Древние города на территории Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку.
На смену палеолиту пришёл новокаменный век (неолит). В Казахстане известно более двухсот неолитических стоянок, когда появляется земледелие, скотоводство, люди создают орудия охоты, что облегчает добычу пропитания, охотясь на животных. Стоянки человека времён неолита обнаружены почти во всех регионах республики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 39.96 Кб (Скачать)

Баласагун 
Впервые он упоминается в рассказе сельджукского везира Низам ал-Мулька (XI в.) о завоевании Баласагуна неверными тюрками незадолго до 943 г. Захватив Баласагун, тюрки (караханиды) приняли ислам. Баласагун был столицей одного из уделов Караханидского государства. В конце X в. Баласагун, согласно ал-Макдиси, представлял собой "большой населенный пункт, обильный благами". Махмуд Кашгарский приводит другие названия города: Куз-Улуш и Куз-Урду. Он же сообщает о том, что жители Баласагуна говорят по-согдийски и по-тюркски, и о том, что "сугдаг - люди, живущие в Баласагуне. Они из Согда, но выглядят как тюрки и приняли их обычаи".

Около 11ЗО г. Баласагун завоевали каракитаи, которые в 1210 г. были разбиты хорезмшахом Мухаммадом, чем воспользовались жители Баласагуна: они отказались пустить в город разгромленное войско каракитаев. Однако после осады город был взят штурмом и разграблен. По сведениям источников, число убитых составляло 47 тысяч человек. В 1218 г. Баласагун был занят монголами без боя и получил название "Гобалык" - "Хороший город".

При монголах письменные источники  о Баласагуне не упоминают, нет известий о нем и в описаниях походов Тимура в Моголистан. Автор географического сочинения "Бахр ал-асрар" ("Море тайн"), живший в XVII в. Махмуд ибн Вали писал: "Баласагун - из городов Туркестанзамина, известного (под названием) Моголистан, до монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Мустауфи говорит: "Баласагун - страна обширная и природная; из шестого - седьмого климатов. Климат его очень холодный". В некоторых летописях сообщается, что "ширина его крепостной стены была в два с половиной (гяза). Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе..." После нашествия монголов до тех пор, пока обычаи монголов не повредили ему, был он благоустроенным и цветущим. И с тех времен до сегодняшнего дня он находится в опустошенном и заброшенном состоянии. Некий путешественник-кашгарец во время составления сей книги в Балхе рассказывал: "Однажды правитель Кашгара вторгся в Моголистан, чтобы осудить и наказать калмыков. Спустя два месяца, следуя направлению с востока на север, дошли до какой-то местности, где из-под песка на четыре-пять зира выступали крыши высоких зданий: минаретов, дворцов, арок, медресе, и приметы их были видны с расстояния четырех фарсангов. Недалеко от той местности мы настигли калмыков, между нами состоялось сражение. Схватили из числа этих неверных много пленников и при возвращении, когда дошли до того места, где раньше мы увидели остатки зданий, у пленников спросили название этой местности. Они сказали: "Нам известно то, что здесь в прошлом был город под названием Баласагун"... Словом, этот город в прошлом был одним из лучших городов этого края.

Вообще, по мнению исследователей, Баласагун известен уже в середине VIII в. В сочинениях средневековых географов в числе селений Семиречья названо "Беклиг" ("Беклелиг"), которое по-согдийски звучало, как "Семекна". Владетель селенья носил титул Бадан-Сангу, или по-тюркски Иинал-тегин; у него было 3000 воинов, кроме того, город выставлял 7000 воинов. Селение Беклиг (Беклелиг или Семекна) соответствует Баласагуну, и вот почему. Обратимся к значению "Беклиг", сопоставив его со словом "балык", которое употребляется в тюркских языках в значении "город". Анализ слова "балык" дан С.П. Толстовым. "Баласагун", по мнению С. П. Толстова, как и монгольская форма "Balgasun" означает "город", и то, и другое произошло от тюркского слова "балык" - город. Возможно и другое толкование топонима: "баласагун" - слово, состоящее из двух - "бала" и "сагун", где "бала" - усеченная форма "балык-беклиг", а "сагун" - военно-административный титул, распространенный как среди тюркской знати, так и у других народов Средней Азии. Особое значение играет тот факт, что владетель города Беклига носил титул Бадан-Сангу, в котором "Бадан" является именем, известным в среде согдийской и персидской аристократии. Ученый С. Г. Кляшторный убедительно показал: титул "Сенгун" ("Сангу") был наследственным, поскольку в 731 г. посольство городов согдийцев Семиречья, приехавших на похороны Кюль-тегина, возглавлял Нек Сенгун и Огул-Тархан. Первый был предшественником Бадан-Сангу.

Напрашивается вывод о  тождестве Беклига и Баласагуна. Первое название означает "просто город", второе осмысливается как "город Сенгуна". По-согдийски "Беклиг" назывался "Семекна", и В. В. Бартольд считал его согдийской колонией. В пользу такого мнения свидетельствует также анализ 52-53 строк рунической надписи в честь Кюль-тегина (VIII в.), где говорится о посольстве согдийских городов, одним из руководителей которого был Нек Сенгун, и он, видимо, являлся владетелем именно Беклига - Семекны - Баласагуна. Согдийское население в Баласагуне сохранялось еще в XI в., и, не случайно, Махмуд Кашгарский писал, что "сугдак - люди, живущие в Баласагуне". Это еще одно подтверждение в пользу тождества согдийского города Беклига - Семекны и города Баласагуна, где проживали согдийцы.

Баласагун отождествляется с городищем Бурана, которое находится недалеко от Токмака в Кыргызстане. Оно исследуется кыргызскими археологами. Здесь открыты мусульманские мавзолеи, баня, которые подтверждают вкупе с сохранившимся минаретом соборной мечети Х-ХП вв. столичную роль располагавшегося на этом месте города Баласагуна.

Дженд 
В 115 км к западу от Кызылорды, на правом берегу старого русла Сырдарьи (Жанадарьи) хорошо сохранились развалины древнего Дженда - городища Джан-кала. Площадь четко спланированного города около 40 га. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу - квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами. Крепостная стена со следами башен сохранилась высотой до 8 м. Посредине восточной стены - вход. Он был защищен двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел. Вокруг Дженда были найдены остатки небольших укреплений, усадеб, следы средневековой ирригации. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой. Здесь находился загородный дворец правителя. Несомненно, Дженд был центром обширного густо заселенного района в Приаралье, и не случайно Аральское море иногда называли "Джендским". 
 
Найденная керамика позволяет определить время существования города - это первые вв. н.э. - XVI в. В домонгольское время Дженд был одной из столиц огузов, а затем кипчаков. 
 
Сильнейшим потрясением в жизни нижнесырдарьинских городов было монгольское нашествие. В течение 1219 года войска монголов подчинили Сыгнак, Барчинлыгкент (Барчкент), Ашнас, Дженд, Янгикент. В послемонгольское время Дженд смог возродиться и стать крупным центром в Приаралье. Здесь работает монетный двор, чеканится монета. В одном из исторических сочинений про Дженд начала XIV в. сказано: "Город Дженд прежде был значительным местом, а с недавнего времени разрушен, и все же это действующее торговое место, где купцы соперничают в важности и прибыльности своих сделок, и чаши весов на его рынке постоянно колеБлются". Дженд дожил до XV-XVI вв. и все это время являлся крупным центром Приаралья на пути в Хорезм.

Сарайчик 
Сарайчик (Сараджук, Сараджик, Сарайджук) расположен на правом берегу р. Жайык, в 55 км севернее современного города Атырау. Согласно исторической версии, город Сарайчик был основан в середине XIII в. ханом Бату (1227-1256 гг.) в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии. Через него пролегал Великий Шелковый путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарая Берке на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая. До нас дошли описания многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути. В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных около 1339 г., приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний. Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром. Здесь проводилась процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека (1357-1359 гг.) и других представителей династии Джучидов. 
 
Бурному развитию города способствовало принятие ислама ханом Берке (1257-1266 гг.) и его братом Тукай-Тимуром, а впоследствии - в качестве официальной государственной религии Золотой Орды Узбек-ханом (1290-1312 гг.). Эти события происходили именно в Сарайчике, что подчеркивает его особую роль как духовного центра всей Золотой Орды. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266-1281 гг.), Токтай (1280-1312 гг.), Жанибек (1342-1357 гг.), Бердибек (1357-1359 гг.), а также казахский хан Касым (1511-1518 гг.). 
 
После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство - Ногайскую Орду к 40-м годам XVI в., бывшую политическим объединением степных племен. 
 
Около 1580 года Сарайчик был взят приступом и разрушен казачьими отрядами. Вскоре город был восстановлен, но это было началом постепенного и необратимого процесса его полного запустения. Этому способствовали экономические, социально-политические потрясения внутри Ногайской орды и неблагоприятные внешние факторы. 
 
В результате археологических исследований 1996-2000 гг., 2002-2004 гг. на развалинах городища Сарайчик был получен богатый материал по городской культуре Казахстана эпохи Золотой Орды, по динамике развития торгово-экономических и культурных связей города с центрами средневековых цивилизаций Востока и Запада. 
 
Городская культура Сарайчика и его округа имела свою специфику, отражавшую ее глубинные степные корни и тесные контакты с Дешти Кыпчаком, городами Приаралья и Сырдарьи. 
 
Проблема сохранения культурных остатков Сарайчика является особо актуальной, поскольку ежегодно в результате обрушения берега реки Урал культурные слои городища шириной от 2 до 3 метров и длиной до 600 метров исчезают. Безусловно, необходимо принятие срочных мер для сохранения уникального памятника Казахстана. Решение вопросов изучения и сохранения Сарайчика связано с государственной программой "Культурное наследие". Все эти данные будут, несомненно, интересны гостям и туристам Атырау.


Информация о работе Древние города на территории Казахстана