Аргентина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:02, реферат

Описание работы

Аргентина — одна из наиболее крупных и экономически развитых стран Латинской Америки. По размерам территории — 2,8 млн. кв. км — она занимает второе место в латинской Америке после Бразилии, а по численности населения — 39 млн. человек (2006) — третье после Бразилии и Мексики.

Работа содержит 1 файл

Аргентина.docx

— 102.38 Кб (Скачать)

Аргентина — одна из наиболее крупных и экономически развитых стран Латинской Америки. По размерам территории — 2,8 млн. кв. км — она  занимает второе место в латинской  Америке после Бразилии, а по численности  населения — 39 млн. человек (2006) —  третье после Бразилии и Мексики.  
 
Территория Аргентины вытянута в меридиональном направлении. Природа Аргентины разнообразна вследствие большой протяженности страны с севера на юг и различий в рельефе.  
 
Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остается основной специализацией страны в международном разделении труда.  
 
Население Аргентины около 39 537 943 человека (2006 г.) – это аргентинцы, главным образом выходцы из Испании, Италии, стран центр. Европы (97% — европейцы - испанцы, итальянцы, 3% — метисы). Но все же подавляющую часть населения Аргентины составляют испаноязычные аргентинцы. Более 80% аргентинцев живет в городах.  
 
В Аргентине, как и в большинстве стран Латинской Америки, сильное влияние на политику долгое время оказывали военные, несмотря на демократический политический режим, который находится на стадии развития. На данный момент достигнут значительный прогресс в реформировании Военных Сил по образцу западных демократий, что способствует беспрепятственному установлению внешних экономических связей на основе схожести государственно-политических структур. Очень большие полномочия закреплены за парламентом (Национальный конгресс), президент возглавляет исполнительную власть.  
 
Аргентина является одной из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности населения, уровню квалификации рабочей силы, стандартам питания принадлежит к числу латиноамериканских лидеров. Основной проблемой Аргентины, как и других развивающихся государств, является обслуживание внешнего долга, которая уже привела к тому, что Аргентина в 2002 г. была вынуждена объявить дефолт. Кроме того, экономические показатели Аргентины свидетельствуют о том, что экономика данной страны резко подвержена влиянию внешнеэкономических факторов и характеризуется ненадёжностью сегодняшнего стабильного развития.  
 
Современное внешнеторговое развитие Аргентины характеризуется повышением удельного веса продовольственной продукции в общем объеме экспорта. Растут размеры экспорта автомобилей через свободные зоны и города Буэнос-Айрес, увеличивается обмен с Японией, США, Россией товарами с/х происхождения, объединяющие главным образом продукцию пищевкусовой, текстильной и кожевенной промышленности.  
 
В области международного инвестиционного сотрудничества и движения капиталов Аргентина продолжает оставаться, особенно в течение последнего десятилетия, страной, привлекательной для инвесторов. За прошедшие несколько лет ее рейтинг намного повысился. Аргентина сегодня является одной из немногих развивающихся стран осуществляющих крупные капиталовложения за рубежом. Как уже упоминалось, объём аргентинских активов за рубежом возрос за последнее десятилетие в пять раз. Подобный динамизм данного показателя говорит о возрастающей вовлечённости Аргентины в международное движение капиталов.  
 
В области международного обмена трудовыми ресурсами с начала 90-х годов иммиграция в Аргентине носит, в основном, трудовой характер и сопровождается двумя устойчивыми тенденциями - снижением доли иностранцев в населении страны и нарастанием въезда выходцев из соседних стран (Боливии, Парагвая, Чили, Уругвая, Бразилии и Перу), на фоне практического прекращения европейской эмиграции. Причем большинство представителей этой миграционной категории находятся в стране без разрешения, как нелегальные эмигранты.  
 
В сфере международных интеграционных процессов: в региональном плане Аргентина ориентировалась, прежде всего, на страны Меркосур, страны ЕС – Италию, Испанию, Францию, Германию, Нидерланды, а также на государства-члены НАФТА. Кроме того, продолжала сохраняться тенденция к активизации ее торговли со странами АТР, особенно с Японией, Китаем, Южной Кореей, Тайванем. Наиболее интенсивно в последние годы развивается торговля Аргентины со странами Меркосур.

Географическое положение

Аргентина — одна из наиболее крупных и экономически развитых стран Латинской Америки. По размерам территории — 2,8 млн. кв. км — она  занимает второе место в латинской  Америке после Бразилии, а по численности  населения — 39 млн. человек (2006) —  третье после Бразилии и Мексики.

 

 
Рис. 1. Географическая карта Аргентины  
 
Источник: Информационное агентство: Официальный сайт – www.polpred.com

 
Аргентина занимает фактически всю  юго-восточную часть Южной Америки. Протяженность Аргентины с Севера на Юг составляет около 3800 км. и около 1400 км. с запада на восток. Три четверти ее границ — сухопутные Они проходят в основном по естественным рубежам на западе — с Чили и на северо-западе — с Боливией — по Андам; на севере и северо-востоке— с Парагваем, Бразилией и Уругваем— по рекам Пилькомайо, Парагвай, Парана, Уругвай. Большую часть ее сухопутных границ составляет граница с Чили. Географически Аргентину можно разделить, по-крайней мере, на четыре основных региона: Северо-восточные равнины, Пампа, Патагония и Анды (горный регион). Поскольку Аргентина имеет большую протяженность с Севера на Юг, она пересекает сразу несколько климатических зон - от тропиков, до самой Антарктиды.  
 
Территория Аргентины вытянута в меридиональном направлении. Наибольшая ее протяженность с севера на юг составляет 3700 км, а с запада на восток — 1400 км, поэтому проблема преодоления расстояний — одна из важных географических особенностей страны.

Природно-климатические  условия


 

Природа Аргентины разнообразна вследствие большой протяженности  страны с севера на юг и различий в рельефе. 
 
Лесами в Аргентине занято 12% земельного фонда. Растительность Аргентины отличается большим многообразием: от тропических лесов до полупустынь в Патагонии и Пуне. Наибольшую ценность представляют хвойные леса Междуречья и влажных Анд, а также леса кебрачо в Чако. В северном Междуречье растут субтропические леса с разнообразным видовым составом. Здесь встречаются обладающие ценной древесиной араукария, седро, лапачо. Южнее преобладает кустарниковая растительность; заболоченные пространства покрыты камышами, тростниками, кувшинками, а возвышенные и сухие — лугами с богатым травяным покровом. Встречаются разреженные леса из акаций, мимоз, страусового дерева, по берегам рек — пальмовые рощи.  
 
Для Сухой Пампы характерны низкорослые деревья, колючие кустарники, жесткие травы. Аналогичная растительность распространена и на засушливом западе, в межгорных бассейнах. 
 
Фауна Аргентины хотя и не столь богата и разнообразна, как в других странах Латинской Америки, но имеет немало редких видов. К их числу относятся пампасский олень, пампасская кошка, магелланова собака. Почти все эти животные обитают в Андах и их предгорьях, а также в малонаселенной области Патагонии. В Пуне встречается реликтовый очковый медведь. 
 
На открытых полупустынных пространствах Патагонии и в саваннах Чако распространена пума. На открытых пространствах много грызунов, броненосцев. В Чако, Междуречье, Патагонии широко распространены нутрии, выдры. 
 
По строению поверхности страну можно разделит на две половины: равнинную — северную и восточную, возвышенную — западную и южную. Вдоль всей западной границы Аргентины простираются могучие Анды, поднятые в основном во время альпийского горообразования. Они отличаются сложностью и разнообразием геологического строения. 
 
На северо-западе, между северной границей страны и 28 южной широтой, на высоте 3000-4000 метров лежит обширное замкнутое вулканическое плато — Пуна. Горы, обрамляющие Пуну с востока, поднимаются до 6500 м и заканчиваются величественными снежными вершинами — невадос. Южнее 28 широты Анды резко сужаются. Наибольшей высоты достигают они в центральной части (между 32 и 37° южн. ш.), где преобладают альпийские заостренные формы рельефа. Здесь поднимаются увенчанные мощными снежными шапками самые высокие вершины Южной Америки: Аконкагуа (6960 м), Тупунгато, Мерседарьо. 
 
Аргентина обладает исключительно благоприятными общими предпосылками для развития сельского хозяйства, в том числе одной из плодороднейших и крупнейших по размерам черноземных областей в мире, относительно низкой плотностью населения, чрезвычайно разнообразными природными и климатическими условиями на протянувшейся на тысячи километров с севера на юг территории. Южная часть провинции Энтре-Риос — злаковая прерия и представляет уже переходную область к Пампе.  
 
Аргентина располагает весьма разнообразными природными ресурсами, в том числе минеральными и энергетическими, которые до сих пор освоены в незначительной степени. Для экономической деятельности характерен крайне высокий уровень территориальной концентрации, прежде всего в прибрежной зоне Пампы. Особенно велик аграрный потенциал, который до сих пор остается основной специализацией страны в международном разделении труда. 
 
Основные месторождения полезных ископаемых Аргентины расположены в малонаселенных и слабо освоенных районах, вдали от главных экономических центров, что значительно осложняет их разработку, но в то же время они могут служить базой для освоения отдельных районов и сыграть немаловажную роль в их экономическом развитии.

 

Государственное устройство и политическая ситуация


 

Аргентина — федеративная республика. В стране действует Конституция  с 1853 года. В неё неоднократно вносились  поправки. Последние были внесены  в 2004 году. В состав А. входят 23 провинции  и федеральный столичный округ  Провинции: Буэнос-Айрес, Жужуй, Катамарка, Кордова, Коррьентес, Ла-Плата, Ла-Риоха, Мендоса, Мисьонес, Неукен, Огненная Земля, Рио-Негро, Сальта, Сан-Луис, Санта-Крус, Санта-Фе, Сантьяго-дель-Эстеро, Сан-Хуан, Тукуман, Формоса, Чако, Чу-бут, Энтре-Риос. Федеральный столичный округ: Буэнос-Айрес. Крупнейший город и столица страны — Буэнос-Айрес. Другие наиболее крупные города: Росарио, Кордова.  
 
Система государственной власти базируется на принципах представительной демократии, важнейшими из которых являются выборность всех органов власти и разделение властей. Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Сената (72 сенатора) и палаты депутатов (257 депутатов).  
 
Конгресс ежегодно утверждает национальный бюджет, устанавливает прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк и регламентирует его работу, принимает таможенное законодательство, устанавливает правила экспорта и импорта. К числу полномочий Конгресса относится принятие кодексов — гражданского, уголовного, трудового и общественной безопасности. Исключительно к сфере компетенции Конгресса относятся вопросы определения границ государства и провинций и их безопасности. Конгресс ратифицирует или отклоняет договоры, заключённые с другими государствами, а также международными организациями. В компетенции высшего законодательного органа — разрешить ввод иностранных войск на территорию Аргентины и послать национальные Вооружённые силы за пределы страны. По поручению Конгресса делается объявление о начале войны или о заключении мира. Конгресс учреждает суды, подчинённые Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы. Конгресс осуществляет также контроль за деятельностью администрации.  
 
Ряд полномочий принадлежит к сфере исключительной компетенции одной из палат Национального конгресса. Так, только палата депутатов имеет право законодательной инициативы в области налогообложения и призыва в армию. Только она имеет право выдвигать обвинения против высших должностных лиц государства (президента, вице-президента, премьер-министра, министров, членов Верховного суда) за неисполнение (или плохое исполнение) ими своих обязанностей или за любые преступления. Окончательное решение по вопросу о выдвинутых палатой депутатов обвинениях в адрес высших лиц государства выносит Сенат. Однако официальное осуждение и наказание обвиняемого — в сфере компетенции обычного суда.  
 
Только Сенат вправе разрешить президенту ввести осадное положение, предусматривающее временную отмену конституционных гарантий соблюдения основных гражданских свобод.  
 
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В состав правительства входят: председатель правительства (премьер-министр); министры иностранных дел, внешней торговли и культа; внутренних дел; обороны; экономики и производства; федерального планирования, государственных инвестиций и услуг; юстиции, безопасности и прав человека; труда, занятости и социального обеспечения; образования, науки и технологии; здравоохранения; социального развития. Членами правительства являются также генеральный секретарь канцелярии президента, глава Центрального банка, генеральный прокурор, руководитель спецслужбы СИДЕ (разведка и контрразведка).  
 
Глава государства — президент. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несёт за это всю полноту ответственности. В сферу компетенции президента наряду с осуществлением общего оперативного политического руководства входит участие в разработке законов, а также инструкций и распоряжений, необходимых для их конкретного исполнения. В исключительных случаях, если обычное осуществление своих функций законодательными органами невозможно, президент может издавать декреты. При этом глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.  
 
Президент открывает сессии Национального конгресса, предоставляет законодателям отчёт о положении страны. Он может продлевать сессии Конгресса или созывать их, если этого потребуют обстоятельства. Глава государства обеспечивает распределение доходов в соответствии с принятым бюджетом. Президент назначает (с согласия Сената) членов Верховного суда и остальных федеральных судов, а также министров, других должностных лиц. Глава государства контролирует работу административного аппарата. Во время каникул Конгресса президент имеет право вводить осадное положение. В компетенции главы государства — заключение и подписание международных договоров. Президент является главнокомандующим Вооружёнными силами. С разрешения Конгресса он имеет право объявлять войну.  
 
Нынешний президент Аргентины — Кристина Киршнер, жена бывшего президента страны – Нестора Киршнера. Вице-президент — Даниэль Сциоли. Председатель правительства — Альберто Фернандес. Председатель палаты депутатов — Эдуардо Оскар Каманьо. Председатель Сената — Даниэль Сциоли (вице-президент Аргентины).  
 
Палата депутатов избирается прямым, всеобщим, тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Её состав обновляется на 50% каждые 2 года. Сенат начиная с 2001 г. избирается по мажоритарной системе прямым голосованием. В Сенат избираются по 3 представителя от каждой из 23 провинций и от федерального столичного округа. Срок полномочий Сената — 6 лет. Каждые два года Сенат обновляется на 1/3.  
 
Президент и вице-президент избираются путём прямого тайного голосования на всеобщих выборах на 4 года. Допускается непосредственное переизбрание главы государства на второй срок.  
 
К числу наиболее выдающихся государственных деятелей Аргентины относятся:

  • Хосе де Сан-Мартин (1776—1850 гг.), один из главных руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810—26 гг., национальный герой Аргентины;
  • Мариано Морено (1778—1811 гг.) — один из инициаторов и руководителей Майской революции 1810;
  • Бернардино Ривадавия (1780—1845 гг.), один из лидеров борьбы за независимость, президент Аргентины в 1826—27 гг., с его именем связана первая попытка осуществления серьёзных буржуазных преобразований в аграрной сфере;
  • Бартоломе Митре (1821—1906 гг.), президент Аргентины в 1862—68 гг., активно способствовал процессу национального объединения и в то же время содействовал экспансии иностранного, главным образом английского, капитала;
  • Доминго Фаустино Сармьенто (1811—88 гг.), президент Аргентины в 1868—74 гг., активно содействовал развитию экономики и культуры;
  • Иполито Иригойен (1832—1933 гг.), президент Аргентины в 1916—22 гг. и 1928—30 гг., один из основателей и лидер крупнейшей политической партии Аргентины — ГРС, сыграл решающую роль в установлении первого в аргентинской истории политического режима представительной демократии, осуществил ряд преобразований социал-реформистского характера;
  • Хуан Доминго Перон (1895—1974 гг.), президент Аргентины в 1946—55 гг. и в 1973—74 гг., генерал, осуществил комплекс широкомасштабных реформ националистического толка.

В соответствии с провозглашённым  Конституцией федеративным принципом  государственного устройства провинции  Аргентины имеют свои Конституции  и органы власти — Законодательные  собрания, губернаторов, судебную систему. Все провинциальные Конституции составлены в соответствии с принципами общенациональной. Провинции не пользуются правами, переданными государству. Вместе с тем за ними закреплены определённые права, не относящиеся к сфере компетенции федерального правительства.  
 
Крупнейшими традиционными партиями Аргентины на протяжении более 50 лет вплоть до конца 20 века являлись ГРС и Хустисиалистская партия (ХП) — под этим названием с 1973 г. выступает на политической арене перонизм. Поляризация подавляющего большинства аргентинских избирателей вокруг перонистских и радикальных кандидатов на выборах 1983, 1985, 1987, 1989 гг. свидетельствовала о формировании в 1980-е гг. двухпартийной системы. Несмотря на сохраняющееся политическое соперничество, позиции двух крупнейших партий Аргентины по принципиальным вопросам в этот период сближаются. В обеих преобладающим влиянием начинают пользоваться сторонники неолиберального курса. Неизбежная реакция на проведение этого курса вызвала к жизни новое политическое движение — ФРЕПАСО, основное ядро которого составили бывшие перонисты, вышедшие из ХП ввиду несогласия с политикой К. С. Менема. ФРЕПАСО превратился в серьёзную альтернативу гегемонии ГРС и ХП: на президентских выборах 1995 кандидат ФРЕПАСО занял 2-е место, отодвинув на 3-е кандидата ГРС. Результаты выборов 1997 г. подтвердили развитие этой тенденции. На президентских выборах 1999 г. ФРЕПАСО выступил в союзе с ГРС в составе Альянса за труд, справедливость и образование. Выборы принесли победу кандидату Альянса лидеру ГРС Ф. де ла Руа. Несмотря на то что программа данного объединения носила левоцентристский характер, на практике правительство Ф. де ла Руа продолжало проводить тот же неолиберальный курс, что привело в конечном счёте к крайнему обострению всех противоречий и социальному взрыву в декабре 2001 г. Результатом этих событий стали фактический крах ГРС и раскол в ХП.  
 
Однако глубокий кризис крупнейших традиционных партий не приводит пока к появлению сколько-нибудь действенной альтернативы, хотя попытки выдвинуть такую альтернативу предпринимаются постоянно. Последняя из таких попыток — «Альтернатива во имя республики равных» во главе с Элизой Каррио. Помимо упомянутых, на политической арене Аргентины действует множество небольших партий и движений различной идеологической ориентации.  
 
Важным фактором власти в Аргентине являлись и являются по сей день предпринимательские союзы. Наиболее известные и влиятельные из них: «Сельскохозяйственное общество» (традиционное объединение аргентинских латифундистов) и «Промышленный союз» (организация, к которой принадлежат представители промышленного капитала страны).  
 
Основные направления внутренней политики Аргентины в последние годы определялись лихорадочными попытками найти выход из того жесточайшего кризиса, в который страна была ввергнута в результате проведения в жизнь жёсткого неолиберального курса в период пребывания у власти К. С. Менема. В конце 2001 — начале 2002 г. за короткий срок сменилось несколько президентов. Лишь избранный обеими палатами Конгресса в январе 2002 г. в качестве временного главы государства Э. Дуальде, видный деятель ХП, сумел в какой-то мере нормализовать ситуацию. В целом принятые его правительством в 2002—2003 гг. меры носили конъюнктурный характер, что не позволяет говорить о реализации какой-либо альтернативной программы. В то же время в его выступлениях можно проследить определённую тенденцию социал-демократического характера. В принципе об этом же свидетельствует предвыборная программа нынешнего президента Н. Киршнера, выдвинутого Э. Дуальде именно в качестве альтернативы К. С. Менему.  
 
Приоритетными направлениями внешней политики Аргентины на современном этапе являются, согласно заявлениям нынешнего президента Н. Киршнера, укрепление связей со странами Латинской Америки, прежде всего с Бразилией, расширение и укрепление отношений с ЕС. Впрочем, поддержание нормальных всесторонних отношений с США также рассматривается как важнейшая внешнеполитическая задача.  
 
Вооружённые силы Аргентины состоят из сухопутной армии, Военно-морского флота, включающего морскую авиацию и морскую пехоту, Военно-воздушных сил, национальный воздушный полиции, национальной жандармерии и береговой охраны. Призывной возраст — 20 лет. Начиная с прихода к власти администрации Р. Альфонсина в 1983 г. все последующие конституционные правительства Аргентины проводили курс на реформирование ВС по образцу западных демократий. Суть реформы состоит в превращении армии в сугубо профессиональный институт, стоящий вне политики. За последние два десятилетия на этом направлении достигнут значительный прогресс, высшее офицерство перестало выступать в качестве непосредственного и наиболее мощного фактора власти — роль, которую военная элита Аргентины играла на протяжении многих десятилетий (с 1930 по 1983 г.).  
 
Аргентина имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 6 июня 1946 г.).

 

Основные показатели экономического развития


 

Аргентина – одна из крупнейших, потенциально самых богатых латиноамериканских стран, которая по размерам валового внутреннего продукта на одного жителя, степени урбанизации, грамотности  населения, уровню квалификации рабочей  силы, стандартам питания принадлежит  к числу латиноамериканских лидеров. 
 
В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-финансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. 
 
Сегодняшнее состояние аргентинской экономики было достигнуто путём многочисленных экономических провалов и реформ. Наряду с такими традиционными для переходного периода мерами, как приватизация государственной собственности и либерализация режимов иностранных инвестиций, план аргентинских реформ начала 90-х годов включал в себя учреждение Валютного совета (Currency Board). Последующее длительное и сравнительно успешное функционирование крупной экономики Аргентины в условиях фиксированного валютного курса создало уникальный прецедент, позволивший ряду экономистов отстаивать идею введения Валютного совета в качестве панацеи для развивающихся стран. Детальное изучение опыта реформ в Аргентине свидетельствует о том, введение Валютного совета было оправдано в условиях аргентинской экономики, хронически страдавшей от девальвации национальной валюты. Основная идея реформ в Аргентине состояла в восстановлении доверия экономических субъектов к государству, что заложило основу для возврата бежавшего капитала, привлечения новых иностранных инвестиций и поддержки реформ населением. Роль Валютного совета в данном процессе, безусловно, высока, но было бы ошибкой ее переоценивать и отделять от вклада остальных преобразований. 
 
В 80-е годы экономика Аргентины достигла низшей фазы своего развития. Страна окончательно потеряла свое место среди развитых стран мира, которое имела до II мировой войны. С 1981 по 1990 гг. ВВП сократился на 11%, инвестиции на 55%, промышленное производство - на 19%. В течение одного десятилетия экономика потеряла около 400 тыс. рабочих мест. Зависимость от иностранных заимствований и переоцененный валютный курс стали причиной массового бегства капитала и серьезного противодействия экономических агентов инфляционному налогообложению. Различные оценки бегства капитала свидетельствовали о том, что за 80-е годы из Аргентины было выведено от 25 до 50 млрд. долл. США. С 1984 по 1989 гг. экономика страны была парализована 13 раз из-за массовых забастовок. С их помощью, рабочие, объединенные в профсоюзы, смогли добиться высокой заработной платы, гарантированной занятости, жестких правил найма и увольнения. 
 
Проводившаяся в стране экономическая политика отвечала интересам, прежде всего, властных политических группировок. Уровень бюджетного дефицита в 1984-1990 гг. составлял в среднем 3,1% ВВП. Эмиссионное финансирование дефицита Центральным банком вело к хронической высокой инфляции с периодическими всплесками гиперинфляции (за тот же период среднегодовые показатели инфляции составляли 581%). Местные администрации получали беспроцентные или льготные кредиты от региональных государственных банков. Бюджетный дисбаланс усугублялся отсутствием доступа к внешним источникам финансирования. Ограничения в отношении иностранных инвестиций и операций на валютном рынке по существу блокировали приток капитала из-за рубежа. 
 
Восстановление аргентинской экономики связывают с реформами, проводившимися в стране за время правления Менема с 1989 по 1999 г. Основные преобразования были осуществлены в период с 1989 по 1994 г. и включали 3 этапа проведения реформ.  
 
На первом этапе (1989-1990 гг.) были приняты ключевые законы о приватизации государственной собственности и дерегулировании товарных рынков, проведена либерализация валютного рынка, начато преобразование налоговой системы и либерализация режима иностранных инвестиций. Первый этап заложил основы для привлечения в страну иностранных вложений и возврата ранее бежавшего капитала. Улучшение внешнеэкономической ситуации отразили показатели платежного баланса, который по итогам 1990 г. был сведен практически с нулевым дефицитом по сравнению с дефицитом в 9,5 млрд. долл. США в 1989 г.  
 
Второй этап (1991 г.) ознаменовал начало решительных преобразований экономики Аргентины, которые привели к достижению макроэкономической стабильности, восстановлению доверия инвесторов и экономическому подъему. На данном этапе было принято ключевое решение для всей стабилизационной программы – введение Валютного совета. Значительное улучшение состояния государственных финансов было достигнуто после упрощения налоговой системы, улучшения сбора налога на добавленную стоимость и реформирования налоговой администрации. По итогам 1991 г. впервые за много лет был отмечен существенный рост ВВП (10%), произошла стабилизация валютного курса и инфляционных ожиданий, бюджетные доходы возросли на 3,5% ВВП. Рост фондового рынка в 1991 г. составил 432%. Приток иностранного капитала превысил 3 млрд. долл. США. 
 
На третьем этапе (1992-1994 гг.) в условиях мощного экономического подъема дальнейшее развитие получила реформа бюджетной системы, завершилась либерализация режима в отношении иностранных инвестиций и начались преобразования в социальной сфере. В этот период произошло снижение инфляции до мирового уровня, экономический рост составил в среднем 8,4% в год, бюджет исполнялся с профицитом. Доверие населения к политике правительства привело к массовому возврату капиталов, ушедших из Аргентины за границу в 70-80-х годах. Однако экономическое оживление имело свои негативные стороны. Укрепление национальной валюты при фиксированном курсе привело к ухудшению торгового баланса и росту зависимости экономики от притока иностранного капитала. Если в 1989 г. положительное внешнеторговое сальдо составляло 5,7 млрд. долл. США, то уже в 1994 г. дефицит торгового баланса достиг 4,1 млрд. долл. США. Эти тенденции предопределили стремительный рост внешней задолженности с 65,2 до 80,3 млрд. долл. США за тот же период, при этом относительное бремя обслуживания внешнего долга практически не возросло. Снижение численности госслужащих и приватизация стали причиной двукратного роста безработицы по сравнению с показателями 1991 г. 
 
Первая проверка реформ на прочность состоялась в 1995 г., когда Аргентина попала под воздействие финансового кризиса в Мексике. Уязвимость аргентинской экономики была обусловлена высокими объемами внешнего долга, зависимостью от притока иностранного капитала, жесткостью установленного валютного режима и слабостями финансовой системы. За 1995 г. ВВП сократился на 4% в реальных ценах, доходы региональных администраций – на 8%, объем ликвидных международных резервов сократился на 30% (4,8 млрд. долл. США). Следствием кризиса стал набег вкладчиков на региональные банки, которые за 6 недель потеряли около 20% (8 млрд. долл. США) всех депозитов.  
 
В условиях ограниченного доступа к международным финансовым рынкам правительство было вынуждено принимать жесткие налоговые меры. Государственные расходы, особенно требовавшие немедленных выплат, были сокращены до минимально возможного уровня. Из-за ограниченности возможностей ЦБ по проведению денежной эмиссии провинции были вынуждены использовать собственные средства для финансирования и рекапитализации региональных банков. При поддержке Всемирного банка и Межамериканского банка развития федеральное правительство рефинансировало обязательства региональных банков перед местными администрациями на условиях последующей приватизации банков. Для поддержки валютного режима правительство собрало пакет международной помощи в размере 11 млрд. долл. США и достигло соглашения с частными международными банками о предоставлении в случае необходимости срочных кредитов на сумму 6,2 млрд. долл. США. 
 
Восстановление в 1996 г. показателей экономического роста подтвердило эффективность проводившейся государственной политики. За годы подъема экономика смогла набрать определенный запас прочности. В период кризиса не произошло сокращения притока прямых иностранных инвестиций. Властям удалось предотвратить развитие системного банковского кризиса. Существенный прогресс был достигнут в области регулирования и реструктуризации банковской системы. Доверие к финансовой системе было усилено за счет закрытия ряда недокапитализированных частных финансовых институтов, приватизации 2/3 государственных региональных банков и повышения роли крупных иностранных банков на рынке финансовых услуг. Доля иностранных банков на рынке частных депозитов и кредитования превысила долю местных банков. 
 
Более сильное давление на аргентинскую экономику оказал мировой кризис 1997-1999 гг. В этот период темпы роста ВВП упали и, по имеющимся оценкам, в 1999 г. вообще произошло сокращение ВВП. Падение цен на товарных рынках и массовая девальвация национальных валют, в первую очередь бразильского реала, снизили конкурентоспособность аргентинских товаров на внешнем рынке. В 1998 г. дефицит торгового баланса составил 5 млрд. долл., в 1999 г. - 2,2 млрд. долл. США. В условиях общего недоверия международных инвесторов к странам с развивающейся экономикой на первый план вышла проблема обслуживания внешнего долга, который за 90-е годы увеличился вдвое и превысил 140 млрд. долл. США.  
 
В 1999г. бюджет Аргентины был сведен с дефицитом 7,3 млрд. долл. США или 2,3% ВВП, что является самым высоким показателем за все время существования Валютного совета. Для борьбы с проблемой бюджетного дефицита был принят Закон о бюджетной ответственности (Fiscal Responsibility Law), установивший график поэтапного сокращения дефицита до нуля к 2003 г. Аргентина сумела согласовать с МВФ новое трехлетнее соглашение о финансовой помощи на сумму 7,4 млрд. долл. США. В пакет финансовой помощи вошли кредиты Всемирного банка и Межамериканского банка развития на общую сумму 1,5 млрд. долл. США. Для финансирования расходов и обслуживания долга федеральному правительству в 2000 г. необходимо привлечь порядка 19 млрд. долл. США. Данная проблема усугубляется тем, что на ближайшие годы приходится пик платежей по внешнему долгу. В 1999 г. они уже превысили 8,7 млрд. долл. США, а в 2000-2002 гг. их ежегодный размер составит 9,6 – 10,2 млрд. долл. США. 
 
Основной показатель экономического развития, который нередко рассматривают как условный индикатор социального прогресса, ВВП на душу населения Аргентины характеризуется крайней неравномерностью. Так в 1990 г. этот показатель составлял 4339 долл., 7707 долл. США в 2000 г. и 4920 долл. США в 2007 г.  
 
Экономическое положение страны в 2000-2007 гг. являлось нестабильным. Объем ВВП Аргентины достиг наивысшего уровня в 2000 г. - 284,346 млрд. долл. США, с последующим незначительным снижением в 2001 г., и уже в 2002 году ВВП Аргентины показал самый низкий результат этого десятилетия - 102,042 млрд. долл. США. Начиная с 2003 года, показатель ВВП Аргентины неуклонно растёт. Изменения показателя ВВП на душу населения в 2000-2007 гг. происходили синхронно с изменениями показателя ВВП.  
 
Динамика показателя экспорта страны отличается крайней устойчивостью, несмотря на финансово-экономическую нестабильность страны в 2001-2003 гг., которая на показателе экспорта страны выразилась в незначительном снижении объёмов экспортируемых товаров. Учитывая данные обстоятельства, показатель импорта Аргентины оказался более чувствительным, и, в неблагополучные 2001-2003 гг. импорт в страну резко упал (более чем в два раза сократился в 2001 г., по сравнению с 2000 г., и в три раза сократился в 2002 г., по сравнению с 2000 г.).  
 
Одно из следствий кризиса социально-экономической структуры Аргентины — рост дороговизны и резкое обнищание населения. Обвал экономики привёл к тому, что 59% аргентинцев официально считаются бедными. Доходы этой категории населения не покрывают потребности в продуктах питания и оплате коммунальных платежей, а также расходы на образование и здравоохранение. За 2002 цены на базовые продукты питания выросли вдвое, размер же заработной платы и пособий остался прежним; покупательная способность в результате девальвации песо и инфляции сократилась в среднем на 25%. В январе 2002 правительство стало возвращать замороженные долларовые вклады. В сентябре было принято решение о снятии ограничений со срочных счетов, размеры которых не превышают 7 тыс. песо. Со 2 декабря 2002 средства с текущих и сберегательных счетов можно снимать без ограничений (кроме срочных счетов). 
 
В повестке дня многих латиноамериканских и других развивающихся государств вот уже несколько десятилетий фигурирует проблема внешнего долга, ставшая за это время "головной болью" как заемщиков, так и кредиторов. Периодически обостряясь, она неоднократно приводила к глубоким экономическим кризисам, служила одной из главных причин ожесточенных социальных столкновений и политических катаклизмов. 
 
Аргентина давно входит в число стран, где долговая проблема особенно болезненна. Здесь объем внешней задолженности на душу населения - один из самых высоких в мире, а платежи по ее обслуживанию периодически далеко превосходят реальные финансовые возможности государства. Именно поэтому аргентинские власти многократно пытались ослабить "долговую петлю", искали способы сокращения задолженности, снижения ее нагрузки на национальную экономику. Беспрецедентная по масштабам программа реструктуризации суверенных долгов была осуществлена правительством Нестора Киршнера в 2005 году. С 14 января по 25 февраля Буэнос-Айрес произвел многомиллиардный обмен старых обязательств, и с 1 апреля кредиторы начали получать новые долговые инструменты. 
 
Эта крупнейшая финансовая операция позволила Аргентине не только ощутимо уменьшить объем задолженности, но и в значительной степени оздоровить общий макроэкономический климат в стране, укрепить ее международные позиции. В то же время и аргентинскому руководству, и внимательным зарубежным наблюдателям очевидно, что сделан лишь первый шаг в решении застарелой проблемы и что до окончательного "закрытия" долговой темы Аргентине предстоит пройти долгий и сложный путь. 
 
В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно.

Информация о работе Аргентина