарное отношение  к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм  самым тесным образом был

связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических,

сакральных, божественных сил, а в определенных случаях  и как само божество.

Само деление магии  на "белую" и "черную" свидетельствует  о важнейшей роли

цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном  сознании людей,

особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические,

исторические и  этнографические исследования мистические  представления

человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

    

ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ  У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего  встречаются три цвета -

белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод  об особой роли этих

цветов в жизни  древних людей. Как подчеркивают различные исследователи,

преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью  их добычи.

Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением  магических обрядов

первобытных народов  современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д.

Особая заслуга  здесь принадлежит английскому  этнографу В. Тэрнеру (1983),

собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у

первобытных народов, в частности, африканского племени  Ндембу.

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени,

позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех "основных"

цветов в жизни  первобытного человека.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который

ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки)

следующие.

    

1.1. БЕЛЫЙ 

1. Благо;

2. источник сил  и здоровья;

3. чистота;

4. безбедность;

5. сила;

6. отсутствие неудач, слез, смерти;

7. главенство или  власть;

8. встреча с духами  предков;

9. жизнь, здоровье;

10. зачатие или  рождение ребенка;

11. охотничья доблесть;

12. щедрость;

13. поминание духов  предков;

14. дружелюбие;

15. поедание пищи;

16. размножение;

17. явность для  глаза (ясность, открытость, доступность);

18. возмужание или  созревание;

19. омовение;

20. отсутствие насмешек.

Среди приведенных  значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В

целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных  народов, как

древности, так и  современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных  людей, в

которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия

злых духов и  божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых.

Наиболее важными  из этих ритуалов были ритуалы, посвященные  рождению,

инициации, браку  и смерти.

Остановимся более  подробно на роли белого в ритуале  похорон. Белый цвет для

древних не имел отрицательных  значений, и тем более, не являлся  символом

смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования  в данном ритуале?

Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и

смертей. Умерший  член племени не считался исчезнувшим  без следа, окончательно

Информация о работе Символика цвета в различных культурах