Арабский мир: роль Саудовской Аравии в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:33, реферат

Описание работы

Целью является: анализ проблем и перспектив развития арабского мира, и роль Саудовской Аравии в регионе.
Для решения этой цели, нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности арабского мира;
Проанализировать «Арабскую весну»;
Рассмотреть роль Саудовской Аравии в регионе;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Арабский мир и его особенности………………………………………..5
Арабская весна…………………………………………………………....9
Роль Саудовской Аравии в регионе……………………………………12
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Факультет МЭ и МО

                                                                                                              Кафедра МЭО

 

Реферат

по дисциплине:

 Политическая и экономическая география зарубежных стран

по теме: «Арабский мир: роль Саудовской Аравии в регионе».

 

 

 

 

 

                            Выполнила: Степченкова Д. А.

    Студентка 1 курса, группа МО - 111(б)

  Проверила: к.ф.н., доцент Пащенко Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Арабский мир и его особенности………………………………………..5
  2. Арабская весна…………………………………………………………....9
  3. Роль Саудовской Аравии в регионе……………………………………12

Заключение…………………………………………………………………..16

     Список литературы………………………………………………………….17

     Приложение 1………………………………………………………………..19

 

  

ВВЕДЕНИЕ

 

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек, что делает его второй по площади после России геолингвистической единицей в мире.1

В последние годы в отечественной  и зарубежной печати немало написано об ускорении темпов экономического роста ряда арабских стран, благодаря рациональному использованию многократно возросших поступлений от вывоза их главного природного богатства - нефти. Доходы от поставок нефти в главные индустриальные центры современного мира - Западную Европу, Японию, а также, в меньшей степени, в США открыли перед арабскими экспортерами богатые возможности эффективно решать многие трудные социально-экономические, а с ними и политические проблемы. В ряде этих стран появились крупные нефтеперерабатывающие и другие промышленные комплексы, оснащенные по последнему слову техники. Все это еще более определяет актуальность темы.

Целью является: анализ проблем  и перспектив развития арабского мира, и роль Саудовской Аравии в регионе.

Для решения этой цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности арабского мира;
  2. Проанализировать «Арабскую весну»;
  3. Рассмотреть роль Саудовской Аравии в регионе;

Объект исследования –  арабский мир.

Предмет исследования - особенности арабского мира и роль Саудовской Аравии в регионе. Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

 

  1. Арабский мир и его особенности

 

Арабский мир территориально "компактен и непрерывен": на обширном пространстве, протянувшемся от Персидского залива через районы Юго-Западной Азии и Северной Африки до Атлантического побережья (см. приложение 1). Арабы, независимо от страны проживания, считают себя принадлежащими к единой нации.2 Народы, здесь проживающие, используют в качестве средства общения арабский язык, но его региональные диалекты столь существенно различаются, что алжирец, к примеру, с большим трудом может понять сирийца. Главная религия арабов - ислам, но они исповедуют и христианство. К тому же мусульмане разделены на суннитов и шиитов, вражда между которыми имеет многовековую историю.3 Арабский национализм ("аль-каумийя аль-арабийя") как идейное течение возникшее в начале ХХ столетия. Становление его идеологии происходило под активнейшим воздействием идей арабского Просвещения, восходившего в своих идейных истоках к Просвещению европейскому. Арабское Просвещение, развивавшееся преимущественно в двух ареалах - египетском и великосирийском, которые занимали особое торгово-экономическое, историко-культурное и политическое положение в рамках Османской империи, - питалось непосредственными культурными контактами с основными европейскими державами. Понятие "арабизм" стало главной идейной предтечей арабской национальной идеи. Дело в том, что для общественного сознания цивилизационных центров того, что сегодня входит в понятие "арабский мир", вплоть до эпохи арабского Просвещения вовсе не было характерно отождествлять себя с арабами вообще, несмотря на то, что сами идейные носители этого сознания могли иметь арабское происхождение.

В начале XX века арабский мир  состоял из крайне отсталых аграрных стран, находившихся в разной степени  колониальной зависимости от западноевропейских держав и Османской империи. Различия между отдельными арабскими странами заключались лишь в степени отсталости. Преобладающим укладом был феодальный, наряду с которым сохранялись  пережитки рабовладельческих и  родоплеменных производственных отношений. Появлявшиеся промышленные предприятия  были предназначены для первичной  обработки сельскохозяйственного  сырья и для обслуживания потребностей колониальных войск. Принадлежали они  в подавляющем большинстве случаев  иностранному капиталу. Арабская национальная буржуазия и элементы капиталистического уклада в экономике только начинали появляться.

На протяжении XX столетия три важнейших события оказали  огромное воздействие на последующее  развитие каждой из арабских стран, причем не только социально-политическое, но и экономическое: 1) первая мировая война и ее последствия; 2) вторая мировая война и ее результаты; 3) достижение государственной самостоятельности.

В 1995 году в арабских странах  проживали 242,5 млн. человек, что составляло 4,2% населения мира, и производили 1,6% мирового валового внутреннего продукта. По ВВП на душу населения первое место в 1995 г. в арабском мире занимали ОАЭ (17 693 долл), сохраняющие за собой лидерство на протяжении уже многих лет: второе место - Кувейт (15 731 долл), третье - Катар (13 888 долл). От 5 тыс. до 10 тыс. долл. на душу населения имели Оман, Саудовская Аравия и Бахрейн, от 3 тыс. до 5 тыс. долл. - Ливия, Сирия и Ливан, от 1 тыс. до 2 тыс. - Алжир, Иордания, Марокко, Тунис. Менее 1 тыс. долл. на душу населения приходилось в Йемене, Мавритании, Судане, находящихся на экономическом дне арабского мира. 4

Крупнейшим производителем среди арабских стран в 1995 г. была Саудовская Аравия, ВВП которой в  объеме 126 млрд. долл. дал более четверти (27,8%) совокупного ВВП всех арабских стран. Однако это было меньше, чем  ВВП маленькой европейской и  тоже нефтяной страны - Норвегии, составивший  в том же году 146,1 млрд. долл. При  этом население Норвегии (4,3 млн. человек) было более чем в четыре раза меньше населения Саудовской Аравии, а душевой  доход норвежцев в том же году был более чем в четыре раза выше (33 740 долл), чем саудовцев. 5

Арабские народы объединены общностью языка (арабского) и исторической судьбы, поскольку население нынешних арабских стран входило в Средние  века в состав Арабского халифата, а в период новой истории арабские территории, кроме Марокко, являлись частью Османской империи. В эпоху  колониализма эти территории стали  объектом европейской экспансии  и испытывали на себе различные формы  английского, французского, испанского и итальянского влияния. Но более всего специфика арабского мира проявляется в его культуре и традициях. Столкновение арабо-мусульманского мира с Западом во второй половине XIX в. привел к формированию арабской интеллигенции, ставшей родоначальницей осознания арабами своей самобытности, их отличия от турок. Они видели эту самобытность, прежде всего, в арабской литературе, арабском языке, общеарабской истории и проявляли повышенный интерес к прошлому и настоящему арабских стран. Так зарождалась идея арабского единства, ставшего в конце первой половины ХХ в. одной из основ арабского национализма.

В сфере идеологии ислам  практически для всех стран арабского  региона оказывается силой противостояния влиянию Запада. Однако, по уровню и характеру модернизации арабские страны не схожи и делятся на три группы: 1) среднеразвитые страны с наибольшим уровнем модернизации. Сюда входят Марокко, Тунис и Алжир в Магрибе, Ливан, Сирия, Палестина, Иордания; 2)богатые развивающиеся страны с высоким уровнем современной инфраструктуры. В эту группу входят страны района Персидского залива и Ливия; 3) бедные развивающиеся страны с наименьшим уровнем модернизации. Это такие страны как Мавритания, Судан, Йемен.Основные формы государственного устройства стран арабского мира - конституционная, абсолютная монархия и республика. Несмотря на разнообразие форм государственного устройства, в основе всех используемых политических систем лежит авторитаризм. По этническому составу основная часть населения - арабы. Также можно выделить такие мусульманские национальности как туркмены, таджики, армяне, евреи. Кроме того, в странах арабского мира проживают европейцы – англичане, французы, итальянцы.

 Можно сделать вывод что арабский народ объединяет общность языка. Мощным объединяющим арабские страны фактором является ислам: 90% их населения (арабы и неарабы) исповедуют ислам, 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским. В арабском мире низкое образование арабских народов, экономическая неразвитость, политическая разрозненность.

 

 

 

 

  1. Арабская весна

 

«Арабская весна» — революционная волна демонстраций и протестов, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане,  Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной. В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а также использование социальных медиа для организации, общения и информирования при попытках государственных репрессий и интернет-цензуры. Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контрдемонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима».

По мнению исследователей, причинами «арабской весны» является:

  1. структурно-демографические факторы;
  2. авторитарные режимы;
  3. крайняя нищета;
  4. коррупция;
  5. нарушения прав человека;
  6. инфляция;
  7. безработица;

Основная цель - от экономических и политических преобразований до полной смены власти. Противники - правительства ближневосточных и североафриканских стран.

Серия протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке стала известна как «арабская  весна», а также как «арабская  весна и зима», «арабское пробуждение», «панарабская революция» и «арабские восстания», хотя не все участники протестов считали себя арабами. Она началась с протестов в Тунисе 18 декабря 2010 года после самосожжения Мохаммеда Буазизи в знак протеста против полицейской коррупции и жестокого обращения. С успехом протестов в Тунисе волна беспорядков ударила Алжир, Иорданию, Египет и Йемен, а затем распространилась и на другие страны. Самые массовые и наиболее организованные демонстрации нередко происходили в «день гнева» — как правило, в пятницу после полуденной молитвы. Протесты также вызвали аналогичные беспорядки за пределами региона.

По состоянию на октябрь 2011 года, революции привели к свержению  трёх глав государств. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию 14 января после революции в Тунисе. В Египте президент Хосни Мубарак подал в отставку 11 февраля 2011 года после 18 дней массовых акций протеста, завершив своё 30-летнее президентство. Бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи был свергнут 23 августа 2011 года, когда Национальный переходный совет взял под свой контроль Баб-аль-Азизию. Он был убит 20 октября 2011 года в родном городе Сирт, когда НПС взял город под свой контроль.7

В этот период региональных беспорядков некоторые лидеры объявили о своём намерении уйти в отставку в конце своих текущих сроков. Президент Судана Омар аль-Башир объявил, что не будет добиваться переизбрания в 2015 году, так же как и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, срок полномочий которого заканчивается в 2014 году, хотя с требованием его немедленной отставки проходили всё более агрессивные демонстрации. Протесты в Иордании также стали причиной роспуска двух правительств королём Абдаллой. Президент Йемена Али Абдалла Салех объявил 23 апреля, что уйдёт в отставку в течение 30 дней в обмен на иммунитет — предложение, которое йеменская оппозиция неофициально приняла 26 апреля. Салех затем передумал, и йеменское восстание продолжилось.8

Геополитические последствия  протестов привлекли всеобщее внимание, в том числе возникли предположения, что некоторые протестующие могут  быть выдвинуты на Нобелевскую премию мира. Тавакуль Карман из Йемена стала одним из трёх лауреатов Нобелевской премии мира 2011 года как выдающийся лидер Арабской весны.

Можно сделать вывод, что после десятилетий политической спячки, арабы дали понять миру, что больше не намерены терпеть коррумпированных, сверхпривилегированных правителей. Из последствий «Арабской весны» видно, что лидеры арабских стран один за другим начали проводить собственные реформы (Кувейт, Иордания, Оман, Алжир, Катар), в ряде стран (Египет, Ливия, Тунис) свергнуто или отправлено в отставку правительство, в Саудовской Аравии и Бахрейне протесты были подавлены, в Сирии продолжаются столкновения оппозиции с властями, президент Йемена согласился уступить власть в обмен на личную неприкосновенность. В Египте, Сирии, Ливии и Йемене усилились позиции радикальных исламистов.

 

 

 

 

 

  1. Роль Саудовской Аравии в регионе

 

Саудовская Аравия - это край “черного золота”, родина Ислама, страна Мекки и Медины — наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на всей международной арене. Ее по праву считают большим домом для арабов, где решаются проблемы, сглаживаются противоречия, оказывается помощь. Это государство, пожалуй, можно назвать и большим домом для всех мусульман, так как оно играет важную роль в укреплении исламской солидарности, распространении исламской мысли, поддержке исламских народов и защите их интересов, в оказании помощи исламским организациям во всем мире. Королевство занимает первое место среди стран, предоставляющих помощь государствам Третьего мира. Вообще по финансовой помощи другим странам оно занимает второе место после США. Отсюда и то огромное влияние, которое оказывает государство на региональную и мировую геополитику.

Информация о работе Арабский мир: роль Саудовской Аравии в регионе