Теории происхождения языка Язык и письменность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 01:50, реферат

Описание работы

Вопросом о происхождении языка люди интересовались с глубокой древности. Этот вопрос остается одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании. Языки, существующие сегодня на земле, находятся уже на высоком уровне развития. А происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Поэтому все теории происхождения языка являются гипотетическими.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
Гипотезы о происхождении языка ………………………………………… 4

2.1. Религиозные теории ………………………………………………………. 4

2.2. Первые опыты и научные гипотезы ……………………………………... 5

2.2.1. Античные гипотезы …………………………………………………….. 6

2.2.2. Гипотезы нового времени ……………………………………………… 7

2.2.3. Язык животных ………………………………………………………… 10

2.2.4. Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка ……………………………………………………………... 11

2.2.5. О роли жестов и пантомимы при возникновении человеческой речи ………………………………………………………………………………….. 12

2.2.6. Дети, жившие самостоятельно вне человеческого общества ………. 12
Письменность …………………………………………………………...… 15

3.1. Узелковая письменность ……………………………………………….. 16

3.2. Пиктограмма ……………………………………………………………... 16

3.3. Иероглифы ……………………………………………………………….. 17

3.4. Алфавит …………………………………………………………………... 18
Заключение ………………………………………………………………... 20
Список литературы ……………………………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

Теории происхождения языка Язык и письменность.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

CoolReferat.com 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: Теории происхождения языка. Язык и письменность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Выполнил  студент:
 
 
  ФИО, группа
 
подпись
 
Руководитель:
 
 
  ученое звание, ФИО
 
оценка, дата
 
подпись
 
 
 
 
 
 

2010 
 

    Содержание.

  1. Введение …………………………………………………………………….. 3
  2. Гипотезы о происхождении языка ………………………………………… 4

    2.1. Религиозные  теории ………………………………………………………. 4

    2.2. Первые  опыты и научные гипотезы ……………………………………... 5

    2.2.1. Античные гипотезы …………………………………………………….. 6

    2.2.2. Гипотезы нового времени ……………………………………………… 7

    2.2.3. Язык животных ………………………………………………………… 10

    2.2.4. Производственная деятельность  как основа происхождения человека, общества и языка ……………………………………………………………... 11

    2.2.5. О роли жестов и пантомимы  при возникновении человеческой речи ………………………………………………………………………………….. 12

    2.2.6. Дети, жившие самостоятельно вне человеческого общества ………. 12

  1. Письменность …………………………………………………………...… 15

      3.1. Узелковая письменность ……………………………………………….. 16

    3.2. Пиктограмма ……………………………………………………………... 16

    3.3. Иероглифы ……………………………………………………………….. 17

    3.4. Алфавит …………………………………………………………………... 18

  1. Заключение ………………………………………………………………... 20
  2. Список литературы ……………………………………………………….. 21
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение.

    Вопросом  о происхождении языка люди интересовались с глубокой древности. Этот вопрос остается одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании. Языки, существующие сегодня на земле, находятся уже на высоком уровне развития. А происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Поэтому все теории происхождения языка являются гипотетическими.

    Эта проблема давно занимает человечество с того времени, как человек осознал  себя в качестве единственного на Земле существа, обладающего даром  речи. Образование человеческой речи происходило, по мнению одних ученых 1,5 млн., по мнению других – 2,5 млн. лет тому назад.

    Было  создано много теорий, пытающихся объяснить, как же люди создали язык, что послужило причиной возникновения  языка? Существует более 500 различных  теорий происхождения языка. Их можно группировать по разным признакам: по материалу первичной речи, т.е. по тому, на каком материале, по мнению ученых, создавался язык; по факторам, вызвавшим появление языка, т.е. потому, какие причины считают главными, обусловившими появление речи; по различению подхода к условиям возникновения языка – создавался ли язык у отдельных индивидов или в коллективе и т.д.

    В существующих теориях происхождения  языка условно можно выделить два подхода к решению это  проблемы: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некой активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, кто создал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек, общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?

    Наибольшее  число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые  вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызвал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.  
 
 
 
 
 
 
 

    2. Гипотезы о происхождении языка.

    Существует  ряд гипотез о происхождении  языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. 

    2.1. Религиозные теории.

    Язык  был создан Богом, богами или божественными  мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

    Согласно  индийским ведам (XX век до н.э.), главный  бог дал имена другим богам, а  имена вещам дали святые мудрецы  при помощи главного бога. В Упанишадах, религиозных текстах X века до н.э. говорится  о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

    Во  второй главе Библии (Ветхий завет) говорится:

    «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». (Бытие, 2, 15-22).

    Согласно  Корану Адам был сотворен Аллахом  из праха и «звучащей глины». Вдохнув  в Адама жизнь, Аллах научил его  именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами» (тридцать вторая сура «Поклонение» (аяты 6-7))

    Однако  позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков:

    На  всей земле был один язык и одно наречие… «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, 11, 5-9).

    Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному:

    «В  начале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

    В Деяниях Апостолов (части Нового Завета) описывается событие, произошедшее с апостолами, из которого следует  связь языка с Божественным:

    «При  наступлении дня Пятидесятницы  все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

    День  Пятидесятницы, или Троицын день заслуживает того, чтобы кроме своего религиозного значения стать Днем Лингвиста или Переводчика. 

    2.2. Первые опыты и научные гипотезы.

    Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения  языка.

    Когда Псамметих [663-610 до н.э.] вступил на престол, он стал собирать сведения о том, какие люди самые древни. Царь велел отдать двоих новорожденных младенцев (от простых родителей) пастуху на воспитание среди стада [коз]. По приказу царя никто не должен был произносить в их присутствии ни одного слова. Младенцев поместили в отдельной пустой хижине, куда в определенное время пастух приводил коз и, напоив детей молоком, делал все прочее, что необходимо. Так поступал Псамметих и отдавал такие приказания, желая услышать, какое первое слово сорвется с уст младенцев после невнятного детского лепета. Повеление царя было исполнено. Так пастух действовал по приказу царя в течение двух лет. Однажды, когда он открыл дверь и вошел в хижину, оба младенца пали к его ногами, протягивая ручонки, произносили слово «бекос». Когда же сам Псамметих также услышал это слово, то велел расспросить, какой народ и что именно называет словом «бекос», и узнал, что так фригийцы называют хлеб. Отсюда египтяне заключили, что фригийцы еще древнее их самих. Эллины же передают при этом, что еще много вздорных рассказов, будто Псамметих велел вырезать нескольким женщинам языки и затем отдал им младенцев на воспитание. (Геродот. История, 2, 2).

    Это был первый в истории лингвистический  эксперимент, за которым последовали и другие, не всегда столь жестокие, хотя в I веке н.э. Квинтилиан, римский учитель риторики, уже заявлял, что «по сделанному опыту воспитывать детей в пустынях немыми кормилицами доказано, что дети сии, хотя произносили некоторые слова, но говорить связно не могли».

    Этот  эксперимент повторяли в XIII веке германский император Фридрих II (дети умерли), а в XVI веке Джеймс IV Шотландский (дети заговорили на древнееврейском - очевидно чистота опыта не была соблюдена) и хан Джелаладдин Акбар, властитель империи Моголов в Индии (дети заговорили жестами). 

    2.2.1. Античные гипотезы.

    Основы  современных теорий происхождения  языка заложили древнегреческие  философы. По взглядам на происхождение  языка они разделились на две  научные школы - сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».

    Фюсей.

    Сторонники  природного происхождения названий предметов (цхуей - греч. по природе), в  частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

    Тесей.

    Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми (иеуей - греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.

    Сторонники  тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон даже называл своих рабов союзами  и частицами (напр., «Но ведь»), чтобы  подтвердить свою правоту.

    На  это сторонники фюсей ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.

    Платон  в своем диалоге «Кратил», названном  по имени сторонника фюсей, который  спорил с Гермогеном, приверженцем тесей, предложил компромиссный  вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит имя плохо установлено или искажено обычаем.

Информация о работе Теории происхождения языка Язык и письменность