Типология упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого учебного предмета является ведущим средством обучения, так как именно на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения. Главной коммуникативной целью, является формирование умений учащихся владеть тактиками решения типовых задач в актуальных сферах общения. Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Проблема типологии упражнений становится в центре внимания методистов. Люди, изучающие иностранные языки открывают для себя возможность найти общий язык с иностранцами. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики. Типология упражнений методике строится с учетом целей и задач, структуры и вида речевой деятельности, аспекта языка, характера материала и способа выполнения.
Объект исследования: Процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования: Типология упражнений
Цель исследования: Усвоение определенного навыка, либо конкретного умения при выполнении упражнения.
Задача исследования:
1) Анализ методической литературы по теме исследования.
2) Исследовать типологию упражнений иностранного языка
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

   - Описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой;

   - Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;

   - Объяснение на иностранном языке заголовка;

   - Пересказ (близкий к тесту, пересказ- реферат, пересказ- резюме);

   - Составление плана прослушанного рассказа;

    Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

   - Аргументированных ответов на вопросы;

   - Проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

   - Проведение ролевых игр или викторин;

   - Проведение дискуссии или диспута;

   - Беседа за круглым столом и др.

    Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

   - Придумывание заголовка и его обоснования;

   - Описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

   - Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

   - Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

   - Определение и обоснование квинтэссенции высказывания;

   - Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д);

   - Оценки прослушанного или прочитанного;

   - Составление кратких объявлений и текстов открыток.

       Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильным по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.    

   2.2.Типология упражнения для обучения аудированию 

        Эффективность упражнений для частично управляемого обучения аудированию зависит от повторяемости  отдельных приемов, что крайне важно для начального этапа, вовлечение наряду со слуховым других анализаторов, особенно зрительного. Устойчивого внимания и наличия творческой, прогнозирующей мыслительной деятельности. В результате выполнения упражнений этой группы происходит определенное «привыкание» к условиям предъявления текстов, настройка на заданный режим слушания, устойчивая работоспособность. Что касается визуальных опор, то их использование следует рассматривать, не только как элемент управления, но и как средство индивидуализации обучения.

   В процессе овладения аудированием младшие  школьники учатся:

   - Различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка;

   - Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;

   - Воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;

   - Понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся материале;

   - Понимать с опорой на наглядность и языковую догадку основное содержание несложных сказок, детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников.

   1.Упражнения для частично управляемого обучения аудирования.

   - Ознакомьтесь с картиной/ серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/ серии рисунков;

   - Ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные на доске;

   - Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/ пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;

   - Прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте. Дополните подзаголовки;

   - Прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т.д) и основную тему;

   - Ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;

   - Прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/ описание, согласуя его с заключительным рисунком;

   - Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;

   - Прослушайте монологический текст – описание, дайте развернутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/ написанные на доске и т.д. 

   2.Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

   - Прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/ составьте план;

   - Прослушайте фрагмент кинофильма/ радиоигры, проиграйте эту сценку;

   - Прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;

   - Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

   - Прослушайте сообщения учащихся заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;

   - Прослушайте описание ситуации/ совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/ на рисунке и др.

   3.Упражнение для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:

   - Прослушайте текст, составьте аннотацию/ тезисы;

   - Прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;

   - Сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященный аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку;

   - Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/ не ново;

   - Укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;

   - Прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;

   - Прослушайте текст, составьте рецензию га него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.

   Если  группа речевых упражнений 1 предназначается  для создания ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки  с содержанием, пользоваться синонимическими  заменами и видоизменять структурно – композиционную характеристику аудиотекста, то упражнения групп 2 и 3 связаны с  расширением, развертыванием информации, с сопоставлением, и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Процесс расширения информации, как, впрочем, и ее компрессии, связан с  высокой  степенью умственной активности, требует хорошего знания языка и эрудиции. Эти упражнения дают возможность проверить не только полноту понимания, но и глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Упражнения этих групп, связанные, как видно из приведенных примеров, с привлечением новых фактов и сведений, отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    

   При овладении иностранной речью  в рамках средней общеобразовательной  школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным  языком. Исходя из теоретической и практической части курсовой работы, можно сказать о том, что различные типы упражнении на уроках иностранного языка помогают учащимся более углубленно усвоить иностранный язык.  Упражнения следует проводить в устной и форме, а на дом задавать те же упражнения, но в письменной форме. Устных упражнений должно быть больше. Не стоить давать на дом заведомо трудные упражнения, которые вызовут ошибки. Упражнения должны составлять систему. Выполнение действия должно быть целесообразным, т.е. соответствовать и заданным целям, и природе явления. Последовательность упражнения должно соответствовать стадиям становления навыков и умений (от имитативных упражнений к самостоятельному продуцированию по какому- либо стимулу). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список использованной литературы:

  1. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев, 1980. – 247с.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – 4-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2007. – 336 с.
  3.   Е.А. Маслыко,  П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие . – 5-е изд., стереотип., Минск, 1999. – 522с.  
  4. Иностранные языки в школе №2, 2002.
  5. Леонтьева А.А Общая методика обучения иностранным языкам : Хрестоматия. Сост.. –М.: Рус.яз., 1991. – 360с.
  6. Комков И.Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков. – Минск, 1986. – 208с.
  7. Колкер Я.М,  Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева .    Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие . – М: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
  8. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы). М., 1970
  9.   Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. - М., 1980. – 160с.
  10. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М., 1967
  11. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам / Пер. с англ. М.,1989

    12. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 1983

  1. Солова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н Солова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2005.- 239 с.
  2. Фокина К.В. Методика преподавания  иностранного языка : конспект лекций,  Л.Н.Тернова, Н.В.Костычева. – М.: Высшее образование, 2008. – 158 с.
  3. Шатилов Ф.С. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Л., 1977. – 295с.
  4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподователей и студентов. 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 480 с.
  5. http://www.translate-pro.ru/stati-o-perevode/tipologiya-uprazhneniy-ispolzuemyih-na-nachalnom-etape-obucheniya-perevodu.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение1 

   Учебные игры для интенсификации обучения аудированию   

   При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение  в  играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет  сделать  учебный процесс  более привлекательным и интересным,  и  трудности,  возникающие  при  обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью .

   Данные  игры могут помочь достижению следующих  целей аудирования:

   1) научить учащихся понимать смысл  однократного высказывания;

   2) научить выделять главное   в потоке информации;

   3) научить учащихся распознавать  отдельные  речевые  образцы   и  сочетания слов в потоке речи;

   4) развивать слуховую память учащихся;

   5) развивать слуховую реакцию.

   Ряд аудитивных игр целесообразно проводить  с помощью  магнитофона.  При  этом неплохо, если запись текста для  игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создаёт  дополнительные  трудности  восприятия  речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность  тренировки.  Важно только,  чтобы  и  магнитофонная  запись  и  речь  учителя  звучали   в  естественном темпе и предъявлялись  неоднократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл.  Для достижения перечисленных целей  могут быть использованы следующие игры: 

Информация о работе Типология упражнений