Елорусский водный путь: Августовский канал - р. Неман - р. Щара - Огинский канал - р. Ясельда - р. Пина - Днепровско-Бугский канал - р. Муховец

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

В Белоруссии можно совершать путешествия по рекам с переходом из одного водного бассейна в другой. С незапамятных времён в истории человечества реки использовались в хозяйственных целях, в том числе, как пути сообщений. Ещё в глубокой древности наши предки проходили водный путь "из варяг в греки" через верховье Ловати по её притоку Усвяче в Западную Двину, а потом через её левый приток Каспию в Днепр. Ещё раньше в Белорусском Полесье по инициативе литовского гетмана Огинского был прорыт канал, соединявший реки Щару и Ясельду, что позволяло передвигаться по воде на небольших баржах из Нёмана в Припять. Теперь эти водные пути потеряли своё экономическое значение.

Работа содержит 1 файл

Копия Эссе по географии.doc

— 207.23 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе

«Белорусский водный путь: Августовский канал - р. Неман - р. Щара - Огинский канал - р. Ясельда - р. Пина - Днепровско-Бугский канал - р. Муховец» 
 
 
 

                                                   

                         Подготовил:

Вася Ололошин 13 «Я» 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2099

     Введение

     В Белоруссии можно совершать путешествия по рекам с переходом из одного водного бассейна в другой. С незапамятных времён в истории человечества реки использовались в хозяйственных целях, в том числе, как пути сообщений. Ещё в глубокой древности наши предки проходили водный путь "из варяг в греки" через верховье Ловати по её притоку Усвяче в Западную Двину, а потом через её левый приток Каспию в Днепр. Ещё раньше в Белорусском Полесье по инициативе литовского гетмана Огинского был прорыт канал, соединявший реки Щару и Ясельду, что позволяло передвигаться по воде на небольших баржах из Нёмана в Припять. Теперь эти водные пути потеряли своё экономическое значение. В течение всего периода водный путь постоянно претерпевал изменения, как живой организм постоянно совершенствовал себя. Сегодня Днепровско-Бугский водный путь - это не только судоходная артерия, соединяющая бассейны двух морей. Более чем за двухсотлетний период он приобрёл стратегическое значение, стал гарантом экологической безопасности всего Полесского региона в целом. С тем связывают свою жизнедеятельность прилегающие города, колхозы и другие объекты хозяйствования. В настоящий момент проводятся исследования в восстановлении пути "из варяг в греки", на Августовском канале уже ведутся работы. Идея очень перспективная, т.к. восстановление этого пути позволит нашей стране не только восстановить частичку нашей истории, но привлечь туристов и развивать судоходство, которое в данный момент находится не в лучшем положении. В общем, путешествие по этим рекам и каналам подарит много незабываемых впечатлений. Тот, кто осмелится поплыть, увидит необычайные красоты нашей страны, которые не увидишь даже, если постараться пойти пешком. И так, я начинаю путь! 

     Августовский канал

     Начинается Августовский канал с озера Сервы, находящемся на территории Польши неподалеку от городка Августов. Именно в честь этого города и получил он свое название. Далее водный путь проходит по своей естественной природной части через реки Бебжу и Нетту, на которых небольшие участки зарегулированы шлюзами и обводными каналами. Затем начинается искусственный участок канала с системой шлюзов через озера, который выходит к реке Черная Ганча. Заканчивается водный путь отрезком прямого канала, упирающемся в реку Неман.

     История проектирования Августовского канала уходит в далекий 1821 год, когда немецкое правительство ввело для поляков непосильно большие таможенные пошлины на границе Восточной Пруссии при выходе в Балтийское море. Министр финансов Царства Польского Ксаверий Друцкий-Любецкий и польский общественный деятель Станислав Сташиц предложили сделать обводной канал, и под руководством генерала Игнатия Продзинского был составлен проект. Уже в 1824 году, после его рассмотрения технической комиссией, Александр I принял решение о строительстве канала. Самого факта, что началось строительство, оказалось достаточно для того, чтобы таможенная политика со стороны Восточной Пруссии изменилась в лучшую сторону, и свое стратегическое значение Августовский канал потерял, хотя даже еще не был достроен. Тем не менее, строительство продолжилось, канал был достроен и немного использовался для местной перевозки грузов. Интересный факт, что уже в 1905 году возникла идея туристического использования канала - водились пешие и конные экскурсии. Однако, в первую мировую войну часть шлюзов были искалечены, и в 1921 году на канале снова закипели строительные работы. Снова вернулись туристы, по маршруту Гродно-Августов-Гродно стали ходить два колесных парохода.

     Началась Вторая мировая война, оставившая после себя практически полностью разрушенные шлюзы и технические сооружения канала.

     В 60-е годы Августовский канал был реконструирован на территории Польши, и стал успешно использоваться как значимый туристический объект. Начало 21 века стало удачным уже и для судьбы канала на территории Республики Беларусь. Были проведены обширные восстановительные работы, и с 2007 года Августовский канал стал снова действующим на всей своей протяженности.

     Вот так он и соединяет бассейн польской реки Вислы и белорусский Неман, пронося свои воды на протяжении 103 км через 18 шлюзов, 22 шлюзовые камеры и множество водопропускных плотин и мостов. 80 км водного пути проходит по территории Польши, и остальные 23 - по территории Белоруссии. На Белорусском участке канала находится 3 шлюза - Немново, Домбровка и Волкушек, и 5 распределительных шлюзов. По каналу ходит два теплоходика - РБ-17 "Неман", построенный специально для канала на Пинском судостроительном заводе в 2006 году, и старенькая "Ольга Соломова". 
 

     Река Неман 

     Начинается под названием Неманец на Столбцовской равнине вблизи д. Верх-Неман Узденского района, течет по Минской и Гродненской области Беларуси. Впадает в Куршский залив Балтийского моря.

     Неман -- одна из наиболее крупных (после Днепра и Западной Двины) рек Беларуси. Его длина -- 937 км, по территории Беларуси -- 459 км.

     Свой долгий путь к Балтийскому морю он начинает примерно в 50 км к юго-западу от Минска. Здесь, на высоте около 200 м выше уровня моря, среди заболоченных лесов берут начало его истоки -- Неманец и Лоша.

     Водосбор 35 тыс. кв. км (без водосбора р. Вилия). Крупнейшие озера Выгонощанское, Рыбница, Свитязь, Берштовское. В пределах водосбора расположены заказники Выгонощанское (часть), Свитязянский, Налибокский, Сопоцкинский, Гожевский, Поречский, Барановичский, Слонимский.

     Русло извилистое, много мелей и перекатов, песчаных островов. Ширина местами достигает 640 м.

     Долину Немана обычно делят на три отрезка, называя их верхним, средним и нижним течением. В верхнем течении река пересекает Столбцовскую равнину и Верхненеманскую низину. По Столбцовской равнине Неман протекает в неширокой, но очень живописной, нередко густо заросшей лесом долине.

     В плоской Верхненеманской низине долина Немана значительно расширяется и достигает 4--7, а иногда и 10--15 км. Русло реки образует здесь крупные изгибы -- меандры, оставляя среди широкой поймы множество староречий. Часто попадаются мели, косы, песчаные острова.

     Среднее течение Немана расположено между устьем реки Котра и городом Каунас. На этом участке Неман прорывается через Гродненскую возвышенность и Балтийскую конечно-моренную гряду. В местах прорыва его долина становится глубокой и узкой. Выше города Гродно ширина долины местами не превышает 300--400 м, а глубина достигает 35--45 м. Река здесь напоминает быстрый горный поток. Ее берега усеяны галькой и крупными валунами. В русле валуны нередко образуют настоящие пороги. Склоны долины изрезаны многочисленными глубокими оврагами.

     В низовьях Неман течет по Среднелитовской и Приморской низменностям. Недалеко от города Советска он разделяется на два широких рукава и впадает в Куршский залив.

     Питают Неман талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья уровень воды в реке поднимается на 2--3 м и более. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и осенью после сильных дождей бывают кратковременные паводки. Через живое сечение реки возле Гродно каждую секунду в среднем проходит около 200 м3 воды. Когда осадков бывает особенно много, среднегодовой расход воды в Немане превышает здесь 3000 куб.м/с, в засушливые годы он иногда сокращается до 18--20 куб.м/с. Из бассейна Немана часть стока теперь перебрасывается по Вилейско-Минской водной системе в бассейн реки Днепр.

     Весеннее половодье обычно проходит несколькими волнами, продолжается 30-50 дней. Средняя высота над меженным уровнем 2,5-4 м. Наибольшее половодье за последние 150 лет наблюдалось в 1958 г., когда уровень воды поднялся до 3,1 м возле Столбцов и до 8,1 м возле Гродно.

     Во время половодья воды Немана выходят из берегов, откладывая на затопленном дне долины речные наносы -- ил, песок, гальку. Так образуется пойма. Из-за непрерывного углубления рекой своего русла постепенно формируются новые поймы на более низких уровнях. Поэтому склоны долины Немана напоминают ступени лестницы. Над современной поймой располагаются террасы -- остатки прежних пойм. В пределах Столбцовской равнины у Немана только одна терраса, ниже по течению террас больше.

     Замерзает во второй половине декабря, вскрывается в 3-й декаде марта. Максимальная толщина льда 65 см. Весенний ледоход длится 7--15 суток.

     Водятся окунь, щука, плотва, лещ, карась, уклейка, густера, ценный вид -- судак.

     На реке стоят города Гродно, Мосты, Столбцы. На берегах Немана находится Коласовский мемориальный заказник (д. Николаевщина), зона отдыха Столбцы, Морино, Дитва (в междуречье Немана и Дитвы), Мосты (в междуречье Немана и Щары), Скидель, Соничи.

     Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался и пробивался к морю. Люди впервые появились на берегах реки примерно 11--12 тыс. лет назад. В X в. н. э. верхнее Понеманье заселили славяне, ниже по течению жили литовские племена.

     Неман -- судоходная река. Регулярная навигация связывает Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и другими грузами поднимаются выше места впадения в Неман реки Березины. Есть на Немане и гидроэлектростанция (у города Каунас Литовская республика). Перед плотиной ГЭС раскинулось большое водохранилище, которое называют Каунасским морем.

     Основные притоки: Уса, Сула, Березина, Гавья, Дитва, Лебеда, Котра, Мяркис, Вилия (Нярис), Нявежис, Дубиса (справа), Молчадь, Уша, Щара, Зальвянка, Рось, Свислочь, Шашупе (слева).

     Русло от истока на протяжении 26,4 км канализовано, дальше - извилистое, много мелей, перекатов, кос, песчаных островов. Ширина реки в межень в верховьях 35-40 м, ниже по течению до 90 м, между устьями Щары и Черной Ганчи 120-150 м. Дно песчаное, на перекатах песчано-каменистое и галечное. Течение спокойное с средней скоростью 0,6-0,8 м/с и колебаниями от 0,2 до 2 м/с в половодье.

     Вода в реке по гидробиологическим показателям умеренно загрязненная, используется для бытового и промышленного обеспечения. Регулярное судоходство и лесосплав не осуществляются. Через Огинский канал Нёман соединен с бассейном Днепра, через Августовский - с бассейном Вислы. С построением Вилейско-Минской водной системы часть стока с бассейна Немана перебрасывается в бассейн Днепра. 
 

     Река Щара 

     Щара очень интересная и привлекательная река. Ее длинна - 325 км. Начинается на Новогрудской возвышенности из оз. Колдычевское. Протекает по Барановичской равнине, Припятскому полессью, Волковыской возвышенности и на Верхненеманской низине перемешивает свои воды с Неманом, являясь его левым притоком. Наш маршрут начался в чудесный солнечный летний день от ж. д. моста через р. Ведьму, что в километре от ж. д. станции Ляховичи. До этой станции мы добирались электричкой до Барановичей, далее дизелем на Ганцевичи. Первые 300 метров проплыли по узкому руслу среди камышей, и вскоре река разлилась вытянутым шестикилометровым водохранилищем, образованным на реке Щаре. Вдоль правого голого берега находится большое количество немецких дотов, хорошо сохранившихся со времен первой мировой войны. Они стоят на берегу и в воде. Левый невысокий берег красив, с сосновым бором и песчаными пляжами. Участок от дамбы до д. Волька поражает своей первозданностью. Мимо проплывают берега с притопленным лесом, наполненным разноголосием птиц, белеют старицы от бесконечного множества водяных нимф - белых лилий, нередко щука вывернет серебряный бок, нарушая водную гладь. И только иногда железобетонные остатки шлюзов, грустно торчащие из воды, напоминают о где-то существующей цивилизации.

     Длина 325 км. Основные притоки: Липнянка, Мышанка (28,2 км), Лохозва, Исса (62 км), Подъяворка (справа) и Ведьма (23,7 км), Липнянка (25,8 км), Гривда, Луконица, Сипа (слева).

     Долина от истока до впадения Гривды шириной 1,5 км, далее до устья 3 -- 5 км.

     После впадения Гривды ширина поймы в начале участка 1,5 -- 2,5 км, в средней части 0,5 -- 0,8 км, в нижней 50 -- 300 м.

     Русло извилистое, до впадения реки Ведьма узкое, ниже шириной 15 -- 30 м, местами до 60 м, около Слонима канализировано. Берега низкие, торфянистые, от впадения Гривды крутые.

     Пойма низкая, изрезанная осушительными каналами, по которым в весеннее половодье происходит перелив воды из Щары по Огинскому каналу в озеро Выгонощанское. Средний расход воды -- 31 куб.м/сек, в устье 37,7 куб.м/с.

Информация о работе Елорусский водный путь: Августовский канал - р. Неман - р. Щара - Огинский канал - р. Ясельда - р. Пина - Днепровско-Бугский канал - р. Муховец