Центральный экономический работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях становления рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. При региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономике России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков.

Содержание

Введение

§1. Административный состав района

§2. Особенности экономико-географического положения

§3. Место района в хозяйственном комплексе страны

§4. Природно-ресурсный потенциал экономического района

§5. Население и трудовые ресурсы

§6. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

§7. Территориальная организация хозяйства

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

к.р по географии.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

    Введение

    §1. Административный состав района

    §2. Особенности экономико-географического  положения

    §3. Место района в хозяйственном  комплексе страны

    §4. Природно-ресурсный потенциал экономического района

    §5. Население и трудовые ресурсы 

    §6. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

    §7. Территориальная организация хозяйства

    Заключение

    Библиография  

Введение

      В современных условиях становления  рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. При региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономике России, проведению жесткой федеральной налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §1. Административный состав района

    Центральный экономический район граничит как с российскими регионами: Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным районами, так и с другими государствами – Украиной и Белоруссией, с которыми развиваются интенсивные хозяйственные отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

    В состав района входят Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва. 

    §2. Особенности экономико-географического положения

     Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен в центре Европейской части России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр., которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этно-национальные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. Центральный экономический район был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

     Территория  района равна 485 тыс. кв. км. Население составляет 29,5 млн. чел. 

    §3. Место района в  хозяйственном комплексе  страны

          В структуре промышленного  производства Центрального экономического района ведущее место занимает машиностроение, надолго которого приходится более  четверти выпускаемой продукции (25,2%), при общероссийской — 17,9%. Значительный потребительский фактор обусловил сравнительно высокий удельный вес в структуре промышленного производства пищевой (16,1%) и электроэнергетической (15,6%) промышленности. Среди других отраслей промышленности выделяются промышленность строительных материалов (7,4%), химическая и нефтехимическая (7,0%), легкая (6,6%), а также топливная промышленность (5,2%). Такие комплексирующие отрасли, как черная и цветная металлургия, имеют сравнительно незначительный удельный вес (2,7 и 1,5%). Несколько выше по отношению к предыдущим отраслям стоят лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (3,9%). Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность имеют по отношению к общероссийскому более высокий показатель (0,7 и 0,3% соответственно).

      Центральный экономический район (ЦЭР) расположен в центре европейской части нашей  страны и играет огромную роль в  ее народном хозяйстве. Район концентрирует  на своей территории 10,7% ее населения  и значительную часть промышленного производства. По объему валовой продукции промышленности, стоимости основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала ЦЭР намного превосходит все другие отдельно взятые экономические районы. Район дает значительную часть всей машиностроительной продукции, химических изделий, тканей.

      Район первенствует по выпуску железобетонных конструкций, стекла, картона, многих пищевых  продуктов. Развиты и другие отрасли  промышленности, а также сельское хозяйство и все виды транспорта.

      Но  значение ЦЭР в народном хозяйстве  определяется не только масштабами индустрии, но и тем, что в нем наибольшее развитие получили те отрасли промышленности, которые оказывают решающее воздействие  на темпы современного НТП. Это объясняется высокой концентрацией квалифицированных кадров.

      В этом районе, как ни в каком другом, получило развитие производство тончайших  приборов и средств автоматизации, систем контроля и управления производственными  процессами, производство автоматических станков с программным управлением, электронной техники, электротехнических изделий, подшипников и автомобилей, уникального технологического оборудования для разнообразных отраслей. Благодаря высокому научно-техническому потенциалу, наличию квалифицированных кадров, развитой производственной и социальной инфраструктуре эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране. Это предопределяет предпочтение его другим экономическим районам при строительстве новейших предприятий или освоении уникальной технологии. Часто сложная наукоемкая продукция конструируется, проектируется, изготавливается здесь в опытном порядке и вместе с технологией производства передается в другие районы страны для серийного и массового производства.

      Другая  особенность — высокий уровень межрайонных связей в промышленном производстве.

      Будучи  крупным производителем высококачественной продукции, ЦЭР активно участвует  не только в межрайонном, но и в  международном разделении труда, являясь  одним из основных экспортеров машин, тканей и других промышленных изделий, вплоть до предметов художественных промыслов.

      Огромное  значение для района имеет расположение на его территории Москвы - крупнейшего  административно-политического, промышленного, транспортного, научного и культурного  центра, столицы государства. Это район наиболее высокого и разностороннего уровня экономического развития. 

    §4. Природно-ресурсный  потенциал экономического района

      ЦЭР находится в центре Русской равнины. Рельеф волнистый, местами сильно расчлененный. Поверхность западной части более приподнята. Здесь располагаются Валдайская, Смоленская, Московская, Среднерусская возвышенности. Но максимальные высоты не превышают 300 м над уровнем моря. На севере и востоке района преобладает равнинный рельеф (Верхневолжская и Мещерская низменности). В целом рельеф благоприятен для хозяйственной деятельности.

      Климат  умеренно континентальный с относительно мягкой зимой и теплым летним периодом. Большая часть района принадлежит  бассейну Волги и находится в  основном в лесной зоне и только южные окраины заходят в лесостепную зону. Почвы дерново-подзолистые, дерново-луговые, торфяно-болотные, серые лесные и деградированные черноземы на юге.

      Природные условия в основном благоприятны для развития сельского хозяйства. Но большим недостатком являются поздние весенние и ранние осенние заморозки.

      Ограниченность  земельных ресурсов требует проведения широких мероприятий по рекультивации  территорий, использованию неудобных  и малоудобных земель.

      В ЦЭР нет и не было значительных по запасам и экономическому значению полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы представлены залежами бурых углей Подмосковного бассейна, торфа в северной и центральной частях района, фосфоритов, железных руд, а также известняков, огнеупорных глин и кирпичных глин, строительных, стеклянных и формовочных песков.

      Наибольшие  ресурсы Подмосковного угольного  бассейна располагаются в Тульской и Калужской областях.

      Запасы  торфа наиболее богаты в Тверской, Московской областях. Торф используется в качестве энергетического и  бытового топлива, а также для удобрения.

      Наличие в районе бурых углей и торфа  сыграло важную роль в его индустриализации. Богатство различных строительных материалов дало толчок для развития промышленности строительных материалов, цементной, стекольной, фарфоро-фаянсовой промышленности.

      Средние показатели обеспеченности водными  ресурсами на одного жителя примерно в 7,5 раз ниже, чем в целом по Российской Федерации. Речная сеть относится  к бассейнам Каспийского, Черного, Балтийского морей. Сезонная направленность водного режима затрудняет условия водоснабжения и требует значительных затрат на регулирование рек. Распределение поверхностных вод неравномерно. Оно сокращается по направлению с северо-запада на юго-восток. Необходимо сокращать использование пресных подземных вод для производственных нужд, охранять и рационально использовать водные ресурсы.

     ЦЭР имеет большие рекреационные  ресурсы. Здесь живописные ландшафты  среднерусской полосы, лесная зона, множество рек и речушек, заповедники, богатая флора и фауна. Значительны запасы минеральных вод. 

    §5. Население и трудовые ресурсы 

    Район отличается высокой плотностью населения  — 62,8 чел./кв. км и высокой степенью урбанизации. 83% жителей — городское  население. Велика в районе доля людей  старших возрастов, естественный прирост очень невысок. Для района характерны маятниковые миграции. ЦЭР занимает первое место в Российской Федерации по среднегодовой численности рабочих и служащих.

      Естественный  прирост населения за последние  десятилетия составлял 3,4 чел. на 1000 жителей. Промышленное и сельскохозяйственное производство расширяется за счет повышения энерговооруженности, механизации и производительности труда, а также за счет перераспределения трудовых ресурсов между городом и деревней и различными отраслями народного хозяйства.

      Как и в других районах страны, здесь  особенно сильно увеличилось городское  население за счет сокращения сельского. Дальнейшее развитие науки и научного обслуживания, проектно-конструкторской  базы, высшего и среднего образования, культуры и искусства невозможно без более эффективного использования кадрового потенциала, повышения его квалификации, радикального перевооружения отраслей на основе внедрения новейших достижений НТП, ускоренного развития фундаментальной науки, экспериментальной базы. 

    §6. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

      В современной структуре промышленности удельный вес производства средств  производства составляет 70,7%, а производство предметов потребления — 29,3%.

      Машиностроение  и металлообработка представлены практически всеми отраслями и подотраслями. Преобладают сложные и наукоемкие производства. Важнейшие виды продукции машиностроения и металлообработки — это автомобили, изделия радиотехнической и электронной промышленности, управляющие и вычислительные машины, автоматические линии и станки, приборы, инструменты, подшипники.

      Транспортное  машиностроение представлено производством  автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Широкое развитие транспортного  машиностроения в районе обусловлено  его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения.

      Крупным центром автомобилестроения является Москва. Здесь расположены завод  им. И.А. Лихачева (ЗИЛ) и завод малолитражных  автомобилей (АЗЛК). В Московской области  в Ликино-Дулево находится автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей.

      Одним из крупнейших в стране заводов транспортного  машиностроения стал Коломенский тепловозостроительный  завод им. В.В. Куйбышева, который  еще до 1917г. выпускал паровозы. Производство маневровых тепловозов создано на Людиновском и Муромском заводах. Вагоностроение представлено Тверским машиностроительным заводом, Мытищинским машиностроительным заводом, выпускающим пассажирские вагоны для метрополитена. В Брянске производятся изотермические вагоны.

      Речное судостроение имеет преимущественно местное значение. Центры речного судостроения и судоремонта - Москва, Рыбинск, Кострома.

      Станкостроение  специализировано на изготовлении автоматических станков и линий, агрегатных станков, гибких производственных систем, станков с числовым программным управлением, т. е. новейшего станочного оборудования. Основные центры станкостроения - Москва, а также Коломна, Иваново, Рязань, Егорьевск. В Москве завод «Красный пролетарий» выпускает полуавтоматические станки, завод им. С. Орджоникидзе специализируется на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Заводы «Станколит», «Станкоконструкция», «Станконормаль» изготавливают отдельные узлы, агрегаты, детали. В Рязани получило развитие производство кузнечно-прессового оборудования и автоматических станков. В Коломне производятся карусельные и зубофрезерные станки.

Информация о работе Центральный экономический работ