Демографическое развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы

Автор: Ксюша Киреева, 23 Ноября 2010 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Демографическая ситуация (иначе обстановка) – это состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определенное время на определённой территории . В основе понятия лежит греческий корень: demos – народ. Изучением демографической ситуации занимается наука демография. Демографическая ситуация в рамках любой территории складывается из таких демографических процессов как рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака .

Содержание

Введение 2
2.2. Национальный состав 9
2.3 Городское и сельское население 10
2.4. Рождаемость – смертность 11
2.5. Миграции 14
2.6. Половозростная структура населения 15
2.7. Браки 19
3. Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения 20
Заключение 26
Список используемых источников: 28
Оглавление 2

Работа содержит 1 файл

черновой.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Очередной провал численности населения в возрастах 25-40-лет — в основном результат  резкого уменьшения числа женщин в активном детородном возрасте, «эхо войны», дети малочисленных родителей, появившихся на свет в военные  годы.

Очередное увеличение численности населения видно в возрастах 20-30 лет. Это родившиеся в 80-е годы. Здесь сказались две основные причины: вступление в активный детородный возраст относительно многочисленных поколений, родившихся в первые послевоенные годы, и активизация демографической политики (в начале 80-х был принят ряд мер, улучшающих положение семей с детьми).

Половозрастная  пирамида населения Белоруссии на начало 2009 года сужается вблизи основания  — на уровне возрастов от 4 до 18 лет. Это результат спада рождаемости в 90-е годы ХХ столетия и в начале ХХI века. Здесь сказалось как ухудшение экономического положения страны, так и то, что в это время в детородный возраст стали вступать поколения, родившиеся в 60-70 годы (дети рожденных в военные годы, второе «эхо войны»), численность которых невелика. Кроме того, в эти годы стали резко снижаться репродуктивные установки молодежи.

Некоторое удлинение  трех самых нижних строк пирамиды, отражающих число детей в возрасте до 3 лет, — результат роста числа  родившихся в 2006-2008 годах. Этот рост произошел как за счет увеличения числа женщин в активном детородном возрасте, так и за счет повышения интенсивности рождаемости. (см.рис. 2.5.)

2.7. Браки

Число браков в  Беларуси увеличивается, а разводов - снижается. Как сообщили в главном управлении политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты, в январе-мае нынешнего года зарегистрировано 20 тыс. 983 брака - на 15,3% больше по сравнению аналогичным прошлогодним периодом. 
Новых семейных союзов становится больше во всех регионах республики. Лидерство в свадебном рейтинге сохраняет Гомельская область (в январе-мае 2009 года здесь зарегистрировано на 21,6% браков больше по сравнению с январем-маем 2008-го), а в Минске всего лишь на 10% чаще, чем в январе-мае минувшего года. 
Возрастает количество браков как среди городского, так и среди сельского населения. Причем, сельчане демонстрируют куда большую брачную активность, чем горожане: прирост числа регистраций браков в сельской местности составил 21,9% против 13,9% в городской. А самые высокие темпы брачной активности продемонстрировали сельчане Могилевской и Витебской областей - за пять месяцев число браков возросло соответственно на 30,4% и 28,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
В Беларуси становится меньше разводов. В январе-мае нынешнего года распались 14 тыс. 66 пар - на 4,4% меньше, чем в январе-мае 2008-го. Брачной нестабильностью выделяется среди регионов Минская область: число разводов увеличилось на 1,9%, а в сельской местности - на 21,1%. Самая оптимистичная семейная статистика отмечается в Витебской области: за пять месяцев текущего года разводов оформлено на 9,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а в сельской местности Витебщины - на 27,2%.

В 2008 году зарегистрировано 77,2 тыс. браков и 36,7 тыс. разводов. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года количество зарегистрированных браков снизилось на 14,6%, количество разводов возросло на 1,5%. 

3. Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения

Беларусь стала  пионером на постсоветском пространстве по разработке и реализации законодательных  актов в сфере демографии. Цель Национальной программы демографической  безопасности заключается в создании условий для улучшения демовоспроизводственных процессов. Демографическая политика государства направлена не только на увеличение численности населения, повышение качества жизни людей, но и на рост человеческого капитала нации.

Демографическая политика государства направлена не только на увеличение численности населения, повышение качества жизни людей, но и на рост человеческого капитала нации.

Демографическими  угрозами являются:

  • депопуляция;
  • старение населения;
  • нерегулируемые миграционные процессы;
  • деградация института семьи.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

  • нетто-коэффициентом воспроизводства населения;
  • коэффициентом депопуляции;
  • суммарным коэффициентом рождаемости;
  • коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;
  • ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;
  • коэффициентом старения населения;
  • сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;
  • численностью нелегальных мигрантов;
  • коэффициентами брачности и разводимости

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный  расчет показателей демографических  угроз в Республике Беларусь и  разработку научно обоснованных величин показателей демографических угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности.

Так, принятый в 2002 году закон "О демографической  безопасности Республики Беларусь" не имел на то время аналогов в СНГ, как и Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы. Однако такое первенство нашей страны отнюдь не означает, что она, в отличие от других, оказалась на пороге демографической катастрофы, ведь депопуляция - диагноз многих государств мира. Министерство труда и социальной защиты в настоящее время совместно с заинтересованными ведомствами разрабатывает проект концепции Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 годы.

Обеспечить демографическую  устойчивость страны можно, решив двуединую задачу: сохранив позитивные тенденции в развитии народонаселения и создав условия для последующего демографического роста. Для этого нужно решить комплекс задач, которые условно делятся на три блока: первый - в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, второй - в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, третий - в области миграции.

Приоритеты в  сфере укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения  фактически необходимо пролонгировать. Это

укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего  за счет профилактических мероприятий  по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развитию физической культуры, отдыха и оздоровления.

  сохранение  репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи.

Следует продолжить работу по повышению качества и расширению спектра медицинских услуг беременным женщинам, новорожденным и детям  раннего возраста. Более пристального внимания требует профилактика и лечение бесплодия.

Особый акцент нужно сделать на улучшение здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактики травм, а также раннего выявления  болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней. Не останутся за бортом внимания и меры по сохранению здоровья пожилых людей, здесь наиболее актуальна профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

Первостепенной  задачей остается формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. Необходимо дальнейшее развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и, в прямом смысле этого слова, здоровых инициатив.

Среди предложений, направленных на снижение потребления  табака и алкоголя,  запрет рекламы  пива и слабоалкогольных напитков. Разработчики также считают, что  должен ужесточаться контроль за качеством алкогольной продукции и ценовой политикой (она должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но в то же время стать стимулом к потреблению алкоголя).

Многое в стране уже сделано для развития и укрепления консультационно-диагностических служб областных и республиканских учреждений здравоохранения, и эта деятельность будет продолжена в дальнейшем. А первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи.

Как известно, показатель рождаемости хромает практически во всех европейских странах. В этом отношении Беларусь - не исключение. Однако нынешние положительные сдвиги внушают оптимизм, ведь увеличение рождаемости - один из важных рецептов лечения демографического кризиса и ключевое понятие в характеристике общественного здоровья.

Проектом концепции  предусмотрен целый комплекс мер  по стимулированию рождаемости и  укреплению семьи. В их числе 

1) усиление ференцированности  соцподдержки семей в зависимости  от числа детей в них, причем центр тяжести в стимулировании семей к рождению детей будет смещен на второго ребенка. Но и многодетные семьи не будут ущемлены в поддержке.

2) фундамент  системы ценностей положат ориентир  на устойчивую семью с несколькими  детьми, повышение ее престижа. Предусматривается разработать дополнительные меры по созданию родителям благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с семейными обязанностями.

3) общепризнанно,  что семейная политика имеет  непосредственные точки соприкосновения с жилищной. Поэтому планируется совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, развитие льготного кредитования на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и улучшение жилищных условий, частичного погашения кредитов при рождении детей. Возможны и другие меры содействия молодым семьям в решении проблем, связанных с рождением и воспитанием детей.

4) Необходимо  обеспечить совершенствование системы  налогообложения граждан с учетом  иждивенческой нагрузки. Потребует совершенствования система адресной поддержки семей в связи с рождением детей за счет увеличения размеров пособий.

5) Целесообразно  расширение подготовки и переподготовки  кадров социальных работников  и иных специалистов (психологов, педагогов, юристов, врачей и др.) для работы с семьей.

Финансироваться мероприятия программы будут  за счет средств республиканского и  местных бюджетов, внебюджетных источников.

Социологи вывели для Беларуси такую "оптимальную  модель": по их мнению, вопрос о демографической безопасности отпал бы сам собой, будь в каждой ячейке общества как минимум трое ребятишек. Однако решились на такой шаг пока лишь 6 процентов семей.. Однако указ Президента дает понять: со своей стороны государство готово сделать все возможное, чтобы у родителей не было оснований откладывать рождение ребенка на потом. В этом направлении уже немало сделано, особенно показательными стали последние годы. Достаточно сказать, что наша страна, по словам заместителя Премьер-министра Александра Косинца, остается единственной на пространстве СНГ, где нет такого понятия, как "брошенные дети". Более того, мы единственное государство в мире, где главный уполномоченный по защите детских прав - Национальная комиссия по правам ребенка - подчиняется непосредственно Президенту. Различные пособия из бюджета получают более полумиллиона белорусов до 18 лет, то есть каждый четвертый ребенок. 1 трлн. 467 млрд. рублей планирует государство потратить на нужды подрастающего поколения во время реализации программы "Дети Беларуси". Еще в 670 млрд. рублей оценивается вынесенная на общественный суд Национальная программа демографической безопасности. Один из главных ее постулатов - крик новорожденного должен раздаваться у нас все чаще и чаще. Стипендиями, премиями и другими наградами президентского фонда по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов отмечены свыше 12 тысяч человек. Полным ходом идет обновление РНПЦ "Мать и дитя" - центра, который обещает стать лучшим на всем постсоветском пространстве. Миллионные вложения, уверены медики, окупятся сторицей, ведь шанс стать мамой получат женщины, читая историю болезни которых врачи раньше только разводили руками. Проблемам же самых беззащитных малышей - социальных сирот - посвящен Декрет № 18, беспрецедентно жесткий и беспрецедентно справедливый, как считают эксперты, по отношению к родителям, на которых нигде в мире не могут найти управу.

Что касается вопроса  о религиях, то в настоящее время  в Беларуси действует Закон "О  свободе вероисповеданий и религиозных  организациях", который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. Каждому гражданину предоставлено право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Как уже отмечалось ранее, большое количество белорусов  проживает за рубежом. К примеру,  в России сложилась многоуровневая структура белорусской диаспоры, в которую входят 17 региональных национальнокультурных автономий, в целом – около 70 общественных белорусских организаций, землячеств, культурно-просветительских  обществ и центров, объединенных в Федеральную национально-культурную автономию (ФНКА) «Белорусы России» с центром в Москве.

За последние 15 лет возникло множество новых  общественных объединений белорусов  за рубежом, в основном на постсоветском  пространстве – в странах СНГ  и Балтии, а также в некоторых государствах Европы – Бельгии, Чехии, Германии, Франции.

Важной задачей  государства является обеспечение  зарубежных соотечественников объективной  информацией о Республике Беларусь. Издается газета «Голас Радзiмы». На страны ближнего и дальнего зарубежья вещают популярные в среде белорусской диаспоры международный  спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ» и радиостанция «Беларусь» (на русском, белорусском, других языках).

В 2008 году обновлен и продолжил работу информационно-просветительский проект Уполномоченного по делам религий и национальностей «Приветствует Беларусь!» ориентированный на белорусскую диаспору за рубежом, и этнокультурные общности и конфессии в Республике Беларусь. 
 

Заключение

Таким образом, в последние годы в республике сложились позитивные тенденции в развитии демографических процессов: растет рождаемость и продолжительность жизни, обеспечивается положительное сальдо внешней миграции, замедляются темпы сокращения численности населения.

Вместе с тем  демографическая ситуация в стране по-прежнему сложная: достигнутые показатели недостаточны для стабилизации численности населения, для его воспроизводства... Что касается сальдо миграционного прироста, то оно в последнее время положительное, но все же недостаточное для компенсации естественной убыли населения.

Кроме того, следует  иметь в виду, что в первом десятилетии  ХХI века половозрастная структура  населения Беларуси способствовала росту количества новорожденных  и уменьшению числа умерших: в  самый плодородный возраст вступило поколение бэби-бума 80-х годов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и тот непреложный факт, что вступление в пенсионный возраст людей довольно многочисленного послевоенного поколения повлечет рост количества умерших.

Информация о работе Демографическое развитие Республики Беларусь: состояние и перспективы